В статье рассмотрены основные параметры, влияющие на кинопроизводство в РФ. Выявлены недостатки существующей системы и предложены варианты стратегий развития.
Ключевые слова: моделирование, коэффициент влияния, кинопроизводство, стратегии развития.
Рассматривается задача моделирования развития кинопроизводства в РФ. На основе литературных источников были выбраны следующие ключевые параметры, описывающие систему [1, 2, 3].
Таблица 1
Ключевые параметры
№ |
Вершина |
Описание вершины |
Описание связи |
1 |
Кинокомпании |
Крупнейшие российские кинопроизводители |
→2 (дистрибьютор) — поставка фильмов дистрибьютерам |
2 |
Дистрибьютор |
Ключевые кинодистрибьюторы |
→15 — количество фильмов в прокате →3 (аудитория) — доставка фильмов потребителю (что будет смотреть) →1 (кинокомпании) — возврат % от сборов →16 (ср.бюджет фильма) отчисление % дохода |
3 |
Аудитория |
→10 (объем кассовых сборов) — общая вовлеченность (просмотры) →9 (политика телекомпаний) целевые аудитории влияют на то, что будет в эфире |
|
4 |
Кинотеатральная инфраструктура |
Ключевые операторы сетей кинотеатров |
→14 (посещаемость кинозалов) оснащенность кинотеатров, количество залов →2 (дистрибьютор) возвращает % от сборов |
5 |
Техническая база |
Компании, предоставляющие кинооборудование, количество киностудий |
→7 (образование) качественное и современное оборудование →1 (кинокомпании) наличие и предоставление оборудования |
6 |
Кадры |
Нехватка кадров практически на всех этапах кинопроизводства. |
→1 (киностудии) квалифицированные кадры |
7 |
Образование |
Основная масса учебных заведений основывается на теоретической подготовке, предоставляя мало практики |
→6 (кадры) некачественная подготовка кадров |
8 |
Нарушение авторских прав |
Нарушение авторских прав за счет публикации фильмов пиратскими сайтами или сервисами |
→2 (дистрибьютор) уменьшение сборов фильма |
9 |
Политика телекомпаний |
Компании проводят строгий отбор для своей аудитории, для того, чтобы был больший охват и продукт был понятен всем |
→2 (дистрибьютор) уменьшение сборов, за счет отказа в покупке прав на показ фильма |
10 |
Объем кассовых сборов |
→4 (кинотеатральная инфраструктура) % от сборов →2 (дистрибьютор) % от сборов |
|
11 |
Копродукция |
Совместное производство фильмов кинокомпаниями из разных стран на взаимовыгодных условиях. (Количество копродукционных фильмов с участием РФ) |
→16 (бюджет фильма) дополнительное финансирование →5 (техническая база) предоставление доп технического оборудования →6 (кадры) участие зарубежных специалистов в производстве |
12 |
Экономические льготы |
Система рибейтов в кино — возврата кинопроизводителям части их расходов на производство фильмов из бюджетов регионов, на территории которых проходили съемки. |
→11 (копродукция) привлечение других стран для участия в кинопроизводстве за счет выгодных условий |
13 |
Участие государства |
Объемы гос.поддержки, кинофикация — переоборудование старых кинотеатров в небольших населенных пунктах |
→12 (экономические льготы) создание особых экономических зон →17 (система пошлин и налогов) снижение налогов →16 (ср бюджет фильмов) гос финансирование →8 (нарушение авторских прав) усиление антипиратского законодательства →2 (дистрибьютор) выдача прокатных удостоверений |
14 |
Посещаемость кинозалов |
→10 (V кассовых сборов) увеличивает кассовые сборы |
|
15 |
Количество фильмов в прокате |
→14 (посещаемость кинозалов) привлекает зрителей |
|
16 |
Бюджет фильма |
Средний бюджет фильмов |
→1 (кинокомпании) влияет на качество и масштаб съемок →5 (техническая база) технические возможности съемок |
17 |
Система налогов и пошлин |
→5 (техническая база) Уменьшены пошлины на ввоз техники →13 (государство) часть налогов поступающих в гос бюджет формируют средства для финансовой гос поддержки кинопроизводства |
Из этих факторов образуется система, которая представлена в виде орграфа (Рис. 1)
Рис. 1. Системная модель кинопроизводства
Каждому критерию был присвоен коэффициент влияния.
Таблица 2
Коэффициенты влияния
Согласно [4] были проведены расчеты, в результате которых была выбрана наиболее выгодная стратегия уменьшения нарушения авторских прав, в результате которой возрастет прибыль дистрибьютора с кинопроката.
В этой стратегии для уменьшения влияния нарушения авторских прав необходимо развивать и создавать легальные онлайн-видеосервисы и онлайн-кинотеатры, усиливать законодательство в сфере авторского права, а также развивать единый реестр прав на аудиовизуальные произведения.
На следующем шаге в результате расчетов была выбрана стратегия уменьшения влияния дистрибьютора на репертуар [5, 6], который будет показан зрителю.
Для этого необходимо создавать и развивать независимые кинотеатры, а также создать профессиональную фокус-группу, подобную Британскому совету по классификации фильмов, которая будет отбирать лучшие кинокартины и не допускать попадание в кинопрокат всего потока картин, которое производят российские компании.
Литература:
- http://www.proficinema.ru
- https://nevafilm.ru
- http://cinemaplex.ru
- Горелов В. И. Управление развитием общества (теория и практика принятия решений) М., 2007. Монография.
- Горелов В. И. Современное геоэкономическое пространство: динамика макропоказателей. Безопасность Евразии, 2005, № 2 (28), стр. 278–288
- Горелов В. И., Карелова О. Л., Ледащева Т. Н. Системное моделирование в социально-экономической сфере. Москва, 2012. Монография