Концепция системы автоматизированного управления службами такси с использованием трекинг-систем и мобильного оконечного оборудования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 2058 раз

Библиографическое описание:

Соболев, В. А. Концепция системы автоматизированного управления службами такси с использованием трекинг-систем и мобильного оконечного оборудования / В. А. Соболев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 1. — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3304/ (дата обращения: 16.11.2024).

Основой жизнеобеспечения любого города является пассажирский транспорт. Если говорить о массовом пассажирском транспорте, таком как маршрутный транспорт (автобусы, троллейбусы и т.п.), то основные критерии контроля и управления так или иначе связаны с конкретным маршрутом, «пиковыми» нагрузками на маршрут или его участки. Однако стоит уделить отдельное внимание такому виду транспорта как такси, где нет конкретного маршрута следования, остановочных пунктов, расписания и т.п.

Любой программный продукт, призванный автоматизировать систему управления службой такси, является узким, специализированным отраслевым программным продуктом. Это связано не только со спецификой такого вида транспорта как такси, но и с наличием «посредника» в оказании транспортной услуги – диспетчера.

Изучая и анализируя возможности создания средств автоматизации работы диспетчерских служб такси, следует отметить, что уже разработано множество АСУ (автоматизированных систем управления) как в СНГ, так и за рубежом.

Анализ доступных автоматизированных систем управления диспетчерской службой такси выявил, что основная масса (около 70%) АСУ являются бесплатными или условно бесплатными. Однако основным недостатком этих решений является отсутствие должной техподдержки в совокупности с низким качеством данных программных продуктов. Также дальнейшая разработка и (или) сопровождение этих программ были остановлены достаточно давно.

Остальные 30 процентов предлагаемых рынку программных продуктов в конечном развертывании оказываются слишком затратными, особенно для небольших диспетчерских служб такси.

Любой диспетчерской службе такси для первоначального запуска работы требуется полная информация о водителях, работающих в этой диспетчерской службе, их статусе, их местоположении. Эта информация нужна диспетчеру, даже если он будет вести работу по журналу вызовов, заполняя его вручную. Концептуально, составление этих баз данных является первым объектом автоматизации.

Сбор данных о водителях может существенно отличаться в разных системах автоматизации. В большинстве случаев данные о местоположении и статусе водителя вводятся в программу вручную диспетчером или водителями. Общие же данные о водителе и его автомобиле вводятся в базу данных при его добавлении в систему. И здесь ручного ввода данных не избежать.

Анализируя факт ввода большого количества информации вручную, следует отметить, что при данном методе ввода информации присутствует человеческий фактор – риск ввода ошибочной информации. Следовательно, можно сделать вывод, что момент создания баз данных о водителях и их статусах является не только концептуально первым объектом автоматизации, но и концептуально первым объектом оптимизации.

Данные о местоположении водителей могут автоматически собираться с GPS устройств, установленных непосредственно в автомобилях такси, и передаваться в клиентское приложение диспетчера. В данном случае диспетчер имеет актуальную информацию о статусах и местоположениях всех водителей службы такси в режиме on-line.

Также, в некоторых АСУ предлагается более экономичный вариант, без использования GPS-навигаторов, – передача данных о точке нахождения водителя осуществляется через мобильное Java-приложение при помощи GPRS канала в клиентское приложение диспетчера. Однако в данном случае водитель может указать не точную информацию, чем внесет путаницу в назначение и выполнение заявки.

Вторым объектом автоматизации работы диспетчерской службы такси является прием заявок и назначение водителя ее выполняющего.

С позиции клиента-пассажира такси все достаточно просто: диспетчер принимает по телефону заявку, назначает автомобиль, а таксист выполняет заявку и принимает оплату.

Для автоматизации и оптимизации процесса приема заявки диспетчеру службы такси потребуются уже собранные данные о статусе и местоположении водителя, а также данные о клиентах, улицах города, адресах популярных мест и некоторые другие.

Основным уникальным идентификационным номером в системе автоматизации является номер телефона клиента. В данном случае имеется возможность ведения:

- истории заявок по номеру телефона;

- истории действий по заявкам;

- черного списка телефонов, адресов, клиентов;

- раздельного приема заявок от частных лиц, контрагентов, корпоративных клиентов.

Добавляя заявку клиента в систему, диспетчер для ее выполнения выбирает «свободных» водителей такси, находящихся на оптимальном расстоянии от текущей точки заявки. Именно в процессе поиска водителя для выполнения заявки в уже существующих АСУ имеются важные недочеты. Поговорим о них подробнее.

Как уже упоминалось выше, данные о местоположении водителей могут собираться с навигационного оборудования водителей и передаваться в клиентское приложение диспетчера службы такси. Очень часто встречается вариант, в котором программа автоматизации диспетчерской службы такси не имеет навигационной карты, а лишь призвана вести историю заявок. В этом случае можно лишь сказать об автоматизации журнала вызовов. Так как в данной ситуации диспетчер постоянно обращается к программе ведения заявок, к карте, к телефону и, возможно, к рации для связи с водителем.

В некоторых решениях автоматизации службы такси реализован список основных контрольных точек и районов города с указанием количества водителей (их позывных), которые отметили свое местонахождение на данных точках.

Также некоторые разработчики программных решений добавляют возможность отображения текущего местоположения водителей на web-карте (для использования сотрудниками диспетчерской), а данную карту можно просмотреть через любой браузер. Однако и здесь есть важный минус – модуль зачастую выполнен в виде отдельной программы, привязан к официальному сайту компании-диспетчерской.

