Автор: Кузурманов Сергей Владимирович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 4436 раз

Библиографическое описание:

Кузурманов С. В. Планирование и прогнозирование деятельности муниципального и государственного предприятия // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 151-154. — URL https://moluch.ru/archive/29/3331/ (дата обращения: 14.12.2017).

Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами. В современных условиях значение планирования резко возрастает, поскольку только планово-рациональное взаимодействие государственных организаций при распределении усилий и ресурсов позволит эффективно достигать приоритетных целей развития экономики России. Внедрение в функционирование государственной сферы таких стимулов и рычагов, ориентация на источники самообеспечения и саморазвития, означает переход от волевого распределения и административного планирования к гибкой системе социальных заказов и договорных отношений на конкурсной основе.

Целью данной работы является общая характеристика прогнозирования и планирования деятельности муниципального (государственного) предприятия. Данная цель реализуется посредством решения следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть планирование и прогнозирование как элементы управления деятельностью государственных и муниципальных предприятий;

- охарактеризовать финансовое прогнозирование и планирование государственных и муниципальных предприятий.

Объектом исследования являются общественные отношения по поводу и в процессе организации деятельности государственных и муниципальных предприятий. Предметом исследования является планирование и прогнозирование деятельности муниципального (государственного) предприятия.

Теоретической основой данной работы являются материалы из учебной и научной литературы.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Планирование и прогнозирование как элементы управления деятельностью государственных и муниципальных предприятий

Управление - это процесс организованного воздействия на состояние социальных, экономических, культурных и иных отношений в обществе со стороны компетентных структур в целях обеспечения эффективного функционирования всех подсистем общества и упорядочения социальных процессов через постановку целей и реализацию механизмов их организационного достижения1.

Планирование занимает особое место среди функций управления государственной собственностью. Применение планирования улучшает координацию действий в организации, позволяет ей учитывать быстрые изменения во внешней среде, делает возможным реализацию благоприятных для нее возможностей, совершенствует информационный обмен в организации, способствует оптимальному распределению ресурсов, четко очерчивает обязанности и ответственность, стимулирует работников к лучшему исполнению своей работы, к большей обоснованности и реализации своих решений, улучшает контроль в организации.

До 1991 г. практически все государственные и муниципальные предприятия разрабатывали годовой финансовый план с поквартальной разбивкой показателей (баланс доходов и расходов), который позволял сопоставить все плановые доходы и расходы, увязывать направления расходования средств с соответствующими источниками финансирования, а также определять взаимоотношения с бюджетной и кредитной системами. В большей мере баланс доходов и расходов разрабатывался не для самого предприятия, а для вышестоящей организации, финансовых органов и банков. С изменением в 1992 г. правового статуса многих предприятий вследствие их приватизации, либерализацией цен, принципиальными изменениями в валютной политике, бухгалтерском учете и отчетности разработка баланса доходов по традиционной методике стала мало приемлемой. Поэтому многие предприятия практически перестали составлять перспективные и текущие финансовые планы.

В настоящее время процесс планирования является инструментом, способствующим принятию управленческих решений. В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование как центральное звено управления охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта1.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся1: формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия; обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации; планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему; определение потребности в ресурсах, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления; проектирование внедрения разработанных планов и контроль над их выполнением.

Планирование в сфере управления государственной и муниципальной собственностью базируется на принципах гибкости, экономичности, координации и интеграции плановой деятельности, создания необходимых условий для выполнения плана (организационных, ресурсных, идеологических и т.п.).

Прогнозирование деятельности государственных и муниципальных предприятий

Прогнозирование деятельности предприятий государственных и муниципальных предприятий - это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период. Результаты прогнозирования деятельности государственных и муниципальных предприятий учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров. Прогнозирование как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка1.

Чтобы обосновать свое мнение, специалисты по прогнозированию опираются на разные источники информации и методы прогнозирования. К примеру, прогнозы макроэкономического и отраслевого масштаба порой требуют применения эконометрических моделей, в которых учитывается взаимодействие многих экономических переменных. В других случаях могут использоваться статистические модели для анализа и прогнозирования динамических рядов. Прогнозы спроса будут отчасти опираться на прогнозы состояния макроэкономической среды; они также могут основываться на формальных моделях, разработанных для предсказания поведения потребителей, или на последних опросах потребителей.

При разработке плана потенциальную проблему представляет несогласованность прогнозов. Наиболее трудно добиться согласованности прогнозов в компаниях, имеющих вертикальную интегрированную структуру, где сырье для одного подразделения служит продуктом производства другого подразделения. Например, нефтеперерабатывающее подразделение компании может запланировать производство бензина в объемах, превышающих плановые объемы его сбыта, которые разрабатывает отдел маркетинга. Менеджеры должны выявлять такие несоответствия и координировать показатели планов разных хозяйственных единиц компании.

При прогнозировании деятельности государственных и муниципальных предприятий по выпуску продукции производственного назначения учитывается анализ инвестиционной политики в отраслях, потребляющих соответствующие товары, тенденции развития НТП в этих отраслях, а также формирование принципиально новых потребностей и способов их лучшего удовлетворения. При прогнозировании деятельности государственных и муниципальных предприятий, выпускающих продукцию широкого потребления, обычно опираются на данные опросов потребителей и продавцов товаров. В этом случае используются такие методы изучения рынка как анкетирование, телефонные и персональные интервью.

