Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Становление младшего школьника как субъекта учения

Педагогика
20.04.2022
496
Поделиться
Библиографическое описание
Бронникова, Т. С. Становление младшего школьника как субъекта учения / Т. С. Бронникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90496/.


В статье рассматривается роль младшего школьника в образовательном процессе.

Ключевые слова: ученик, субъект, учебная деятельность, развивающее обучение.

Субъектом учения, по мнению Л. И. Холиной, является личность, способная к самоуправлению и самоорганизации в процессе обучения. Субъект характеризуется желанием учиться, знанием того, что значит учиться, владением умениями учиться.

Ученик как субъект собственной учебно-познавательной деятельности характеризуется наличием:

1) Сформированной системы мотивов и потребностей учения: познавательных интересов, в том числе «желания учиться» (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) [3, c. 15]

2) определенных качеств личности: пытливости, любознательности, готовности и стремления к познавательной деятельности, жажды знаний и других (А. А. Леонтьев, М. И. Махмутов и др.) [3, c. 15];

3) теоретического мышления, заключающегося в особом подходе к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития и рефлексии, направленной на осознание способов учебно-познавательной деятельности, позволяющих ученику выбирать из определенного запаса действий те, которые для конкретной учебной ситуации являются оптимальными; (Д. Н. Богоявленский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) [3, c. 15];

4) критического мышления, основу которого составляет «критичность ума», под которой понимают психологический механизм, функцией которого является контроль, включающий рефлексивный и нерефлексивный анализ, обоснование и аргументированное отношение к цели деятельности, ее процессу и результату, позволяющий корректировать действия в соответствии с разными условиями; (В. В. Давыдов, А. С. Шаров и др.) [3, c. 15];

5) развитой рефлексии, являющейся основой регуляции умственной работы, контроля и ее дальнейшего развития, а также личностной оценки и самооценки. (Г. П. Звенигородская, В. П. Зинченко, И. И. Ильясов, 15 Ю. Н. Кулюткин, В. Л. Левченко, А. А. Леонтьев, В. П. Михайлова, В. В. Рубцов, С. А. Смирнов, Г. П. Щедровицкий и др.) [3, c. 16];

6) нравственных качеств (Т. К. Донская, А. В. Дудников, А. И. Власенков и др.)» [3, c. 16].

Все это формируется средствами родного языка. Становление ученика как субъекта познавательной деятельности происходит в учебной деятельности «направленной, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий» (В. В. Давыдов, А. А. Леонтьев, Г. И. Щукина и др.). Содержанием учебной деятельности выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учеников основы теоретического сознания и мышления, формирует творчески личностный уровень осуществления практических видов деятельности, а также способность к теоретическому мышлению, состоящую, по мнению А. А. Леонтьева, из:

а) способности построить адекватную ориентировочную основу, понять структуру и сущность проблемных ситуаций, классифицировать их и т. д.;

б) способности конструировать на этой ориентировочной основе оптимальную деятельность, прежде всего теоретическую.

Каждый структурный компонент учебной деятельности развивающей парадигмы обучения имеет специфические особенности: потребностью являются теоретические знания, мотивами — усвоение способов воспроизводства конкретных понятий, образов, ценностей, норм и содержания теоретических знаний. Каждое действие и операция на этапах ориентировки, планирования, реализации и контроля побудительно-мотивационной, ориентировочно-исследовательской (аналитико-синтетической) и исполнительной фаз (И. А. Зимняя) сопровождается рефлексией как содержания знаний, так и основания действий и самосознания. В учебной деятельности происходит качественное изменение характера деятельности ученика — от репродуктивной до творческой, исследовательской. Это приводит к изменению его позиции: от объекта воздействия учителя до субъекта собственной познавательной деятельности.

Понимание учащегося как языковой личности, субъекта учебно-познавательной деятельности дает возможность выделить важнейшие характеристики ученика: качества личности, способности и готовности в разных видах речевой деятельности.

Учебная деятельность субъекта имеет структуру, в которую входят следующие компоненты: 1) мотивация; 2) учебные задачи в конкретных ситуациях; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.

Рассмотрим структуру субъекта учения, в развивающем обучении.

