Развитие личности как субъекта своей жизни и профессиональной деятельности — один из приоритетов белорусского общества. В соответствии с положениями Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. «целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [6]. Отмечается необходимость успешной социализации личности в современном обществе, готовность к самостоятельной жизни, продуктивной трудовой и профессиональной деятельности; способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию конкурентоспособности, принятию ответственных решений, руководствуясь субъектной позицией.
Развитая субъектная позиция обучающегося является залогом его успешной учебно-профессиональной деятельности и личностного становления (Г. А. Аксенова, В. П. Бедерханова, Ф. И. Блиева, Ю. Л. Блинова, Н. М. Борытко, Н. М. Сажина и др.). Именно субъектная позиция обеспечивает молодым людям социальную и профессиональную устойчивость, помогает осознанно планировать этапы своего профессионально-личностного пути, вступать в разнообразные отношения с окружающим миром, самоактуализироваться [4, с. 3]. Соответственно, приоритетной задачей современного общества является развитие субъектной позиции личности по отношению к себе и окружающим, позиции, предполагающей не пассивное ожидание, а активные действия при опоре на себя, свой потенциал личностного развития.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение субъектной позиции обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период становления личности в юношеском возрасте, способствующей их успешной социализации в самостоятельной жизни.
На сегодняшний день большинство обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют недостаточный уровень развития субъектной позиции, что не позволяет многим из них быть конкурентоспособными на рынке труда, т. к. не обладают такими качествами, как самостоятельность, осознанная ответственность, инициативность, способность работать в команде, высокая адаптивность [8, с. 120].
К задержке и искажению процессов социализации и индивидуализации обучающихся со статусом сироты ведут свойственные их личности психологические характеристики. Анализ теоретико-практических источников (Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги, И. Ф. Дементьевой, Г. В. Семьи и др.), позволяет выделить следующие специфические особенности, характерные для большинства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: феномен «мы», позиция «психологического капсулирования» [10, с. 73], трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них, нарушение в развитии чувств, не позволяющее понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства, низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость следовать им, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним, потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу, неуверенность в себе, низкая самооценка [5], отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны, несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, «мотивационный сдвиг», который характеризуется возрастанием мотивации, отвечающей принципу удовольствия, в ущерб мотивации, подчиненной принципам реальности и ценности, несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения), низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания, склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т. д.), что может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты, плохое состояние здоровья [2, с. 13].
В то же время успешность будущей жизнедеятельности во многом зависит от того, в какой степени у юношей и девушек с сиротским статусом к окончанию профессионального учебного заведения развита субъектная позиция: готовы ли они взять на себя ответственность за свою жизнедеятельность, насколько реально воспринимают мирвокруг себя; как относятся к себе, к другим людям; способны самостоятельно иосознанно принимать решения, контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими, проявлять гибкость, терпимость к окружающим.
Научно-теоретическийанализ показал, что в настоящее время существует противоречие между требованиями к уровню развития субъектной позиции учащейся молодёжи, способной к принятию нестандартных решений, анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, стремлением к самосовершенствованию, творческой самореализации, активному участию в инновационных процессах, и неспособностью обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть субъектами собственной жизнедеятельности, проявляя личностную незрелость: неготовность жить в динамично меняющихся условиях и быть конкурентоспособными в современном обществе [9].
Выявление сущности субъектной позиции юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в научно-психологическом аспекте изучения осуществлялось нами на основе анализа теоретических подходов к понятию «субъект», его основных характеристик, рассмотрение субъекта деятельности, а также «субъектности», определение понятия «позиция» и «субъектная позиция» в контексте проблемы развития юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данные ключевые понятия исследования включают в себя различные подходы к толкованию их сущности.
В самом широком смысле категория «субъект» — «носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом» [7, с. 9]. В философии субъект определяется наличием субстанциональных свойств и характеристик активности, как автор действий, способный к целеполаганию (В. П. Лекторский). В психологии субъект есть носитель активности в том или ином виде деятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе). В психологии категория субъекта рассматривается и в динамическом, и в структурном плане. Первый характеризуется через разные виды активности — познание, действие, созерцание, индивидуальное развитие (как особое качество способа подлинно человеческого существования). Другая сторона исследования психологических характеристик субъекта представляет собой совокупность отношений человека к природе и другому человеку.
