В статье рассматривается понятие субъектности. Дается характеристика данного термина с позиции разных авторов. Внимание акцентировано на условиях формирования и развития субъектности.
Ключевые слова: личность, субъектность, субъект деятельности.
Главным требованием современного общества является воспитание человека как уникальной, успешной личности. Формирование личности не представляется возможным без развития у нее субъектности.
В современном обществе понятие «субъектность» не имеет единого определения. Каждый автор по-разному интерпретирует данный термин.
Так, российский психолог, доктор психологических наук, профессор Слободчиков В. И. говорит, что субъектность — это «категория, выражающая сущность внутреннего мира человека» [6]. Иными словами, субъектность представляет собой способность человека управлять своими действиями и поступками, превращать свою жизнь в предмет практического преобразования.
Доктор психологических наук, профессор Осницкий А. К. рассматривает субъектность как «волеизъявление в процессе жизнедеятельности человека на основе личного опыта, намеченных целей, значимых ценностей и сформированности картины мира» [5].
Российский психолог Коржова Е. Ю. говорит, что «человек как субъект жизни взаимодействует с жизненными ситуациями и реализует свой субъектный потенциал на основе субъект-объектных ориентаций в субъективной форме внутренней картины жизни и объективной форме выбора стратегий поведения» [4].
Доктор психологических наук Большунова Н. Я. понимает под субъектностью «проявление индивидуальности, которая заключается в способности быть причиной самого себя, опираясь на своё «Я» [1].
Таким образом, субъектность — это способность человека преобразовывать свою жизнь, реализовывать поставленные цели, контролировать и оценивать свои действия и поступки, управлять ими.
В психологии под субъектом понимают индивида или группу как источник познания и преобразования действительности. Само понятие «субъект» произошло от латинского слова «subjectus», что в переводе означает «лежащий внизу, находящийся в основе» [2].
В начале своего жизненного пути ребенок является не субъектом деятельности, а всего лишь ее носителем. Однако по мере развития и овладения определенным видом деятельности он становится субъектом.
Чтобы ребенок успешно развивался как личность, необходимо наличие соответствующих условий. Это благоприятная обстановка в семье, возможности для личностного роста и развития, хорошо организованная система обучения и воспитания и самое главное — интерес и желание самого ребенка. Иными словами, у ребенка должна появиться мотивация к самосовершенствованию и саморазвитию, активному участию в общественно полезных видах деятельности, то есть должны сформироваться субъектные качества.
Таким образом, приоритетная задача современной системы воспитания — это развитие у ребенка субъектности по отношению к себе, своим поступкам и действиям, а также к обществу.
Субъектность характеризуется наличием у человека таких качеств, как активность, осознанность, ответственность, рефлексивность, креативность, дисциплинарность, самостоятельность в принятии решений, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию. Субъектность проявляется в деятельности, познании и общении. Высший уровень развития субъектности — это активная творческая деятельность.
Субъектность ребенка отражает его возможности по достижению общеобразовательных целей и решению конкретных задач, поставленных педагогом. Процесс становления субъектности у ребенка тесно связан с процессом становления собственного «Я» ребенка.
Факторами становления у ребенка субъектности могут выступать разрешения противоречий между требованиями взрослого и возможностями и способностями ребенка, а также между стремлением ребенка быть взрослым и оценкой его поведения со стороны окружения. Главное условие разрешения этих противоречий — это личная активность ребенка, его потребность быть признанным обществом.
Для воспитания и развития субъектности у детей необходимо наличие и соблюдение следующих условий.
Первое условие — это организация общения, т. е. субъектом может быть тот человек, который постоянно находится в отношениях субъектности с другими людьми. Так, если родители или педагоги относятся к ребенку лишь как к объекту воспитания, то это значительно снижает шансы ребенка обрести субъектность.
Второе условие — это организация соответствующей деятельности. Ребенок должен находиться в пространстве такой деятельности, в которой будет возможна самореализация и саморазвитие, которая будет требовать от ребенка проявления ответственности и самостоятельности в принятии решений.
Третье условие — это то, что субъектность может быть реализована на трех социокультурных уровнях: уровень выбора ценностей, уровень собственного содержания деятельности, ее общественной формы (наука, искусство и др.), уровень технологического содержания деятельности (знания, умения и навыки).
Становление успешной личности неосуществимо без развития субъектности, поэтому в современном мире приоритетной задачей становится отождествление ребенка как субъекта жизнедеятельности. Грамотный подход к воспитанию субъектности у детей создает благоприятные условия для стимулирования их внутренних побуждений к творческой активности и дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.
Таким образом, субъектность — это важное условие формирования успешной личности. Ведь именно субъектность как свойство личности выступает в качестве интегративной функции, олицетворяя ценность человека как деятеля.
Литература:
- Большунова Н. Я. Субъектность как социокультурное явление. — Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005. — 545 с.
- Григорьева А. А., Баишева М. И. Субъектность ребенка как важное условие становления личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 26. — С. 386–390. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95362.htm (дата обращения: 12.10.2019)
- Коржова Е. Ю., Дворецкая М. Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты // Журнал прикладной психологии. — 2005. — № 6. — С. 11–27.
- Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. — 1996. — № 1. — С. 5–19.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. — Москва: Школа-пресс, 1995. — 384 с.