В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты применения конкретных программных продуктов.
Ключевые слова: автоматизированная инвормационная система, образовательное учреждение, расписание занятий.
Достижения в области информационных технологий заняли достойное место в организационном управлении, промышленности, проведении научных исследований имногих других отраслях. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Трудно назвать другую отрасль человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация общества.
Потоки информации, циркулирующие в мире, которые нас окружают, огромны. В связи с тем, что они имеют тенденцию к увеличению, в любой организации возникает необходимость применения автоматизированной обработки данных, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Большинство организаций предпочитают компьютеризированные способы, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных.
В современных условиях для развития учебно-образовательных учреждений становится очевидной необходимость использования компьютера на различных этапах образовательного процесса. Обучение сопровождается настолько значительным ростом объема самой различной информации, что она превращается в главную область трудозатрат персонала учебных учреждений.
Далеко не все оценили по достоинству тот объем возможностей, которые предоставляют современные информационные технологии. Потенциал вычислительной техники уже давно позволяет поставить и решить задачу создания автоматизированной системы составления расписания, которая преобразила бы часть организации деятельности учебного отдела.
Учебный отдел является структурным подразделением образовательного учреждения. Его работа строится на основе типовой документации и регламентируется соответствующими годовыми планами. Это предполагает его взаимодействие с другими подразделениями образовательного учреждения.
Проиллюстрируем взаимосвязь с кафедрами и факультетами учебного заведения, образующую информационные потоки, т. е. перемещение информации от одного субъекта образовательного пространства к другому, что способствуют обеспечению организации внутри учреждения. Представим в виде модели (рис.1).
Рис.1. Модель информационных потоков
Контроль в учебном заведении по организации учебного процесса осуществляется ректоратом, департаментом по учебно-методической работе, деканами, заведующими кафедрами.
Учебное расписание — важный документ, и составление его является обязанностью учебного отдела. Для облегчения данного рутинного процесса необходимо использовать информационные системы, основной целью которых является формирование расписания в соответствии с учебнвм планом и нагрузкой преподавателя.
Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [3].
На сегодняшний день существует ряд программ, реализующих функцию составление расписания.
Предлагаем рассмотреть несколько, на примерах известных программ.
Программа "1С: ХроноГраф Расписание” предназначена для автоматизации учебного планирования и составления расписания в отдельных подразделениях профессиональных и высших учебных заведений, на различных коммерческих и некоммерческих учебных курсах (компьютерных, изучения иностранных языков, автошколах и т. д.), в учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов.
"1С: ХроноГраф Расписание” предоставляет возможность:
– Подготовить данные о периоде обучения, с учетом специфики организации учебной деятельности конкретного образовательного учреждения на основе;
– Планировать учебную деятельность всего учебного заведения или отдельных подразделений (факультетов, отделений, кафедр и т. п.);
– Задать графики работы преподавателей, обучающихся и кабинетов;
– Создать методически выдержанное расписание учебных занятий. [1]
Программа “Avtor” (АВТОРасписание) предназначена для быстрого, удобного и качественного составления расписаний занятий и сопровождения их в течение всего учебного года.
Имеется восемь основных модификаций программы для различных учебных заведений для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, колледжей, техникумов и профессиональных училищ, училищ искусства и культуры, для вузов.
AVTOR помогает максимально облегчить и автоматизировать сложный труд составителей расписания. Система помогает легко строить, корректировать и распечатывать в виде удобных и наглядных документов:
– расписания занятий классов (учебных групп);
– расписания преподавателей;
– расписание занятости аудиторий (кабинетов);
– учебные нагрузки.
Время работы программы зависит от размерности учебного заведения и мощности компьютера. Полный расчет и оптимизация расписания школы среднего размера со сложными исходными данными (40 классов, 80 преподавателей, из них более 10 совместителей; две смены; дефицит аудиторий). [2]
Под итогом сравнения возможностей и функциональности автоматизированных иформационных систем для образовательных учреждений можно подвести итог. (см. таблицу 1)
Таблица 1
Сравнительный анализ автоматизированных систем для составления расписания
№ п/п |
Наименование |
1С ХроноГраф Расписание |
AVTOR Расписание |
11 |
Гибкость настройки |
+ |
+ |
22 |
Удобный интерфейс |
+ |
+ |
33 |
Эффективность алгоритма поиска |
+ |
+ |
74 |
Наличие бесплатной версии |
- |
- |
55 |
Легкость освоения |
+ |
- |
66 |
Совместимость со сторонним ПО |
- |
+ |
Итого: |
4б |
4б |
Выбор автоматизированной информационной системы остается за образовательным учреждением, но эффективность от внедрения такового ресурса является очевидной. Использование информационных технологий при составлении расписаний позволит сэкономить не только время учебного отдела, но и позволит составить расписание с учетом особенностей учебного заведения и пожеланий преподавателей.
Литература:
- "1С: ХроноГраф Расписание” // 1С. URL: http://1c.ru (дата обращения: 19.12.2019).
- AVTOR // Авторасписание AVTOR. URL: http://avtoraspisanie.ru/ (дата обращения: 19.12.2019)
- Щитиков Ю. А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 12–13 февраля 2015 года). Часть II. / Отв. ред. А. В. Коричко.–Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. –С.520–522