Структура концептосферы «время» в рекламном тексте: лексический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 617 раз

Библиографическое описание:

Прончатова, Е. Г. Структура концептосферы «время» в рекламном тексте: лексический аспект / Е. Г. Прончатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3366/ (дата обращения: 19.11.2024).


В современном гуманитарном знании существует представление о тексте как центральном звене, связывающем язык и мышление, язык и общество, язык и культуру. В силу исторических обстоятельств последних полутора десятилетий в фокус внимания исследователей попадают тексты, отвечающие динамичному ритму современной жизни — тексты СМИ (средств массовой информации), в том числе тексты рекламы — нового для России жанра массовой коммуникации.
Активное развитие практики рекламного творчества обусловило интерес лингвистов к теоретическому осмыслению речевых произведений, функционирующих в сфере рекламы. В результате проведённого нами исследования было собрано около тысячи рекламных текстов, которые отражают базовую категорию человеческого мышления – время. Проанализировав лексическую структуру этих текстов, были выявлены вербальные способы экспликации означенных категорий.
Под лингвистическим аспектом времени обычно понимают отражение некоторой модели реального времени в языке. В.Ф. Мурьянов полагает, что язык образует континуум с другими формами человеческого поведения, поэтому категорию времени в языке можно отнести к таким понятиям, с помощью которых определяется соотношение между лингвистической и внеязыковой деятельностью человека, с помощью которых реальный мир трансформируется в «проецируемый мир» человеческого сознания. И если в основе построения физических моделей времени заложены, главным образом, количественные характеристики событий, то в основе построения лингвистических моделей времени преобладают качественные характеристики временных отношений [1, с.58].
Обобщив и проанализировав имеющиеся в научной лингвистической литературе определения термина «концепт», мы придерживаемся представления о концепте, как когнитивной единице ментального мира человека, отражающей его опыт познания окружающей действительности, закреплённой в границах одного или нескольких словесных знаков.
Концепт познаётся через анализ его языковых репрезентаций, но эта ментальная единица не существует изолированно, она функционирует в сфере языка наряду с другими лингвистическими единицами. Большинство исследователей (Ю.С. Степанов, Н.К. Рябцева, Е.А. Сполохова и др.) считает, что концепт представляет собой многослойную структуру, складывающуюся из различных исторических слоев. Концепт — динамичное образование, его эволюция отражается в его структуре (какой-то элемент в определенную эпоху становится актуальным, какой-то уходит в исторический строй).
Манипулируя основными составляющими концептосферы ‘время’ – ‘необратимость’, ‘темпоральная ограниченность’, ‘вечность’, осуществляется попытка создать иллюзию возможной власти человека над временем. Наука побеждает время. Shiseidо Супервосстанавливающая сыворотка; Время можно повернуть вспять. Доказательство: Lift Anti-Rides Jour; Ценности, проверенные временем. Свердловский Губернский Банк.
Время в русской ментальности – агрессор, но его можно заставить работать на себя. Оно движется с различной скоростью: идет, бежит, мчится, летит, – заставляя этим человека отстать от него (отстать от времени), но позволяет себя догнать (наверстать упущенное время). Тратьте время на любовь HEINZ; Регулярный уход с коллекцией PANTENE подарит вам свободное время, которое раньше вы тратили на манипуляции с волосами. А что для современной женщины может быть ценнее? Выберите время для выбора Kia Rio.
