Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 1111 раз

Библиографическое описание:

Дворовкин, А. Г. Информационные системы для составления расписаний в образовательном учреждении / А. Г. Дворовкин, Н. В. Тимошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65644/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассмотрены вопросы использования информационных технологий в образовательном учреждении, в частности рассмотрен вопрос об использовании информационных систем при составлении расписания учебных занятий и сессий. Проанализированы аспекты применения конкретных программных продуктов.

Ключевые слова: автоматизированная инвормационная система, образовательное учреждение, расписание занятий.

Достижения в области информационных технологий заняли достойное место в организационном управлении, промышленности, проведении научных исследований имногих других отраслях. Информатизация охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру, здравоохранение. Трудно назвать другую отрасль человеческой деятельности, которая развивалась бы столь стремительно и порождала бы такое разнообразие проблем, как информатизация общества.

Потоки информации, циркулирующие в мире, которые нас окружают, огромны. В связи с тем, что они имеют тенденцию к увеличению, в любой организации возникает необходимость применения автоматизированной обработки данных, которая обеспечила бы наиболее эффективную работу. Большинство организаций предпочитают компьютеризированные способы, позволяющие эффективно хранить, структурировать и систематизировать большие объемы данных.

В современных условиях для развития учебно-образовательных учреждений становится очевидной необходимость использования компьютера на различных этапах образовательного процесса. Обучение сопровождается настолько значительным ростом объема самой различной информации, что она превращается в главную область трудозатрат персонала учебных учреждений.

Далеко не все оценили по достоинству тот объем возможностей, которые предоставляют современные информационные технологии. Потенциал вычислительной техники уже давно позволяет поставить и решить задачу создания автоматизированной системы составления расписания, которая преобразила бы часть организации деятельности учебного отдела.

Учебный отдел является структурным подразделением образовательного учреждения. Его работа строится на основе типовой документации и регламентируется соответствующими годовыми планами. Это предполагает его взаимодействие с другими подразделениями образовательного учреждения.

Проиллюстрируем взаимосвязь с кафедрами и факультетами учебного заведения, образующую информационные потоки, т. е. перемещение информации от одного субъекта образовательного пространства к другому, что способствуют обеспечению организации внутри учреждения. Представим в виде модели (рис.1).

Рис.1. Модель информационных потоков

Контроль в учебном заведении по организации учебного процесса осуществляется ректоратом, департаментом по учебно-методической работе, деканами, заведующими кафедрами.

Учебное расписание — важный документ, и составление его является обязанностью учебного отдела. Для облегчения данного рутинного процесса необходимо использовать информационные системы, основной целью которых является формирование расписания в соответствии с учебнвм планом и нагрузкой преподавателя.

Информационная система (ИС) — взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели [3].

На сегодняшний день существует ряд программ, реализующих функцию составление расписания.

Предлагаем рассмотреть несколько, на примерах известных программ.

Программа "1С: ХроноГраф Расписание” предназначена для автоматизации учебного планирования и составления расписания в отдельных подразделениях профессиональных и высших учебных заведений, на различных коммерческих и некоммерческих учебных курсах (компьютерных, изучения иностранных языков, автошколах и т. д.), в учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки специалистов.

"1С: ХроноГраф Расписание” предоставляет возможность:

– Подготовить данные о периоде обучения, с учетом специфики организации учебной деятельности конкретного образовательного учреждения на основе;

– Планировать учебную деятельность всего учебного заведения или отдельных подразделений (факультетов, отделений, кафедр и т. п.);

– Задать графики работы преподавателей, обучающихся и кабинетов;

– Создать методически выдержанное расписание учебных занятий. [1]

Программа “Avtor” (АВТОРасписание) предназначена для быстрого, удобного и качественного составления расписаний занятий и сопровождения их в течение всего учебного года.

Имеется восемь основных модификаций программы для различных учебных заведений для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, колледжей, техникумов и профессиональных училищ, училищ искусства и культуры, для вузов.

AVTOR помогает максимально облегчить и автоматизировать сложный труд составителей расписания. Система помогает легко строить, корректировать и распечатывать в виде удобных и наглядных документов:

– расписания занятий классов (учебных групп);

– расписания преподавателей;

– расписание занятости аудиторий (кабинетов);

– учебные нагрузки.

Время работы программы зависит от размерности учебного заведения и мощности компьютера. Полный расчет и оптимизация расписания школы среднего размера со сложными исходными данными (40 классов, 80 преподавателей, из них более 10 совместителей; две смены; дефицит аудиторий). [2]

Под итогом сравнения возможностей и функциональности автоматизированных иформационных систем для образовательных учреждений можно подвести итог. (см. таблицу 1)

Таблица 1

Сравнительный анализ автоматизированных систем для составления расписания

№ п/п

Наименование

1С ХроноГраф Расписание

AVTOR Расписание

11

Гибкость настройки

+

+

22

Удобный интерфейс

+

+

33

Эффективность алгоритма поиска

+

+

74

Наличие бесплатной версии

-

-

55

Легкость освоения

+

-

66

Совместимость со сторонним ПО

-

+

Итого:

Выбор автоматизированной информационной системы остается за образовательным учреждением, но эффективность от внедрения такового ресурса является очевидной. Использование информационных технологий при составлении расписаний позволит сэкономить не только время учебного отдела, но и позволит составить расписание с учетом особенностей учебного заведения и пожеланий преподавателей.

Литература:

  1. "1С: ХроноГраф Расписание” // 1С. URL: http://1c.ru (дата обращения: 19.12.2019).
  2. AVTOR // Авторасписание AVTOR. URL: http://avtoraspisanie.ru/ (дата обращения: 19.12.2019)
  3. Щитиков Ю. А. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 12–13 февраля 2015 года). Часть II. / Отв. ред. А. В. Коричко.–Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2015. –С.520–522
Основные термины (генерируются автоматически): образовательное учреждение, учебное заведение, AVTOR, составление расписания, учебный отдел, расписание, система, учебная деятельность, учреждение.


Ключевые слова

образовательное учреждение, автоматизированная инвормационная система, расписание занятий

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности

В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было у...

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Использование информационных технологий на уроках математики

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Роль современных информационных технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования современных информационных технологий в преподавании иностранных языков.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках музыки

В данной статье речь пойдет об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. Будут описаны преимущества таких уроков, методы использования ИКТ и этапы подготовки к урокам.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Особенности применения информационных технологий в педагогической деятельности

В статье были исследованы вопросы по применению информационных технологий в образовательной деятельности. Также были рассмотрены способы преподнесения учебной информации детям, в том числе при дистанционном обучении. И особое внимание в статье было у...

Оценка эффективности использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы в начальной школе

Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельно...

Использование информационных технологий на уроках математики

В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Роль современных информационных технологий в обучении иностранному языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования современных информационных технологий в преподавании иностранных языков.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Задать вопрос