Цель: Развитие речевой активности детей. Расширение знаний дошкольников о видах транспорта. Знакомство с разнообразием транспорта Белгородской области.
Задачи:
– Уточнить представления детей о назначении и видах транспорта, о профессиях людей, которые управляют различными видами транспорта (пилот, шофёр, машинист, водитель и т. д.).
– Закрепить в словаре обобщающее понятие «транспорт».
– Учить детей образовывать сложные слова, обозначающие транспорт.
– Способствовать усвоению глаголов с разными приставками.
– Развивать воображение при работе с мнемотаблицами;
– Развивать активную речь (словотворчество); развивать мыслительные операции, воображение, зрительное восприятие, внимание, память;
– Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения познавательной задачи, формировать умение помогать друг другу.
Материал к занятию: Белогор, Белогорочка, мешочек — сюрприз, силуэты транспорта в картинках, фото — виды транспорта, фото транспорта, интерактивная игра «Чей это дом?» по теме транспорта, свеча.
На каждого ребенка: «Квадрат Воскобовича двухцветный», разрезные картинки по теме транспорт,
Для опыта: подставка, лупа, салфетка влажная и сухая, кусочек летней и зимней резины, таблица для записи результата опыта.
Ход:
Организационный момент
— Ребята, к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
Утром солнышко проснулось, потянулось, потянулось. Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило. Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг. День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте: «Здравствуйте»
Мотивационно — ориентировочный этап. Введение в ситуацию
— У меня мешочек-сюрприз (внутри смятые в комочек силуэты транспорта). Хотите посмотреть, что в нем лежит? Дети по очереди достают, комочек бумаги.
Разворачивают. Проводится игра «Узнай предмет по силуэту»
— Назовите предметы контуры, которых вы видите на рисунке, назовите их одним словом. Как вы думаете, а для чего нам нужен транспорт? А можно ли на транспорте путешествовать? Это нам Белогорчики оставили. У них проблема!
Они собрались отправиться в путешествие, но заспорили между собой, не могут выбрать вид транспорта, на котором им лучше попутешествовать, потому что его столько много в Белгороде и области.
— Как вы думаете, мы можем помочь Белогору и Белогорочке?
— Как? — Правильно, мы можем им рассказать о транспорте.
Давайте составим план, о чем мы им расскажем:
— Виды транспорта.
—Что может делать транспорт.
— Какой дом у каждого вида транспорта. — Кто управляет всеми видами транспорта. (план дети выставляют в картинках)
Поисково-исследовательский этап
— Ребята, а какие виды транспорта мы с вами знаем? (воздушный, водный, наземный, подземный, специального назначения). Выполняем первое задание — «Называй-ка».
— Посмотрите, на столе лежат карточки, возьмите себе две. Ребята, какой у вас вид транспорта? А у вас? (идет деление по видам.)
— Скажите, что может делать автобус? (проводится игра «Что может делать?»)
Автобус — трогаться с места, перевозить людей, поворачивать, тормозить, ехать.
Корабль — плыть, перевозить грузы, причаливать, отчаливать, становится на якорь.
Самолет — летать, взлетать, отрываться от земли, садится на взлетную полосу, пролетать.
Поезд — стоять, ехать по рельсам, сигналить, тормозить, мчаться, перевозить людей.
— А сейчас поиграем в мяч. Давайте вспомним и расскажем Белогорчикам, кто же управляет транспортом. Я бросаю мяч одному и называю транспорт. Вы ловите мяч, говорите, кто управляет этим транспортом, и возвращаете мяч мне:
– автобусом управляет.... водитель;
– грузовиком управляет... шофер;
– поездом управляет...машинист;
– вертолетом управляет....летчик;
– самолетом управляет....пилот;
– кораблем управляет....капитан;
– мотоциклом управляет....мотоциклист;
– велосипедом управляет....велосипедист;
— Ребята, а теперь нам нужно сложить картинку и сложить ее нужно по цифрам, а потом придумайте, пожалуйста, предложение о своем виде транспорта. (Игра «Собери картинку по цифрам» — детям раздаются конверты с картинками, разрезанными на десять вертикальных полосок, каждая пронумерована от 1 до 10)
— Молодцы, какие красивые и полные предложения вы придумали.
— А теперь нас ждет интерактивная игра, какой дом есть у каждого вида транспорта?
(интерактивная игра «Чей это дом?»)