Б. Г. Ананьев выделил категорию «субъект деятельности». Субъект деятельности характеризуется проявлением инициативы и самостоятельности, способностью принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего поведения, самоизменяться, самосовершенствоваться. Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество [8, с. 121].
Субъект является носителем субъектности. В настоящее время «субъектность» стала одной из базисных характеристик человека.
Первым обозначил проблему становления субъектности С. Л. Рубинштейн. Ее продолжили А. Н. Леонтьев, А. К. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В А. Петровский, В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев и др.
Субъектность выражается в способности человека управлять своими действиями, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, осуществлять контроль и оценку своих действий (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). Она рассматривается как личностная зрелость (Г. Б. Горская). Волкова Е. Н. понятие «субъектность» с одной стороны определяет как свойство личности, позволяющее производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. С другой — как качество личности, исходя из того, что субъектность возникает на определенном уровне развития личности. Однако она не всегда может и должна проявляться (Л. В. Алексеева). Она проявляется при разрешении жизненных противоречий. Субъектность предполагает потребность и активность, рассматриваемую как «возможность модифицировать среду, манипулировать ее влияниями на организм в соответствии с содержанием актуальной потребности» (З. И. Рябикина).
Таким образом, субъектность– это многогранное образование, которое формируется и развивается в течение жизни человека под влиянием внутренних и внешних факторов окружающей среды в процессе его жизнедеятельности и является результатом онтогенеза человека в процессе его развития. Она проявляется в позитивном отношении субъекта к себе, другим людям; в отношении к различным сторонам действительности; отражается в его собственной конструктивной активности, предполагающей преобразование мира и себя в нем; самоорганизации, осознанной регуляции поведения, поступках. Характеризуясь способностью к рефлексии, автономностью, творчеством и т. д., субъектность дает возможность личности проявить себя как зрелую личность, автора своей деятельности, самого себя, своей концепции бытия.
Существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, определяя его мировоззрение, принципы и поступки, оказывает позиция личности. В философии феномен «позиция» исследуется как ведущая характеристика личности, определяющая закономерность ее поведения в определенной социальной общности (Л. М. Архангельский, А. С. Капто, В. И. Селиванов, Е. Ф. Сулимов и др.); в психологии — как стержневое системное образование, заключающее в себе движущую силу психического развития (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев, Л. С. Славина и др.); социальные психологи актуализируют в «позиции» систему отношений личности к обществу, людям, самой себе и пр. (Б. Г. Ананьев, Н. А. Дивитовская, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин и др.); в педагогике синтезируются подходы других наук, здесь «позиция» определяется как интегративная характеристика личности, включающая в себя осознанную совокупность отношений и проявляющаяся в деятельности и поведении (Б. П. Битинас, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Д. М. Гришин, Т. Н. Мальковская, А. М. Трещев и др.).
А. Адлер одним из первых ввел понятие «позиция личности», которое рассматривал как развивающееся образование, интегральную, обобщенную характеристику положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Термин «позиция личности» сегодня широко используется в психолого-педагогических науках. Понятие «позиция личности» определяется как сложная, наиболее устойчивая, интегративная система отношений личности к тем или иным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении, действиях и поступках (Б. Г. Ананьев, А. Г. Ковалев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.). В. П. Бедерханова определяет позицию как способ наложения возможного (того, что человек хочет) на реальное (то, что он объективно может), приводящее к действительному (то, что мы видим в его действиях).
Позиция как система отношений определяет поведение личности в каждый данный момент. Совокупность образующих позицию субъективных отношений есть сущность личности, это система координат, позволяющая человеку ориентироваться в мире. От позиции личности зависит эффективность ее социальной и профессиональной жизнедеятельности, поэтому она является предметом научного исследования ученых уже не одно десятилетие (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. П. Бедерханова, Л. И. Божович, Н. М. Борытко, С. М. Годник, А. Г. Ковалев, И. С. Кон, С. Л. Рубинштейн и др.).
