Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Субъектность как важное условие формирования личности

Педагогика
29.12.2019
5713
Поделиться
Библиографическое описание
Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т. А. Карлина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 265-267. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65859/.


В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.

Ключевые слова: личность, субъектность, субъект деятельности.

Главным требованием современного общества является воспитание человека как уникальной, успешной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности.

В современном обществе понятие «субъектность» не имеет единого определения. Каждый автор по-разному интерпретирует данный термин.

Так, российский психолог, доктор психологических наук, профессор Слободчиков В. И. говорит, что субъектность — это «категория, выражающая сущность внутреннего мира человека» [6]. Иными словами, субъектность представляет собой способность человека управлять своими действиями и поступками, превращать свою жизнь в предмет практического преобразования.

Доктор психологических наук, профессор Осницкий А. К. рассматривает субъектность как «волеизъявление в процессе жизнедеятельности человека на основе личного опыта, намеченных целей, значимых ценностей и сформированности картины мира» [5].

Российский психолог Коржова Е. Ю. говорит, что «человек как субъект жизни взаимодействует с жизненными ситуациями и реализует свой субъектный потенциал на основе субъект-объектных ориентаций в субъективной форме внутренней картины жизни и объективной форме выбора стратегий поведения» [4].

Доктор психологических наук Большунова Н. Я. понимает под субъектностью «проявление индивидуальности, которая заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на своё «Я» [1].

Таким образом, субъектность — это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими.

В психологии под субъектом понимают индивида или группу как источник познания и преобразования действительности. Само понятие «субъект» произошло от латинского слова «subjectus», что в переводе означает «лежащий внизу, находящийся в основе» [2].

В начале своего жизненного пути ребенок является не субъектом деятельности, а всего лишь ее носителем. Однако по мере развития и овладения определенным видом деятельности он становится субъектом.

Чтобы ребенок успешно развивался как личность, необходимо наличие соответствующих условий. Это благоприятная обстановка в семье, возможности для личностного роста и развития, хорошо организованная система обучения и воспитания и самое главное — интерес и желание самого ребенка. Иными словами, у ребенка должна появиться мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, активному участию в общественно полезных видах деятельности, то есть должны сформироваться субъектные качества.

Таким образом, приоритетная задача современной системы воспитания — это развитие у ребенка субъектности по отношению к себе, своим поступкам и действиям, а также к обществу.

Субъектность характеризуется наличием у человека таких качеств, как активность, осознанность, ответственность, рефлексивность, креативность, дисциплинарность, самостоятельность в принятии решений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Субъектность проявляется в деятельности, познании и общении. Высший уровень развития субъектности — это активная творческая деятельность.

Субъектность ребенка отражает его возможности по достижению общеобразовательных целей и решению конкретных задач, поставленных педагогом. Процесс становления субъектности у ребенка тесно связан с процессом становления собственного «Я» ребенка.

Факторами становления у ребенка субъектности могут выступать разрешения противоречий между требованиями взрослого и возможностями и способностями ребенка, а также между стремлением ребенка быть взрослым и оценкой его поведения со стороны окружения. Главное условие разрешения этих противоречий — это личная активность ребенка, его потребность быть признанным обществом.

Для воспитания и развития субъектности у детей необходимо наличие и соблюдение следующих условий.

Первое условие — это организация общения, т. е. субъектом может быть тот человек, который постоянно находится в отношениях субъектности с другими людьми. Так, если родители или педагоги относятся к ребенку лишь как к объекту воспитания, то это значительно снижает шансы ребенка обрести субъектность.

Второе условие — это организация соответствующей деятельности. Ребенок должен находиться в пространстве такой деятельности, в которой будет возможна самореализация и саморазвитие, которая будет требовать от ребенка проявления ответственности и самостоятельности в принятии решений.

Третье условие — это то, что субъектность может быть реализована на трех социокультурных уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы (наука, искусство и др.), уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки).

Становление успешной личности неосуществимо без развития субъектности, поэтому в современном мире приоритетной задачей становится отождествление ребенка как субъекта жизнедеятельности. Грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Таким образом, субъектность — это важное условие формирования успешной личности. Ведь именно субъектность как свойство личности выступает в качестве интегративной функции, олицетворяя ценность человека как деятеля.

Литература:

  1. Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005. — 545 с.
  2. Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 26. — С. 386–390. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95362.htm (дата обращения: 12.10.2019)
  3. Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. — 2005. — № 6. — С. 11–27.
  4. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 5–19.
  5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. — Москва: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
личность
субъектность
субъект деятельности
Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 265-267):
Часть 4 (стр. 231-307)
Расположение в файле:
стр. 231стр. 265-267стр. 307

Молодой учёный