Учебный процесс — это сложный процесс, в котором одновременно сосуществуют следующие подсистемы: профессорско-преподавательский состав, студенты, вспомогательный административно-обслуживающий персонал и учебно-аудиторно-лабораторная материальная база. Чтобы оптимизировать их связь между собой в рамках учебного процесса необходимо составить расписание с учетом функциональных возможностей каждого из них.
Если рассматривать учебный процесс как систему, в которой объекты работают совместно в единой временной шкале, то она состоит из следующих групп объектов: преподаватели, учебные группы и аудитории, причем они могут быть разных видов. Данные группы выполняют определенный технологический процесс, который описывается заранее разработанным учебным планом. Так как в этих группах число значений может быть достаточно велико, то оптимизация их взаимодействия по набору критериев становится трудновыполнимой, а, следовательно, появляется необходимость в автоматизации.
Бытует мнение, что опытный специалист вручную может составить расписание, удовлетворив и учтя все потребности и замечания групп объектов образовательного процесса. Однако, здесь все не так просто. Составление расписания вручную требует больших затрат ресурсов, времени. Готовое решение может быть далеко не оптимальным. Стоит отметить и то, что человек склонен ошибаться, а потому и расписание после требует корректировки. В итоге возникает нужда в автоматизации этого процесса, благодаря которой ускоряется ввод данных, поиск ошибок, решение тупиковых ситуаций, наглядность и т. д.
Последние несколько лет многие пытаются усовершенствовать процесс автоматизации составления расписания при помощи программного обеспечения и веб-технологий. Однако, в связи с этим возникает ряд трудностей:
– появляются разрозненный программные решения, которые направлены на решение проблемы в одном конкретном учебном заведении, а не универсальное для всех;
– не все программы способны работать в многопользовательскому режиме и не поддерживают весь необходимый электронный документооборот.
– некоторые программы имеют весьма неудобный интерфейс для ввода исходных данных и редактирования полученного расписания.
В связи с этими трудностями и появляется потребность в разработке единых алгоритмов, учитывающих все критерии. Они должны быть так же способны включать и исключать какие-либо требования, возникающих в системе.
Для решения существующих проблем требуется построение гибкой и легко адаптируемой системы на основе новых принципов, с использованием современных веб-технологий. Необходима система, составляющая расписание в соответствии с выбранными критериями и заданными требованиями.
Сегодня на рынке существует множество продуктов, готовых удовлетворить потребности учебных заведений в рамках автоматизации составления расписания. Ниже представлена таблица со сравнительным анализом некоторых из автоматизированных систем.
Таблица 1
Программные продукты
Наименование продукта |
Краткое описание |
Интеграция сдругими системами |
Самостоятельная программа или всоставе иного ПП |
Возможность работы сознакомительной версией |
«Магеллан» Система управления учебным процессом, «РУТ АйТи» |
Система «Магеллан» объединяет в себе возможности гибкой и простой настройки в соответствии с требованиями учебного процесса конкретной образовательной организации, унифицированную архитектуру и комплексный подход к автоматизации. |
GosInsp (Шахты), MS Excel, LMS «Moodle», 1С, Mark SQL и др. |
Настраивается под особенности образовательной организации. Возможность адаптироваться под различные бизнес-процессы существует в «Магеллане» за счёт поддержки множества различных конфигураций. |
Имеется, можно заказать тур по продукту с сопровождением, либо получить пробную версию на 7 дней |
1С: Автоматизированное составление расписания. Университет |
Продукт предназначен для решения задач автоматизированного составления учебных расписаний и оперативного управления помещениями в вузах. При этом можно построить как допустимое расписание, так и оптимизированное, в котором сокращено количество окон или количество используемых помещений. |
GosInsp (Шахты), 1С: Университет, MS Excel |
Работает как самостоятельный продукт, так и с привязкой к иным продуктам 1С. |
Возможность участия в онлайн демонстрации продукта |
«БИТ.ВУЗ.РАСПИСАНИЕ», «Первый БИТ» |
Продукт предназначен для автоматизации работы служб по составлению расписания. Результатом внедрения программы является безошибочное и быстрое составление расписания занятий с учетом пожеланий преподавателей. |
MS Excel, 1C |
Работает как самостоятельный продукт |
Можно заказать демо-версию продукта на 7 дней |
«GS-Ведомости», «Гуру-Софт» |
Система комплексной автоматизации образовательного учреждения «GS-Ведомости» — это современный программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средне-специальных и высших учебных заведений. |
MS Office, Abbyy FormReader и др. |
Модульный продукт, с возможностью выбора модуля исходя из потребностей или разработка нового |
Можно самостоятельно ознакомиться с функционалом при помощи Trial-версии на 1 мес., либо заказать презентацию онлайн, в офисе разработчиков или в офисе клиента с выездом специалиста |
Литература:
- Толстых Е. С., Толстых А. А. Автоматизация составления расписания в системе управления учебным процессом // Территория науки. — 2014. — № 1. С. 41–47.
- Танаев, В. С., Шкуба В. В. Введение в теорию расписаний / В. С. Танаев, В. В. Шкуба — М.: Наука, 1975. — 256 с.