Проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях / А. С. Рогоза, В. А. Поддубная, А. С. Левченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85753/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова : субъект, субъектность, физическое развитие, педагогические технологии, физкультурно-оздоровительная деятельность.

Актуальность рассмотренной в статье темы связана с наличием социального запроса на повышение результативности физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и снижением уровня здоровья и физической подготовленности детей.

В работах Т. В. Волосниковой [2], Л. Н. Волошиной [3], М. М. Мусановой [4] и др. в качестве одной из причин возникшей проблемы обозначается неэффективная организация физкультурно-оздоровительной деятельности, в которой ребёнок выполняет пассивную роль объекта педагогического воздействия,

Альтернативой этому может стать перестройка системы физкультурно- оздоровительной деятельности, направленная на повышение субъектной позиции ребёнка в вопросах своего постоянного физического совершенствования.

Педагоги- методисты, занимающиеся формированием позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у дошкольников, отмечают, что главная проблема здесь связана с уровнем методической разработанности данной темы: методика воспитания субъектных качеств личности детей находится на этапе разработки.

Существующие сегодня методы воспитания субъектных качеств личности основаны на идеях:

1) личностно-ориентированного подхода, направленного на содействие развитию индивидуальности ребёнка, проявление его субъектных качеств, культивирование отношения педагогов и родителей к ребёнку, как ответственному субъекту собственного развития;

2) создания педагогических условий, необходимых для проявления ребенком субъектности.

Позиция субъекта связана с проявлением активности человека, наличием активной позиции в вопросах преобразования окружающего мира и самого себя в соответствии с собственными намерениями [1].

В качестве самого важного признака позиции субъекта современные исследователи единогласно называют осознание структуры своей деятельности, всех её компонентов (мотивационно- целевого, операционально- технического, контрольного). Человек с позицией субъекта интенсивно включен в деятельность, нацелен на самоэффективность, использует самоконтроль, самокоррекцию, произвольно регулирует свое поведение. Позиция субъекта также связана с ответственностью за собственные действия.

Ребенок дошкольного возраста объективно не может характеризоваться всеми признаками субъектности. И это также является методологической проблемой, поскольку на данный момент отсутствуют исследования, содержащие четкие критерии и показатели сформированности позиции субъекта у детей дошкольного возраста, а также диагностические методики их изучения.

Компоненты позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности детей старшего дошкольного возраста рассмотрены в исследованиях В. Н. Шебеко. Ими являются:

1) самостоятельность в двигательной деятельности (ребенок без напоминаний и помощи со стороны взрослых делает зарядку, играет в подвижные игры и т. д., при этом ему чаще всего удается успешно контролировать качество выполнения движений и свое эмоциональное состояние);

2) творчество в двигательной деятельности (ребенок может по- своему сочетать знакомые движения, фантазировать в ходе двигательной деятельности, что воспринимается окружающими, как оригинальность, нестандартность);

3) оценочные действия при выполнении физических упражнений (ребенок выполняет движения в соответствии с конкретной ситуацией, успешно сравнивает выполняемые движения, понимает, что необходимо изменить);

4) осознанное отношение к своему здоровью (ребенок адекватно оценивает пользу и вред отдельных действий, поступков для здоровья) [8].

Позиция субъекта, как психологическая характеристика, отличается динамичностью: она изменяется в ходе онтогенеза. Это явление детально изучено В. В. Селивановым, который выделил 9 основных стадий развития субъекта в онтогенезе [5]. Применительно к детям старшего дошкольного возраста можно говорить, что они находятся на стадии парциальной субъектности (4–6 лет), а также на рубеже познавательной субъектности (6–12 лет). Это значит, что старшие дошкольники уже выделили себя из окружения, у них появилось собственно познавательное отношение к действительности (стали являться субъектами познания). В 4–6 лет дети начинают осваивать общественные способы действия, активно овладевают саморегуляцией основных видов физиологических отправлений и некоторых форм психической активности.

Согласно возрастной периодизации развития субъектности в онтогенезе В. И. Слободчикова, ребёнок старшего дошкольного возраста становится субъектом некоторых собственных действий: он может самостоятельно формулировать замысел решения поставленной задачи, использовать мотивацию в качестве побуждающей силы к деятельности, овладевать способами выполнения разных деятельности, мобилизовать ресурсы для реализации этих видов деятельности [6].

