Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сухомлинова, А. О. Особенности гностической функции у дошкольников с нарушениями речи / А. О. Сухомлинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65656/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеченность в патологический процесс у детей с речевыми нарушениями психических процессов, функционально связанных с дисфункцией теменно-височно-затылочных структур по сравнению с детьми группы нормы.

Ключевые слова: гностическая функция, нарушения речи.

На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей. Год от года количество детей с такими нарушениями увеличивается, а значит встает проблема своевременной диагностики, а также нахождение путей коррекции нарушений речи.

Гнозис является одной из важнейших психических функций, которая обеспечивает всю познавательную деятельность ребенка. На ранних этапах развития ребенка гнозис является той базой, на которой формируется речь. При этом формируясь, речь также качественно перестраивает гнозис, делая его произвольным и целенаправленным.

Цель исследования — изучение гностической функции у детей в норме и с речевой патологией.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности гностической функции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  2. Сравнить сформированность гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.

Объект исследования — гностическая функция детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — особенности гностической функции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.

Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, которые имеют нарушения речи.

Методики исследования.

Для обследования была применена схема нейропсихологического обследования для детей старшего дошкольного возраста(5–6 лет), разработанная: Ж. М. Глозман, А. Ю. Потаниной, А. Е. Соболевой. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В исследовании приняли участие 26 детей дошкольного возраста 5–6 лет. Из них 13 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Группу нормы составили 13 детей без речевых нарушений.

Результаты исследования:

Анализ результатов исследования показал, что дети с речевыми нарушениями хуже справляются со следующими пробами на зрительный гнозис: узнавание реалистических (р=0,006), перечеркнутых (p=0,001), наложенных (р=0,001) изображений. Нарушения представлены в виде фрагментарности восприятия, трудностей симультанного синтеза, несформированности предметного гнозиса. Импульсивность восприятия характерна как для детей с нарушениями речи, так и для группы нормы. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в зрительном гнозисе

Детьми с нарушениями речи было допущено больше ошибок при оценке акустического гнозиса (р=0,003) в результате несформированности акустического гнозиса и слабость акустического внимания. Данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в акустическом гнозисе

Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов при исследовании узнавания пространственно-ориентированных простых фигур Бентона в большей степени характерны для детей с речевыми нарушениями (р=0,001). Данные представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в пространственном гнозисе

Исследование тактильного гнозиса показало наличие ошибок в виде расхождения более чем на 1 см при локализации прикосновения у детей с речевыми нарушениями (р=0,02). Не было выявлено игнорирования прикосновения ни на одной из рук. Данные представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в тактильном гнозисе

Маловыраженными являлись ошибки в пробе на идентификацию эмоций. Так не было выявлено ошибок в идентификации эмоций по знаку. У одного ребенка с нарушением речи была выявлена единичная ошибка в идентификации эмоции по качеству.

Корреляционный анализ показал, что у детей с нарушением плавности речи отмечаются: несформированность предметного гнозиса (rs=0,433, при р<0,05), фрагментарность восприятия (rs=0,553, при р<0,01), трудности симультантного синтеза (rs=0,563, при р<0,01), слабость акустического внимания (rs=0,501, при р<0,01). При нарушении согласованности речи: фрагментарность восприятия (rs=0,617, при р<0,01), трудности симультантного синтеза (rs=0,692, при р<0,01), расхождение при локализации прикосновения (rs=0,632, при р<0,01). При поиске номинации: слабость акустического внимания (rs=0,501, при р<0,01). При семантических заменах: несформированность предметного гнозиса (rs=0,527, при р<0,01), несформированность акустического гнозиса (rs=0,624, при р<0,01). При нарушении понимания логико-грамматических конструкций фрагментарность восприятия (rs=0,793, при р<0,01), ошибки восприятия пространственных признаков (rs=0,686, при р<0,01), расхождение при локализации прикосновения (rs=0,517, при р<0,01).

Выводы:

1) Наиболее выраженными у детей с речевыми нарушениями являются трудности узнавания реалистических, перечеркнутых, наложенных изображений, возникающих в результате фрагментарности восприятия, трудности симультанного синтеза, нарушении акустического и тактильного гнозиса.

2) Для обеих групп характерны ошибки восприятия пространственных стимулов в пробе на узнавание фигур Бентона, но дети с нарушениями речи допускают значимо больше ошибок.

3) Нарушение зрительного, тактильного, акустического и пространственного гнозиса наиболее характерно при расстройстве лексико-грамматического строя речи.

4) Для детей с речевыми нарушениями характерна несформированность функций теменно-височно-затылочных структур.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, ребенок, гностическая функция, сравнительный анализ симптомов, нарушение, нормальное речевое развитие, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, ранговая корреляция, речевая патология.


Ключевые слова

нарушения речи, гностическая функция

Похожие статьи

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности м...

Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений

Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития

Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организ...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Описываются обучающие задания, которые построены ...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, те...

Похожие статьи

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных нарушений

В статье представлены краткие сведения о специфике протекания психических процессов у слабовидящих младших школьников с нарушениями интеллекта и особенностях формирования графо-моторных навыков у детей с сочетанием зрительных и интеллектуальных расст...

Кинестетическая сказка как средство развития высших психических функций у детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья представляет собой описание результатов теоретического анализа научных исследований по проблеме развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями. Обосновывается взаимосвязь развития высших психических функций ...

Изучение взаимосвязи зрительно-моторной реакции и когнитивных способностей у детей с нарушением интеллекта

Статья посвящена изучению взаимосвязи между зрительно-моторной реакцией и умственными способностями детей. Координация сенсорных и моторных компонентов двигательного действия является важнейшим условием функционирования сенсорной системы. В статье пр...

Отличительные особенности тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Статья посвящена анализу отличительных особенностей тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в сравнении с детьми с нормативным развитием. В статье проанализировано исследование уровня сформированности м...

Педагогические факторы успешной коррекции нарушений речи с использованием нейроупражнений

Автор делится теоретическими и практическим приемами работы с детьми ОВЗ, нейропсихологическими методами. Результативность и успешность формирования речи зависит от многих факторов, и важно вовремя диагностировать речевой дефект и начать успешную кор...

Психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с нарушением речевого развития

В данной статье рассматриваются психологические условия и механизмы развития способности к самопрезентации у старших дошкольников с речевым дизонтогенезом. Описываются результаты исследования способности к самопрезентации у детей старшего дошкольного...

Особенности сформированности функций первого блока мозга у детей с легкой степенью умственной отсталости с дисграфией

В статье раскрывается понятие дисграфии, характеристика функций I блока мозга, описание их обследования. Сравнительный анализ сформированности невербальных функций у детей с дисграфией общеобразовательной школы и у детей коррекционной школы. Обознача...

Диагностика первичной адаптации к школе обучающихся первого класса с задержкой психического развития

Все учащиеся с задержкой психического развития испытывают более выраженные трудности в освоении учебной программы. Это связано с недостаточными познавательными способностями, специфическими нарушениями психологического развития, нарушениями в организ...

Развитие мелкой моторики с целью стимуляции высших психических функций у детей дошкольного возраста

Статья посвящена исследованию взаимосвязи высших психических функций с совокупностью скоординированных действий ребенка, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Описываются обучающие задания, которые построены ...

Особенности развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Статья посвящена особенностям развития связной речи детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Развитие детей с умеренной степенью умственной отсталости и ТМНР существенно отличается несформированностью психического и речевого развития, те...

Задать вопрос