В большинстве случаев программное обеспечение диспетчерской службы такси не имеет доступа к трекинг системам, позволяющим автоматически отслеживать местоположение и текущий статус водителей, – а это в свою очередь вносит путаницу в учет и работу диспетчерской службы такси.

При развертывании диспетчерской службы такси в рамках таких программных продуктов требуются значительные денежные вложения при закупке оборудования:

- компьютеры рабочих мест диспетчеров,

- сервер (возможно еще один сервер к основному для обеспечения IP-телефонии),

- навигаторы водителей.

Для обеспечения работы АСУ требуется дорогостоящее серверное и клиентское программное обеспечение.

Еще одним важным недостатком существующих систем автоматизации диспетчерских служб такси является отсутствие удаленного доступа директоров и управленцев в систему автоматизации для осуществления должного контроля.

Все эти недостатки учтены при проектировании концептуально новой системы автоматизации диспетчерской службы такси Navion-trace.

Система Navion-trace является уникальной для СНГ. Это система автоматизации диспетчерской службы такси основана на web-интерфейсе (asp.net) и трекинг системе Wialon.

Wialon — это программная платформа с web-интерфейсом, использующаяся для спутникового мониторинга транспорта, имеющая ряд функций присущих логистическому программному обеспечению и программному обеспечению для управления автопарками. Wialon разрабатывается белорусской компанией Gurtam.

Уникальность системы заключается в способе доступа к системе и интеграции с трекинг сервисом. Web-интерфейс позволяет иметь доступ из любой точки мира. Трекинг система дает возможность не только следить за положением водителей, но так же и получать данные о состоянии автомобиля с различных датчиков, подключенных к оконечному навигационному оборудованию. Это дает возможность формировать детальные отчеты о работе водителей.

Веб доступ дает широчайшие возможности по организации работы диспетчерской службы. Для минимального оборудования диспетчерского места требуется лишь компьютер и доступ в интернет. Следовательно, стоимость автоматизации рабочего места значительно уменьшается. В результате мы имеем возможность автоматизировать работу диспетчерской службы такси с минимальными затратами. Кроме минимизации затрат это дает возможность получать доступ к отчетам службы из любой точки мира.

С технической точки зрения система является asp.net приложением, реализованным на фреймворке версии 3.5, а в качестве СУБД используется Microsoft SQL Server 2008. Для стабильной работы системы требуется лишь любой браузер с поддержкой java script и доступ в интернет не медленнее 200 kbps на пользователя.

При регистрации учетной записи диспетчерской компании вносится информация о водителях и ID компании в системе Wialon. Информация о положении и состоянии водителей собирается автоматически, и данной информации достаточно для начала работы диспетчерской службы. Также концепция SaaS (Software as a service – формат сервиса, установленный в серверном центре Wialon) позволят диспетчерским службам значительно сэкономить средства на первоначальном этапе за счет стоимости серверного оборудования, программного обеспечения и техподдержки.

Основные термины (генерируются автоматически): диспетчерская служба такси, система автоматизации, водитель, данные, диспетчерская служба, программное обеспечение, система, GPRS, GPS, клиентское приложение диспетчера.


Похожие статьи

Развитие систем диспетчерского управления транспортом общего пользования как подсистемы ИТС мегаполиса

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом

Многоцелевая экспериментальная мобильная платформа с двухуровневой системой управления

Разработка алгоритма обслуживания клиентов при кузовном ремонте автомобилей

Практическая реализация web-интерфейса для автоматизированной системы управления «Гостиница-мастер»

Методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Решение прикладных задач с помощью программно-аналитического комплекса по исследованию противоборства субъектов «Сфера»

Способ оценки зависимости качества связи в системах IP-телефонии от критических параметров IP-сети

Обзор мобильных роботов, использующих бортовые системы навигации для автономного планирования пути к заданной цели

Проведён краткий обзор мобильных роботов, используемых в сфере обеспечения безопасности, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания, таких как: LAURON 5, iC Hexapod, BoniRob и BigDog. Сформулированы главные принципы организации системы управления дв...

Адаптивная система информационной поддержки принятия управленческих решений на производственном предприятии

Похожие статьи

Развитие систем диспетчерского управления транспортом общего пользования как подсистемы ИТС мегаполиса

Информационно-навигационное обеспечение современных автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом

Многоцелевая экспериментальная мобильная платформа с двухуровневой системой управления

Разработка алгоритма обслуживания клиентов при кузовном ремонте автомобилей

Практическая реализация web-интерфейса для автоматизированной системы управления «Гостиница-мастер»

Методическая система подготовки будущих учителей информатики к применению технологий компьютерной визуализации

Решение прикладных задач с помощью программно-аналитического комплекса по исследованию противоборства субъектов «Сфера»

Способ оценки зависимости качества связи в системах IP-телефонии от критических параметров IP-сети

Обзор мобильных роботов, использующих бортовые системы навигации для автономного планирования пути к заданной цели

Проведён краткий обзор мобильных роботов, используемых в сфере обеспечения безопасности, в сельском хозяйстве и в сфере обслуживания, таких как: LAURON 5, iC Hexapod, BoniRob и BigDog. Сформулированы главные принципы организации системы управления дв...

Адаптивная система информационной поддержки принятия управленческих решений на производственном предприятии

Задать вопрос