Развивающее обучение. Понимание ученика как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности, в том числе учения, личности, стремящейся к самоопределению и самореализации, составляет основу парадигмы так называемых развивающих образовательных технологий. Их основание составила теория об опережающем характере обучения, разработанная Л. С. Выготским. В одной из работ ученый писал: «Обучение может идти не только вслед за развитием, не только в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования». Возможность подниматься в совместном обучении на высшую интеллектуальную ступень, переходить от того, что ученик умеет, к тому, чего он не умеет, составляет значение обучения для развития школьника и заключает в себе «зону ближайшего развития» [2].

Исследования Л. С. Выготского и его школы убедительно доказали, то, что лежит в зоне ближайшего развития в одной стадии данного возраста, реализуется и переходит на уровень актуального развития во второй стадии, т. е. то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сделает завтра самостоятельно. Таким образом, установлено, что обучение и развитие в школе относятся друг к другу как зона ближайшего развития и уровень актуального развития, поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития». Таким образом, основное содержание процесса развития в школьном возрасте составляет превращение ребенка в субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

В дидактике идеи развивающего обучения нашли воплощение в технологиях развивающего, проблемного, эвристического обучения. Несмотря на общность данных концепций, заключающуюся в понимании ученика как субъекта учения и других форм и видов деятельности, данные технологии различаются в определении его качеств, свойств.

По теории авторов концепции развивающего обучения (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Н. А. Менчинской, Д. Б. Эльконина, В. В. Репкина и др.), его цель состоит в обеспечении каждому ученику как самоизменяющемуся субъекту учения условий для развития, тем самым превращая его из ученика в учащегося, т. е. в человека, «изменяющего и совершенствующего самого себя при осуществлении учебной деятельности». Поэтому учащегося/субъекта учения характеризуют, во-первых, появление и постепенное становление мотива учебной деятельности — желания учиться и, во-вторых, приобретение умения учиться.

Возникновению и формированию желания учиться способствует приобретенная ребенком потребность в учебной деятельности, а также мотивов учебных действий. Умение учиться появляется при овладении учебными действиями, решающими соответствующие задачи. Данное умение выделяется среди других общекультурных умений. В широком смысле оно означает способность человека преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношениях.

Чтобы учить и изменять самого себя, ученик должен, во-первых, знать о своей ограниченности в чем-либо, во-вторых, уметь ее преодолевать. Эти составляющие умения учиться служат рефлексивными образованиями, которые опираются на рассмотрение ребенком оснований для своих предметных и мыслительных действий.

Ученые выделяют три этапа в процессе становления школьника как субъекта учения:

  1. Осуществляется формирование психологических механизмов учебной деятельности, позволяющих ученикам ставить перед собой очередную учебную задачу и находить средства и способы ее решения.
  2. Происходит становление механизмов самооценки, регуляции и рефлексии сначала в совместно-распределительной, затем в индивидуальной учебной деятельности.
  3. Создаются условия, обеспечивающие самоопределение каждого ученика как субъекта учебной деятельности и превращение ее тем самым в одну из сфер реализации личности.

Субъект учения формируется в процессе развивающего обучения следующим образом: у него неуклонно растет запас знаний, увеличивается их системность; обогащаются интеллектуальные умения, происходит трансформация качеств ума — усиливается его самостоятельность, появляются и становятся более отчетливо выраженными элементы продуктивного, творческого мышления; развивается гибкость ума — преодолеваются инерция мышления; склонность к стереотипным реакциям, растет критичность мышления; возрастает способность учащихся мыслить абстрактно.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. [Электронный ресурс]. –минобрнауки.рф.
  2. Колокольникова, З. У. Теория и практика развивающего обучения младших школьников: учеб. Пособие / Сост. З. У. Колокольникова. — Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2018 –157 с.
  3. Черепанова, Л. В. Формирование лингвистической компетенции школьников в основной общеобразовательной школе (Теоретические основы) теория и методика (русский язык) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук; Москва 2005
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ученик
субъект
учебная деятельность
развивающее обучение
Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 444-446):
Часть 6 (стр. 401-481)
Расположение в файле:
стр. 401стр. 444-446стр. 481

Молодой учёный