Наибольшую сложность представляет прогнозирование внешнеэкономической деятельности государственных и муниципальных предприятий, что обусловлено высокой динамичностью, многофакторным и противоречивым характером формирования, а потому и неопределенностью, трудной предсказуемостью внешнеэкономических связей. Поэтому применительно к прогнозированию внешнеэкономической деятельностью предприятия важно комплексное исследование целого ряда частных рынков (отдельных стран) конкретного товара, выявление специфических для каждого и общих для всех (или группы таких рынков) факторов формирования конъюнктуры рынка, анализ взаимосвязи этих рынков между собой, а также синтез частных прогнозов, учет взаимодействия и взаимовлияния в рамках мирового рынка данного товара.

Результаты прогнозирования деятельности государственных и муниципальных предприятий должны быть отражены в соответствующих разделах их бизнес-планов.

Планирование деятельности государственных и муниципальных предприятий

Планирование деятельности государственных и муниципальных предприятий - форма управления государственным хозяйственным звеном. Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности государственного и муниципального предприятия, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом1. Это процесс разработки и принятия целевых установок, которые отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественными показателями.

Планирование финансов на предприятии осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственного предприятия определялся заданием отраслевого министерства, а годовые финансовые планы составлялись на основе контрольных цифр, которые доводились до предприятий вышестоящими организациями. Утверждаемые самим предприятием годовые финансовые планы тем не менее были регламентированы «сверху» по важнейшим показателям. В этих условиях предприятию, его финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась. Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются: обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности; определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств; установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами; соблюдение интересов акционеров и других инвесторов; контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение финансовых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия, увязаны с основными разделами предпринимательского плана. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Основой планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также формирования структуры аналитических счетов в системе его бухгалтерского учета является оформленная на основе программы финансово-хозяйственной деятельности данного предприятия смета доходов и расходов. Поступления и расходы средств в указанной смете должны быть детализированы по источникам их финансирования, по созданным на предприятии в соответствии с его уставом фондам, а также по целям (направлениям) использования средств. В целях обеспечения нормальных условий для организации контроля за целевым использованием средств государственного, муниципального предприятия целесообразно детализировать все расходы предприятия по кодам экономической классификации расходов.

Заключение

Финансовое планирование на государственном и муниципальном предприятии является правовой формой деятельности по аккумулированию, распределению и использованию децентрализованных финансовых ресурсов. Необходимость планирования всех доходов и расходов на унитарном или казенном предприятии обусловлена целями их создания - удовлетворение государственных (муниципальных) публичных потребностей. Финансовый план позволяет прогнозировать выпуск продукции (оказание услуг, выполнение работ), рассчитывая при этом необходимые расходы и определяя порядок их материального обеспечения.

Финансовое планирование позволяет максимально нейтрализовать влияние внешней рыночной среды на государственные или муниципальные предприятия и снизить риск ее возможного негативного влияния. В условиях становления рыночной формы экономики роль финансового планирования значительно изменилась. Сегодня государственные и муниципальные предприятия имеют определенную заинтересованность в реальном представлении своего финансового положения и его перспективного развития, поскольку это позволяет, во-первых, своевременно выполнять государственные заказы, обязательства перед бюджетной системой, банками, кредиторами и поставщиками, избегая тем самым правовых санкций; во-вторых, успешно осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность.

Планирование финансовой деятельности унитарных и казенных предприятий играет важную роль и для их собственника - государства или муниципального образования – поскольку позволяет прогнозировать объемы и стоимость предоставления обществу государственных услуг, оценивать уровень развития предприятия, его экономический потенциал и степень рациональности хозяйственных операций.

Литература:
  1. Гараев, И.Г. Планирование деятельности федеральных государственных предприятий как форма финансовой деятельности государства [Текст] / И.Г. Гараев // Финансовое право. - 2009. - № 11. - С. 11 – 15.

  2. Кобец, Е.Л. Планирование на предприятии: Учеб. пособие [Текст] / Е.Л. Кобец. - Таганрог: ТРТУ, 2006. -128 с.

  3. Короткова, О.И. Планирование как функция управленческих стратегий в сфере реализации права государственной собственности [Текст] / О.И. Короткова // Законодательство и экономика. - 2010. - N 1. - С. 21 – 25.

  4. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник [Текст] / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 575 с.

  5. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. [Текст] / Под ред. С.А. Батчикова и С.Ю. Глазьева. - М.: Дело, 2006. – 824 с.

1 Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 38.

1 Кобец Е.Л. Планирование на предприятии: Учеб. пособие / Е.Л. Кобец. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - С. 3.

1 Кобец Е.Л. Указ. соч. – С. 18 – 19.

1 Короткова О.И. Планирование как функция управленческих стратегий в сфере реализации права государственной собственности / О.И. Короткова // Законодательство и экономика. - 2010. - N 1. - С. 21.


1 Гараев И.Г. Планирование деятельности федеральных государственных предприятий как форма финансовой деятельности государства / И. Г. Гараев // Финансовое право. - 2009. - № 11. - С. 12.


Основные термины (генерируются автоматически): муниципальных предприятий, деятельности государственных, прогнозирование деятельности муниципального, финансовой деятельности, муниципальные предприятия, прогнозирования деятельности государственных, прогнозировании деятельности государственных, муниципального предприятия, государственного предприятия, Планирование деятельности, Результаты прогнозирования деятельности, развития предприятия, управления деятельностью государственных, Планирование деятельности государственных, деятельности предприятий государственных, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирования деятельности муниципального, условиях рыночной экономики, организации деятельности государственных, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос