Цели: В ходе урока в игровой форме проверить усвоение учащимися основ знаний о следующих силах: силе тяжести, силе упругости, весе тела, а также умения использовать изученные формулы при решении не только расчетных, но и практических задач (для нахождения неизвестной величины в измененных условиях). В ходе групповой работы формировать умение слушать и слышать товарища, находить коллективное решение, отстаивать свою точку зрения. Развивать умение мыслить логически, выражать неизвестную величину из полученной формулы, совершенствовать счетные навыки ребят.
Оборудование:
− презентация «В мире сил»;
− оборудование для практических заданий в группах:
1 группа: динамометр, линейка, груз массой 100 г;
2 группа: брусок, разновес, рычажные весы
3 группа: алюминиевый цилиндр на нити, мензурка, стакан с водой, таблица плотностей твердых тел.
− звездочки различных цветов и размеров: желтые, розовые, синие, красные
− карточки с задачами для команд
Ход урока:
- Оргмомент. Вводное слово учителя.
Ребята, сегодня мы проводим обычный урок в необычной форме. Мы изучили различные силы, познакомились с их особенностями и формулами, позволяющими находить значения сил, и сегодня на уроке вам предстоит показать, как хорошо вы умеете пользоваться имеющимся запасом знаний. У каждого из Вас будет возможность проявить себя как в индивидуальном первенстве, так и в командных состязаниях. Пропуском в команду является ваша личная активность и умение быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ ученик получает одну звезду, из учащихся, набравших наибольшее количество звезд по итогам первого этапа, формируются команды, а из оставшихся участников будут формироваться команды болельщиков.
Первый (отборочный) тур
«Вопросы на ЖЕЛТУЮ звезду» (слайды № 2- 5)
(Опрос ведется в быстром темпе, но на вопросы, требующие пояснения, оно обязательно должно быть предложено учащимися и при наличии неточностей, подкорректировано учителем).
- Подведение итогов отборочного этапа, формирование команд, игра.
Команды формируются из учащихся, сидящих на одном ряду (по 5 человек с наибольшим количеством звезд), оставшиеся — это болельщики.
Правила второго тура:
Каждый правильный ответ оценивается розовой звездой (3 балла), причем данные звезды являются достоянием ВСЕЙ команды, а не одного ученика, озвучившего правильный ответ.Если команда затрудняется и не может дать правильный ответ, то право ответа появляется у болельщиков, либо у другой команды. В случае, если правильный ответ дает болельщик, то баллы, которые дает звезда, становятся его ЛИЧНЫМИ баллами.
«Вопросы на РОЗОВУЮ звезду» (слайды № 6, 7)
Правила третьего тура:
(аналогичны правилам второго, только стоимость красной звезды10 баллов)
«Вопросы на КРАСНУЮ звезду» (слайды № № 8, 9)
Практический этап (работа с оборудованием)
− 1 группа: динамометр, линейка, груз массой 100 г. Задание: Определить жесткость пружины
− 2 группа: брусок, разновес, рычажные весы. Задание: Определить силу тяжести, действующую на тело.
− 3 группа: алюминиевый цилиндр на нити, мензурка, стакан с водой, таблица плотностей твердых тел. Задание: определить вес цилиндра
Теоретический этап (решение задач повышенной сложности)
В то время как команды выполняют практическое задание, на слайде появляются задачи теоретического этапа, и у болельщиков появляется возможность заработать красную звезду, решив задачу быстрее команды (в этом случае 10 баллов идут в личный зачет решившего задачу ученика).
Четвертый тур (для болельщиков)
Правила четвертого тура: Болельщики получают возможность заработать личные баллы, отвечая на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ ученик получает синюю звезду, которая приравнивается к 2 баллам. Если болельщики не могут дать правильный ответ, то такое право появляется у участников команд, заработанная звезда не является командной, а идет в личный зачет ученика, давшего правильный ответ.
«Вопросы на СИНЮЮ звезду» (слайды № 10, 11) В процессе разгадывания кроссворда появляются выделенные красным слова«СИЛА ТРЕНИЯ». Учитель обращает внимание на то, что единственная сила, с которой еще не знакомы — это сила трения и именно с ней предстоит познакомиться на следующем уроке.
- Рефлексия (слайд № 12)
- Подведение итогов урока. Выставление оценок (слайд № 13). Правила обмена: Каждая команда по очереди подходит к учителю, имея с собой заработанные командой звезды и звезды личного первенства.
Перевод баллов в оценку следующий:
Максимальное количество командных баллов по итогам всего урока: Розовые: 2 вопроса по 3 балла = 6 баллов, красные: 2 вопроса по 10 баллов = 20 баллов. Итого: 26 баллов: 5 человек = 5 баллов (каждый участник получает «5»).
− Если команда набирает меньшее количество баллов и не получается оценки «5», то до «5» можно добавить личные баллы (желтые и синие звезды).
− Если член команды заработал «5» в команде, и у него есть еще баллы в виде желтых или синих звезд, допустим, еще 10 баллов, то он имеет возможность обменять их еще на две оценки «5», если у него 8 баллов — то он может получить еще оценку «5», а от оценки «3» — отказаться.
− Для болельщиков: обмениваются личные баллы на оценки по тем же принципам: за желтую звезду — 1 балл, за синюю — 2 балла, суммарное количество заменяется оценкой «5», «4» или несколькими оценками. Если болельщик смог заработать розовую или красную звезду, то обмен на оценки производится аналогично — за розовую звезду — 3 балла к имеющимся, за красную — 10 баллов = две оценки «5».
Литература:
- Кирик Л. А. Физика — 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. — М.: Илекса, 2002
- Презентация «В мире сил» [Электронный ресурс]: Персональный сайт учителя физики Бахтиной Ирины Владимировны. URL:https://bakhtinairina.ucoz.ru/load/prezentacii_7_klass/urok_sorevnovanie_po_teme_quot_v_mire_sil_quot/8–1–0–116 (дата обращения: 26.12.2019).