Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Единая система учета и мониторинга перевозочных процессов как основа функционирования пассажирского автотранспортного предприятия

Технические науки
26.12.2018
1122
Поделиться
Библиографическое описание
Кашманов, Р. Я. Единая система учета и мониторинга перевозочных процессов как основа функционирования пассажирского автотранспортного предприятия / Р. Я. Кашманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55179/.


В статье рассматривается функционирование ПАТП в единой системе учета и мониторинга перевозочных процессов с применением принципов интегрированной логистики. Предложена концепция работы предприятия в единой системе с центральной диспетчерской службой.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, технология пассажирских перевозок, расписание движения, едина система учета и мониторинга.

Декомпозиция логистической системы подразумевает выделение функциональных и обеспечивающих подсистем комплексов, которые служат для реализации функций управления. Создание логистических систем для управления пассажирскими перевозками позволяет решить большой круг задач см. рис. 1

В процессе проектирования, создания и функционирования логистической системы по управлению пассажирскими перевозками, значительное внимание следует уделять проведению исследований работы рынка автотранспортных услуг, а также прогнозированию объемов пассажирских перевозок с тактической и стратегической точек зрения. Транспортные услуги по перевозке пассажиров имеют круг специфических характеристик, которые нужно учитывать при применении логистического подхода и реализация его принципов, это будет способствовать достижению необходимого уровня эффективности пассажирских перевозок.

Логистические принципы организации пассажирских перевозок модифицируются с учетом особенностей страны. Для российского автомобильного комплекса характерны: сложность транспортной сети; экстремальные геоклиматические условия; значительная протяженность транспортных коммуникаций; значительный удельный вес дотационных перевозок; существование преград для вступления в отрасль небольших индивидуальных предприятий. В данных условиях появляется действительная необходимость интеграции логистического управления АТП и инфраструктурными объектами (вокзалы, ТПУ, автостанции и т. д.).

Основной целью оптимизации транспортной системы является популяризация городского транспорта и создание благоприятных условий для отказа от личного автомобиля [1]. Услуги, предоставляемые частными перевозчиками, отличаются малой информативностью, нарушением расписания и частыми сходами ПС с линии из-за малой наполняемости салона. Пригородные автобусные маршруты ряда малых городов и населенных пунктов взаимодействуют с другими видами транспорта областного центра. Нерегулярные транспортные связи доставляют массу неудобств во время «сложных передвижений» пассажиров в аэропорты, ж/д вокзалы.

Рис. 1. Задачи логистической системы управления пассажирскими перевозками

Отсутствие централизованного управления приводит к несогласованной работе транспорта в обеспечении перевозок пассажиров, что сказывается на качестве обслуживания населения [6]. Эффективность пригородных и междугородных пассажирских перевозок может быть повышена при организации управления перевозок с использованием системного подхода. Автоматизированная система управления (АСУ) пассажирскими автомобильными перевозками в пригородном и междугородном направлениях должна объединять всех участников процесса перевозки пассажиров. Для каждого участника перевозочного процесса отводится специальный программный продукт, содержащей отдельные программные модули и обеспечивается ролевое ограничение доступа каждого конкретного пользователя системы [3].

В соответствии с новым ФЗ № 220 и законопроектами Волгоградской области АТП, выполняющие перевозки пассажиров должны передавать информацию с системы ГЛОНАСС в комитет транспорта в виде укрупненного отчета. Сейчас частный перевозчик сам выбирает фирму, которая собирает эту информацию. Необходимо создать единый диспетчерский пункт управления общественным пассажирским транспортом [4]. Cо временем планируется, что оперативная информация будет поступать в единую диспетчерскую службу. Основное назначение программного комплекса АСУ — централизованное автоматизированное диспетчерское управление процессом перевозок пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах различных видов транспорта. В системе на основе использования спутниковой ГЛОНАСС и GPS навигации и сотовой связи комплексно решаются основные задачи автоматизированного управления процессом пассажирских перевозок: оперативное планирование, контроль, регулирование, учет и отчетность. Контроль за работой автобусов на линии является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров [2]. АСУ разрабатывается с учетом особенностей бизнес-процессов организации пассажирских перевозок. Технические и технологические решения в предполагаемом комплексе являются типовыми, построены на базе действующих отраслевых и региональных нормативно-правовых и методологических документов по пассажирским перевозкам. Установка данного комплекса позволит упростить обмен данными с центральной диспетчерской службой (ЦДС).