Понятие «время» очень многогранно, в рекламных текстах оно выражено не одним десятком лексем, однако ядро концепта репрезентировано лексемой время, встречающейся в следующих значениях: 1) «длительность существования чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами... и т.д.» (Найдите немного времени для себя и проведите несколько прекрасных минут с кофе Nescafe Montego); 2) «отрезок, период, момент, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет, в который что-нибудь совершается» (Оригинальный рецепт, проверенный временем. Марс); 3) «подходящая, удобная пора, благоприятный момент» («Твоё время» настало. МегаФон; Наконец-то пришло наше время); 4) «в грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему» (Только сейчас скидки до 40% во всех магазинах вашего города; Кто думает о тебе сегодня? Парфюмерная вода «Думая о тебе»). [3, с.8]
Основу центрального слоя концепта «Время» составляют понятия, обозначающие различные отрезки длительности, как определённые (месяц, год), так и неопределённые (эра, эпоха).
Лексема час выступает в рекламных текстах в своём основном значении — 1/24 часть суток. Данное слово легко сочетается с глаголами бежать, спешить, лететь, которые в этом случае актуализируют быстротечность времени. Так, слово час в большинстве случаев обозначает единицу времени, а само понятие время, как правило, мы понимаем как способ существования материального мира. Кредит за 1 час. Ренессанс кредит; «YOTA» - провайдер беспроводного интернета. Через час уже у вас! Инновационные формулы «Биоритм» защищают Вас 24 часа в сутки; Наконец непобедимый тональный крем! Противостоит признакам усталости в течение 16 часов; Кредитная карта VISA. Удобно для Вас: выдаем карту всего за час; LOREAL объем 24 часа.
Наряду с часом части суток обозначают лексемы утро, день, ночь. «Турбослим» впервые позволяет худеть не только днем, но и ночью! Не проспите главное утро России 5.00-9.05. Россия 1; 40 дней и 40 ночей праздника, радости и покупок Istanbul Shopping Fest; Думаете ночью масло бездействует? Масло Castrol обеспечивает непрерывную защиту; Резолют помогает печени утром, днем и вечером; Кофе Nescafe Montego – маленькая радость каждое утро; Освежитель воздуха «Первоцвет» наполнит ваш дом свежестью морозного весеннего утра.
Если выгодная акция проводится только в определенное время года, то вполне логично проинформировать потенциального покупателя, точно назвав его в рекламном тексте. Осень – время собирать урожай бонусов! Детский Мир сеть магазинов; Добавка в корм «Здравур Несушка». С ней куры несутся зимой как летом! Модем «Билайн» за 0 рублей. Самый мобильный подарок осени; Садовод, готовься – скоро весна. Купи «КП» - получи семена! Весенняя арифметика 14% Скидки до 45% Домашний интернет Ctel; Подготовься к лету. Кондиционеры Panasonic с функцией ECONAVI; Весеннее предложение КАСКО -30%; Новая весенняя коллекция Мехомания; Шагни весну без лишних килограммов. Названия частей суток и времен года, обозначая циклы конкретных, чувственно воспринимаемых состояний природы, выражают так называемое природное время.
Год также является одной из важнейших временных характеристик, поскольку годами человек отмеряет отпущенное ему время жизни, год связан с естественно-природным циклом. С учетом цикличного характера смен фенологических сезонов: весны, лета, осени и зимы – год можно представить в виде окружности, где каждый из указанных отрезков составляет ¼ его часть. Иммунеле – здоровье круглый год; Как в 50 выглядеть на 35? Эвалар Ци-клим.
В рекламном тексте слова эпоха, эра употребляются в значении «самое крупное хронологическое деление истории Земли или длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию». Наука о генах открывает новую эру в уходе за кожей LOREAL; Эпоха любви и верности. Премьера «Институт благородных девиц».
Век по сравнению с предыдущими единицами исчисления времени имеет важное отличие не только в обозначении продолжительности интервала времени, границы века выходят за рамки одной человеческой жизни. В границах века происходит рефлексия, осознание во времени себя не как отдельной личности, а как части социума, поколения, живущего в определённой культурной, социально-экономической, политической атмосфере. Пицца ВЕКА. Мы работаем 25 часов в сутки, 8 дней в неделю. «А/Д-Норма» С нормальным давлением проживешь до ста лет!