Вышеизложенное показывает, что сделать ребёнка субъектом невозможно. Субъектная позиция может выработаться самим человеком. Но без помощи других ребенок не может оценить, верны ли его представления о себе, как о субъекте. Поэтому целесообразно говорить о создании взрослыми педагогических условий для повышения субъектной позиции ребёнка в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Т. Э. Токаевой разработана технология физкультурно- оздоровительной деятельности, направленная на развитие субъектной позиции дошкольника. В основе технологии лежит использование педагогами системы средств и методов физического образования детей, создание здоровьесберегающей среды и сотрудничества педагогов с семьями воспитанников. Этапами реализации технологии являются:

1) педагогическая диагностика,

2) проектирование оздоровительно-образовательных маршрутов,

3) перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы,

4) поэтапное формирование субъектного опыта физкультурно-оздоровительной деятельности [7]. Дети должны приобрести опыт выбора подвижных игр, физических упражнений, способа участия в спортивных соревнованиях подбора спортивного инвентаря; научиться элементарной оценке своей успешности в тех или иных физкультурных упражнениях, способам её повышения.

На формирование личности ребенка огромное влияние оказывают условия его обучения и воспитания. Поэтому еще одной проблемой формирования субъектной позиции ребёнка в физкультурно-оздоровительной деятельности является обеспечение дошкольных учреждений педагогическими кадрами, у которых развито отношение к себе как к деятелю (наличие субъектной позиции у педагогов), развитие компетентности и ответственности родителей в области сохранения и укрепления здоровья [1].

Таким образом, проблемы формирования позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в современных исследованиях рассматриваются с точки зрения недостаточной сформированности интегративных качеств личности ребёнка, связанных с охраной и укреплением здоровья; поиском эффективных форм и методов организации педагогического процесса с целью обеспечения субъектного поведения воспитанников; повышением уровня субъектности взрослых, осуществляющих воспитание детей.

Литература:

  1. Волкова, Е. Н. Субъектность педагога: Теория и практика: диссертация... доктора психологических наук: 19.00.07. — Москва, 1998. — 308 с. — Текст: непосредственный.
  2. Волосникова, Т. В. Физическая культура в системе управления оздоровлением дошкольников в экологических условиях мегаполиса: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — СПб., 2011. — 44 с. — Текст: непосредственный.
  3. Волошина, Л.Н., Мусанова, М.М., Чернухина, М. В. Проблемы становления субъектности дошкольника в физкультурно-оздоровительной деятельности // Детский сад от А до Я. — 2011. — № 2 (50). — С. 85–92. — Текст: непосредственный.
  4. Мусанова, М. М. Оценка результативности физкультурно-оздоровительной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 94–103. — Текст: непосредственный.
  5. Селиванов, В. В. Субъектная теория мышления // Методология и история психологии — 2018. — № 2. — С. 33–46 — Текст: непосредственный.
  6. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности: Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — Москва: Школа-Пресс, 1995. — 218 с. — Текст: непосредственный.
  7. Токаева, Т. Э. Педагогическая технология развития ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности «Будь здоров, старший дошкольник на пороге школы!» /Т. Э. Токаева.— Текст: электронный // URL: https://infopedia.su/13x7cf.html (дата обращения: 17.11.2021).
  8. Шебеко, В. Н. Воспитание ребенка как субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 5. — С. 27–33. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-оздоровительная деятельность, позиция субъекта, ребенок, двигательная деятельность, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, оздоровительная деятельность, субъектная позиция, укрепление здоровья.


Похожие статьи

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании

В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Тенденции физкультурно-оздоровительной деятельности в современном дошкольном образовании

В статье представлены результаты научного исследования тенденций развития физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном образовании. С этой целью проведен анализ сущности категории «физкультурно-оздоровительная деятельность», а также факторо...

Изучение уровня развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара

Данная статья посвящена проблеме развития коммуникативных способностей подростков в условиях детского стационара. Представлены данные эмпирического исследования.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Системно-деятельностный подход как обоснование учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

В статье дается представление о системно-деятельностном подходе как основе организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Автор устанавливает взаимосвязь между индивидуально-типологическими особенностями дошкольника и...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Диагностический аспект изучения краеведческой компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

В статье изложены результаты изучения уровней краеведческой компетенции у педагогов дошкольных образовательных организаций.

К проблеме психологических особенностей личностного развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения

Задать вопрос