Определяющие изменения человека происходят при выполнении им определенной деятельности и фиксируются в субъектной позиции как способности субъекта осваивать и творчески преобразовывать действительность, изменять внутренний мир, выстраивая стратегию и тактику собственной жизнедеятельности (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов). По мнению Г. А. Аксеновой, субъектная позиция — это «сложная, интегративная характеристика личности субъекта, отражающая его активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом» [1, с. 16].
Содержание субъектной позиции образуют такие ее компоненты, как ценностный (совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов в области саморазвития, самоопределения, самореализации личности, её деятельности, взаимоотношений с окружающими), волевой (сознательное управление поведением и деятельностью при достижении личностно значимой цели), регулятивный (осознанное и относительно автономное регулирование личностью границ контакта своего «Я» с социальной средой) [4, с. 10].
Качественное своеобразие и характер взаимодействия компонентов субъектной позиции определяют ее специфические особенности, степень ее сформированности и проявления в деятельности. Несформированность того или иного компонента препятствует проявлению субъектных свойств личности и значительно снижает результативность процесса деятельности [4, с. 12].
Сформированная субъектная позиция молодых людей в период юношества является основанием наиболее полноценного адекватного самопознания, саморазвития, самоутверждения и самореализации в последующей жизнедеятельности.
Сформированная субъектная позиция во многом определяет показатели качества взаимодействия юношей и девушек с окружающим миром и самими собой. Она позволяет человеку в юношеском возрасте найти ответ на три важнейших вопроса своей жизни: Каким быть? Кем быть? Как жить? [8, с. 122].
Отсутствие субъектной позиции у юношей и девушек из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишает их возможности быть активными деятелями собственной жизни, что может препятствовать их личностному, профессиональному и жизненному самоопределению.
Таким образом, в результате дифференциации понятий «субъект», «субъектность», «позиция», «субъектная позиция», рассмотренных структурно-содержательных компонентов субъектной позиции, социально-психологических особенностей юношей и девушек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обнаруживаются направления дальнейшего научно-практического исследования взаимосвязи субъектной позиции и жизненных планов обучающихся указанной категории.
Литература:
- Аксёнова, Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01; 19.00.07 / Г. И. Аксёнова; Моск. пед. гос. ун-т. — М., 1998. — 43 с.
- Бревнова, В. М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / В. М. Бревнова; Омск. гос. пед. ун-т. — Омск, 2008. — 25 с.
- Ермакова, Л. В. Социальная работа со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возможности её совершенствования [Электронный ресурс] / Л. В. Ермакова // Сибирский федеральный университет. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s5/s5_16.pdf. — Дата доступа: 15.12.2017.
- Лобанова, С. А. Активные методы обучения как средство развития субъектной позиции студента: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Лобанова; Кубан. гос. ун-т. — Краснодар, 2009. — 25 с.
- Микелевич, Е. Б. Особенности Я-концепции сирот в условиях интернатного учреждения и в постинтернатный период [Электронный ресурс] / Е. Б. Микелевич // Личность — слово — социум. — Режим доступа: http://www.pws-conf.ru/nauchnaya/lss-2008/203-lichnost-otnosheniya/5713-osobennosti-yakontseptsi.html. — Дата доступа: 22.12.2017.
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 82 // Национальный образовательный портал. — Режим доступа: http://adu.by/wp-content/uploads/2015/umodos/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. — Дата доступа: 19.12.2017.
- Ковалёва, А. М. Становление субъектной позиции студентов педагогического ВУЗа в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. М. Ковалёва; Красн. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2005. — 22 с.
- Кулакова, Е. В. Субъектная позиция личности студента техникума: содержание и уровни проявления / Е. В. Кулакова // Вестн. ТГУ. Вып. 1 (69), Гуманитарные науки. Педагогика и психология. — 2009. — С. 119–122.
- Щербакова, О. В. Формирование субъектной позиции выпускников гуманитарного колледжа [Электронный ресурс] / О. В. Щербакова // Сибирский федеральный университет. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2011/thesis/s5/s5_16.pdf. — Дата доступа: 16.12.2017.
- Уманская, Е. Г. Развитие личности в условиях депривации: монография / Е. Г. Уманская. — М.: Прометей, 2013. — 148 с.