– У человека — дом, у автомобиля –... (гараж).
– У рыбы — заводь, а у кораблей –... (порт).
– У лисы — нора, а у электрички –... (депо).
– У волка — логово, а у автобуса — …(автовокзал)
– У птицы — гнездо, а у самолёта –... (ангар).
– А прилетает куда самолет? (аэропорт)
– А в нашей области есть аэропорт? (в г.Белгороде)
Что обязательно есть в аэропорту, без чего он работать не сможет?
(Высказывания детей: для самолётов нужна взлётная полоса — она длинная и ровная, чтобы самолёт мог разогнаться перед взлётом).
— Скажите, а на самолете можно путешествовать?
Давайте с вами сложим самолет из «Квадрата» Воскобовича
(дети складывают самолет самостоятельно, по схеме)
— Молодцы, у всех получился самолет! Замечательно.
— Давайте представим, что мы поедем на машине в путешествие, где каждый может стать водителем.
Упражнение на координацию речи с движением «Едем, едем на машине…».
Едем, едем на машине — Имитируют движения рулём.
Нажимаем на педаль — Ногу сгибают, вытягивают.
Скорости переключаем — воображаемый «Рычаг» поворачивают рукой к себе, от себя.
Смотрим пристально мы вдаль — Приставляют ладонь ко лбу.
Дворники счищают капли — Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают.
Вправо, влево. Чистота! — Наклоняют руки вправо, влево.
Волосы ерошит ветер — Над головой шевелят пальцами.
Мы — шофёры хоть куда! — Поднимают вверх большой палец руки.
На самолете попутешествовали и на машине тоже. На чем еще можно отправиться в путешествие? (на поезде)
Я буду паровоз, а вы волшебные вагоны. Вокруг себя повернись и в вагончик превратись. Но! Вагоны могут прицепиться к паровозу только в том случае, если сделают из двух слов — одно. Слушаем внимательно.
Дидактическая игра — цепочка «Сделай из двух слов одно»
Сам летает — самолет
Возит молоко — молоковоз.
Мешает бетон — бетономешалка.
Цемент возит — цементовоз
Возит воду — водовоз
Сам сваливает — самосвал
Хлеб возит — хлебовоз
Мусор возит — мусоровоз
По снегу ходит — снегоход
Вертит и летает — вертолет
Лед колет — ледокол
Возит на электричестве — электровоз
Возит на пару — паровоз
Практический этап
— Мы прибыли с вами на станцию экспериментальная. Вагончик вокруг себя повернись и в детей превратись. Здесь проведем научное исследование. Проходите, занимайте места.
— Посмотрите и скажите, что это такое перед вами?
— Совершенно верно, это кусочки резины или правильно протектора. Сколько их? (2)
— Как вы думаете, почему их два? (резина бывает летняя и зимняя)
Посмотрите на нее и как вы думаете, какая из них зимняя? Соответственно вторая летняя.
— Сегодня в нашей научной лаборатории, мы будем исследовать зимнюю и летнюю резину, а результаты исследования будем заносить вот в эту таблицу.
— Посмотрите, какая резина тоньше? (летняя)
— Отметим в таблице.
— Возьмите лупы и посмотрите на рисунок на протекторе. На каком протекторе его больше и рисунок глубже? (на зимней резине)
— Резина твердая или мягкая? (твердая и зимняя и летняя)
— Шипы есть, на какой резине? И для чего они нужны? (на зимней; удерживают машину на скользкой дороге). Отметим это в таблице.
Опыт с резиной по таблице
|
|
|
Толщина протектора
|
||
Рисунок протектора
|
||
Мягкая-твердая
|
||
Наличие шипов |
||
Скользкая дорога— гололед!
|
Молодцы, исследование проведено и какой мы можем дать совет Белогорчикам:
— Если они захотят отправиться в путешествие на машине, то обязательно должны сменить резину на зимнюю.
Рефлексивно-оценочный этап
Как вы думаете, помогли мы Белогорчикам?
О чем мы им рассказали? — Ребята, что особенно запомнилось вам?
«Помечтай-ка».
—Асейчас я предлагаю вам, ребята, подойти к столу (включить легкую музыку), посмотреть на «Волшебную свечу» на ее пламя и загадать желание, куда и на каком виде транспорта вы отправитесь в путешествие.
И что бы желания наше исполнились, давайте все вместе задуем свечу.