В текстах рекламы в концепт «Время» включает «Абсолютное время» и «Относительное время», последнее может быть репрезентировано такими лексемами, как сегодня, сейчас, завтра, которые связаны с осознанием времени сквозь призму концепта «Линейное время», рефлектирующий субъект как бы стоит на линии времени, осмысливая события относительно своего места на этой прямой. Причём настоящее — это область непосредственного переживания времени. Реальность ощущений в настоящем служит человеку гарантом реальности времени. Сегодня папа поверил в чудеса, потому что началась ЧУДО акция! Теперь у нас лучшие условия. Кредиты для лучшей жизни. Первобанк; Теперь недалеко от дома Нико-Банк; Только сейчас скидки до 40% во всех магазинах вашего города; Моменты радости, гармонии, наслаждения. Какой из них ваш? Узнай сейчас с помощью уникального теста от PSYCHOLOGIES; Кто думает о тебе сегодня? Парфюмерная вода «Думая о тебе».
Будущее связано с надеждами, оно является следствием дня сегодняшнего. Ваша будущая пенсия с плюсом. Программа государственного софинансирования пенсии; Мы строим будущее. Квартиры в микрорайоне «Степные просторы»; 15 лет мы помогаем своим клиентам создавать будущее. Сбербанк России; Мегафон – Будущее зависит от тебя; Loreal Будущее начинается сегодня; LG OPTIMUS технологии будущего уже сегодня. Идея времени тесно связана с понятием динамической смены состояний. Действительно, время мыслится нами как однонаправленный вектор, передающий графический аналог непрерывного смещения временных планов (прошедшего, настоящего и будущего). Это позволяет говорить о том, что в наших представлениях время – это поток, вектор, последовательность [2, с.51].
Таким образом, в центральной зоне находятся лексемы, указывающие на значительные по длительности промежутки времени. На периферии оказываются лексемы, указывающие на сравнительно небольшие промежутки времени (минута, секунда, миг). Аденома: как за несколько минут избежать операции. Ликолам; Теперь это действительно минута. Крем Niveya впитывается через минуту; Цетрин действует быстро – через 20 минут после приема; Бинбанк. Получите предварительное решение через 30 минут; «Алло Пицца» доставка в течении 30 минут; Грузовое такси. Любой грузовик за 15 минут; Такси «Восьмерка» максимальное время ожидания 8 минут; Очищающие полоски Пропеллер. 10 минут и нет чёрных точек.
Е.С. Яковлева отмечает, что «переход на язык мгновений всегда свидетельствует о повышении «эмоционального градуса» повествования» [2, с.120]. Талантливая техника Atlant замораживает вмиг; Когда на счету каждая секунда, Тирет Турбо устранит засор за 5 минут, устранит засор быстро. Мгновение. Парфюмерная вода «Думая о тебе» - лучшая возможность сделать мгновение незабываемым; Яркий крепкий кофе Maxwell House мгновенно разбудит мозг!
Исследование временных лексических единиц в структуре рекламного текста позволяет сделать коммуникацию между адресантом и адресатом более эффективной, так как рекламное сообщение в этом случае отвечает на один из наиболее важных вопросов когда?
Изучение лексической репрезентации означенного концепта позволяет представить хронотоп рекламы и выявить концептуальную пространственно-временную модель этого жанра речевой коммуникации, что позволит в дальнейшем продуцировать более точные с точки зрения «идеального адресата» рекламные тексты.

Литература:
  1. Мурьянов М.Ф. Время (понятие и слово) / М.Ф.Мурьянов // Вопросы языкознания.– 1978.- № 2.– С. 52-66.
  2. Яковлева Е.С. Фрагменты языковой картины мира: (модели пространства, времени и восприятия). – М.: Гнозис, 1994.
  3. Янчевская Н.В. Особенности экспликации концепта «Время» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого // Полифилология — 4. Сборник статей. – Орёл, 2003. – С.7-16.


Основные термины (генерируются автоматически): время, LOREAL, минута, парфюмерная вода, час, часть суток, ECONAVI, HEINZ, ваш город, рекламный текст.


Задать вопрос