ис. 1. Модернизованная схема осуществления регулярных пассажирских перевозок на предприятие.tif

Рис. 2. Модернизованная схема осуществления регулярных пассажирских перевозок на предприятие

На основе анализа была проведена модернизация организации работы конкретного пассажирского АТП [5]. Была модернизована схема осуществления регулярных пассажирских перевозок на предприятие. Предложена концепция работы предприятия в единой системе с центральной диспетчерской службой на рис. 2.

Рассмотрим предлагаемую концепцию (цифрами показаны информационные потоки между структурными компонентами АТП):

1 — Ежедневный план наряд на выпуск автобусов;

2 — Выдача водителям путевых листов (при предъявлении водительского удостоверения);

3 — Прохождение водителями медицинского осмотра (отметка в путевом листе);

4 — При необходимости прохождение инструктажа, а затем осмотр ТС механиком и водителем;

5 — Регистрация фактического времени возврата автобуса в парк, сдача путевого листа;

6 — При обнаружении неисправности ТС водитель и механик составляет служебную записку;

7 — Мониторинг выполнения перевозок в режиме реального времени выполнения пассажирских перевозок по всем обслуживаемым маршрутам;

8 — Линейный диспетчер предприятия имеет возможность связаться с водителем при необходимости корректировки движения или возникновении внештатной ситуации;

9 — Ежемесячный отчет о проделанной транспортной работе из ЦДС отправляется в управляющий орган и на предприятие;

10 — Важным этапом единой концепции является согласование рас-писания с ЦДС для стыковки различных видов транспорта;

11 — При нарушениях работы ПС на линии ЦДС отправляет директору предприятия предписание об необходимых исправлениях сложившейся ситуации. При систематических нарушениях работы ПС предприятия ЦДС уведомляет управляющий орган;

12 — При изменении показателей транспортной работы на предприятие ведется корректировка норм расхода выделяемых ресурсов (ГСМ, шины и т. д.);

13 — Ведется учет рабочего времени водителей;

14 — В конце каждого месяца директору АПТ, предоставляется, отчет о деятельности предприятия.

Линейный диспетчер необходим для контроля всеми регулярными перевозками пассажиров. Обеспечивая своевременное взаимодействие всех видов пассажирского транспорта, позволяет повысить качество обслуживания пассажиров. В случае возникновений нарушений в расписание движения ПС на линии ЦДС отправляет директору предприятия предписание об необходимых исправлениях сложившейся ситуации. При систематических нарушениях работы ПС предприятия ЦДС уведомляет управляющий орган.

Применение логистического подхода к организации перевозки пас-сажиров позволяет системно решать многие задачи функционирования транспортного комплекса. Позволяет найти решения, в которых сочетаются национальные интересы, интересы регионов, автотранспортных предприятий и пассажиров. Для повышения эффективности и системной устойчивости предоставляемых услуг при перевозке пассажиров должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех этапов перевозочного процесса. Работа в рамках данной концепции обеспечит слаженную работу ПАТП и единой диспетчерской службы с помощью автоматизированной системы управления.

Литература:

  1. Карагодина, А. Н. Обоснование необходимости развития транспортно-пересадочных узлов в транспортной системе города Волгограда / А. Н. Карагодина // Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета (г. Волгоград, 10–13 мая 2016 г.): тез. докл. / редкол.: А. В. Навроцкий (отв. ред.) [и др.]; ВолгГТУ, Совет СНТО. — Волгоград, 2016. — C. 127.
  2. Куликов, А. В. Обоснование необходимости внедрения линейной диспетчеризации на пригородных пассажирских маршрутах Дубовского района Волгоградской области / А. В. Куликов, А. Н. Карагодина, Р. Я. Кашманов // Наука и современность: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 13 дек. 2015 г.). В 2 ч. Ч. 2 / Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС». — Уфа, 2015. — C. 89–93.
  3. Куликов, А. В. Оптимизация структуры автобусного парка для пригородных и междугородных перевозок пассажиров / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 9. — Волгоград, 2014. — № 19 (146). — C. 55–57.
  4. Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их совершенствованию / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 9. — Волгоград, 2014. — № 19 (146). — C. 58–61.
  5. Куликов, А. В. Этапы развития общественного пассажирского транспорта Дубовского района Волгоградской области / А. В. Куликов, А. Н. Карагодина // Научные труды SWorld. — 2015. — Вып. 4, т. 1. — C. 42–47.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
пассажирские перевозки
технология пассажирских перевозок
расписание движения
едина система учета и мониторинга
Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 14-17):
Часть 1 (стр. 1-87)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 14-17стр. 87

Молодой учёный