Младший школьник как субъект учебной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (521) май 2024 г.

Дата публикации: 04.06.2024

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Лесных, А. О. Младший школьник как субъект учебной деятельности / А. О. Лесных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 22 (521). — С. 509-510. — URL: https://moluch.ru/archive/521/115128/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современном мире система образования характеризуется не только высокими требованиями к знаниям и умениям школьников, но и требованием к развитию личностных характеристик, адекватных современному этапу развития общества. В российском образовании ставится проблема построения образовательного процесса, который обеспечивал бы развитие субъектности школьников.

А. К. Осницкий определял субъектность как степень соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом деятельности, в которую он вовлечен обстоятельствами. [2]

В свою очередь, А. В. Петровский, разработавший концептуальные основы психологии субъектности, отмечает, что для человека стать личностью означает стать субъектом своей активности, поскольку существовать как личность он может, только имея свою идеальную представленность о других и о самом себе. [3]

Так, субъектность — качество, в основном определяющее то, как личность выстраивает взаимодействие с окружающим миром и людьми, как отстаивает свою позицию во взаимодействии с людьми и обществом, принимает активное участие в построении собственной личности.

Младший школьный возраст играет решающую роль в формировании адекватного отношения к самому себе, к другим людям и к обществу в целом. Ребенок становится субъектом учебной деятельности, что имеет долговременное влияние на его личность и направленность. Обучающиеся уже на уровне начальной ступени образования должны проявлять собственную инициативу совершать учебные действия. Ведь принимая активное, а не пассивное участие в организации своего учебного процесса младший школьник самостоятельно усваивает и находит применения знаниям, ведь учебная деятельность не предлагается обучающемуся в готовом виде. Все это напрямую связывается с развитием субъектности в младшем школьном возрасте. Таким образом, проходя через ряд этапов, ставя перед собой учебные задачи, осваивая учебные действия, усваивая знания, младший школьник осваивает не только знания, но и учится их реализовывать самостоятельно. Только тогда, можно говорить, что учащийся является субъектом учебной деятельности.

Ученые выделяют несколько критериев, играющих важную роль в развитие субъектности младшего школьника, такие как:

активность

Активность обучающихся в начальной школе определяется степенью включенности учащегося в процесс обучения. Младший школьник не просто принимает задачу, но сам отыскивает средства её выполнении. В этом случае имеет место большая степень самостоятельности. Если активность младшего школьника низкая, он проявляет пассивность, неохотно откликается на указания учителя, не стремится к самостоятельной деятельности и склонен подчиняться. Если ученик не активен, он воспринимается учителями, ровесниками как вялый, безынициативный, ведомый. Последствия такого поведения известны: потеря интереса к учебе, жизни. Уход в какую-либо зависимость. Такому ученику сверстники чаще приписывают плохие поступки, которые он не совершал, наличие у него дурных манер, хотя на самом деле в этом возрасте ситуацию можно корректировать.

рефлексивность

Способность к рефлексии является важной частью субъектности у детей младшего возраста и проявляется в их самопознании и самоконтроле в ходе деятельности. Психология определяет рефлексию как процесс осознания внутренних психических процессов и состояний, а также осознания того, как субъект воспринимается другими людьми. Это не только знание и понимание себя, но также понимание того, как другие люди видят личностные особенности, эмоции и мыслительные процессы субъекта. Рефлексия заключается в способности размышлять и изучать свои мысли, эмоции, желания и поступки, а также взаимодействие с внешним миром.

осознанность своей уникальности, самооценка

Важным аспектом развития личности является осознание собственной уникальности и самооценка. В начальной школе дети начинают осознавать свою уникальность и стремиться к совершенству, принимая предопределенные нравственные идеалы и образцы поведения. Особую значимость в формировании самооценка играет роль учителя. Роль учителя оказывает большое влияние на то, как складывается самооценка ребенка. Успешно адаптируя младшего школьника к новой социальной среде, учитель тем самым развивает самостоятельность, укрепляет в свои силы.

ответственность

Наиболее важным моментом формирования ответственности является период, когда ребенок начинает посещать образовательное учреждение. К. А. Климова в свою очередь выделила несколько признаков этого качества. По ее мнению ответственность включает в себя понимание необходимости выполнения заданий, стремление к успешному выполнению поручений, эмоциональное отношение к работе и осознание необходимости отчитываться о выполненной работе. [1]

В процессе развития субъектности ребенка можно выделить три ключевые линии развития.

Первая линия заключается в том, что ребенок начинает осознавать свое тело и способность контролировать его, что служит фундаментом для саморегуляции и превращает его в активного участника предметно-практической деятельности.

Направление второй линии связано с пониманием ребенком себя в качестве члена общества и развитием социальных навыков через общение с окружающими.

Третья линия охватывает осознание ребенком своего уникального внутреннего мира, включающего физиологические, социальные и индивидуальные психологические аспекты. Эти линии взаимодействуют, формируя интегрированную личность ребенка.

Имеются исследования, посвященных описанию условий развития субъектности личности (В. А. Бардынина, Н. А. Жесткова, О. С. Лапкова, И. А. Липчанская, М. А. Пыжьянова, А. П. Рябищенкова и др.). В ходе исследований выявлены факторы, влияющие на формирование субъектности у младших школьников, которые можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся элементы микросреды, где происходит развитие ребенка, такие как семья, школа, психологические знания и развивающие занятия. Важным условием для формирования субъектности является присутствие значимого взрослого. Внутренние условия включают в себя такие качества, как способность к рефлексии, ответственность, самостоятельность и осознание своей уникальности, которые связаны с внутриличностными процессами.

Стоит отметить роль учителя в процессе развития субъектности младшего школьника. Педагогу важно демонстрировать собственную субъектную позицию перед детьми, создавать благоприятный психологический климат, признавать человека в качестве высшей ценности, стимулировать ребенка к выражению своей субъектной позиции, предоставляя ему возможность это делать.

Таким образом, субъектность младших школьников выражается в способности способность рассматривать себя как активных участников собственного развития и взаимодействия с окружающим миром, умении вступать в субъект-субъектное взаимодействие. Это означает, что ребенок должен научиться взаимодействовать с другими на равных, признавая их субъектность и свою собственную. Это важно для развития коммуникативных навыков и построения здоровых отношений.

Литература:

  1. Климова К. А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет — М.: Просвещение. 1968. — 224 с.
  2. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности — М.: Обнинск: ИГ-СОЦИН. 2010. — 232 с.
  3. Петровский В. А. Феномен субъектности в развитии личности — Самара: 1985. — 101 с.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьник, ребенок, роль учителя, учебная деятельность, знание, личность, младший школьный возраст, начальная школа, окружающий мир, процесс развития.


Задать вопрос