В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрытия морально-этических вопросов, связанных с использованием психологами лжи в быту и профессиональной деятельности.
Ключевые слова: ложь, манипуляция, ложь в деятельности психолога.
Ложь — это явление, которое хорошо знакомо всем. Сложно отыскать человека, который ни разу в жизни не солгал бы. Надо сказать, что ложь — это не только заведомо неправильное утверждение, это и предоставление лишь части информации, искажении её. Часто ложь используется для манипулирования. Так поступают не только в повседневной жизни, к этому приёму прибегают и в политике, маркетинге и многих других областях. Ложь выступает в различных ипостасях — как средство защиты, способ что-либо получить, заставить другого человека делать, что нужно манипулятору или чувствовать себя определённым образом. Врать можно всем, даже самому себе, осознанно или неосознанно. Нередко даже сознание лжёт себе, вытесняя травмирующие события из памяти, которые остаются, однако, в подсознании. Чтобы перейти к дальнейшему изучению вопроса, сформулируем, что же такое ложь в нашем понимании. Ложь — это умышленное сокрытие, фальсификация или полная фабрикация любого вида информации для передачи её другому человеку для создания у того видения, не соответствующего или только частично соответствующего реальным фактам, с пониманием самим коммуникатором этого несоответствия.
Психологи — специалисты, к которым обращаются за помощью и поддержкой в различных сложных ситуациях, вся работа которых связана с построением доверительных отношений между ими и клиентом, с формированием определённых мировоззрения и форм поведения, позволяющих успешно адаптироваться и социализироваться. В то же время, психологи — это обычные люди, которые сталкиваются с различными ситуациями вне профессиональной деятельности, где много неправдоподобной информации, психологических игр. Во всех ситуациях психологам необходимо выявлять «ложь» и выбирать стратегию поведения в зависимости от условий и целей взаимодействия. Именно поэтому мы провели исследование с целью выявления особенностей отношения психологов ко лжи в разных сферах жизнедеятельности.
Цель исследования: изучить особенности отношения людей ко лжи в разных сферах.
Объект: представления психологов о лжи и их отношение к ней.
Предмет: представления студентов-психологов о лжи и их отношение к ней в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Респонденты: Исследование проводилось в марте — мае 2019 года. В нем приняли участие 91 человек в возрасте от 18 до 30 лет, из них 31 человек (34,1 %) — студенты психологического факультета (1, 2, 3, 4, 5 курсы РНИМУ, ВШЭ). Из психологов — 21 респондент женского пола, 10 — мужского. 60 человек (65,9 %) — люди, не имеющие отношения к психологии — студенты других направлений разных университетов (РТУ МИРЭА, МПГУ, Московский архитектурный институт и другие). Из них 38 респондентов женского и 22 мужского пола.
Методы исследования: авторский опросник, методы математической обработки данных.
Для данного исследования был составлен опросник из двух частей. В первой части содержатся вопросы для всех, направленные на изучение отношения ко лжи на бытовом уровне как психологов, так и людей, не связанных с психологической наукой. Вторая часть опросника предназначается только для психологов и выявляет их отношение ко лжи в профессиональной сфере.
Результаты исследования. На бытовом уровне большинство респондентов (70 %) готовы напрямую сказать, что им не хочется что-либо делать, причем, в эту категорию попали все отвечавшие психологи (Рис. 1). При описании «ситуации, в которой вы обязательно соврёте» многие (около 60 %) давали ответы, которые в целом можно свести к следующему: если солгать очень выгодно для меня или другого и при этом не нарушаются моральные и этические нормы (причём большинство психологов указывали не только своё благополучие, но и другого человека) (рис.2). Часть респондентов (около 20 %) готовы солгать только в случае крайней опасности, а ещё часть (около 20 %) обязательно солгут, если это ложь «во благо». При этом большая часть (85,7 %) готова соврать для избавления от наказания. Практически все ответившие про выгоду (78 %), также выбрали и избавление от наказания говорить.
|
|
Рис.1. Ответы респондентов про открытом высказывании недовольства |
Рис.2. Ответы респондентов о возможной лжи |
Около 70 % ответивших ни за что не соврут, если от этого зависит жизнь, здоровье себя или другого человека. В эту группу попало большинство психологов (93,55 %). Оставшиеся отвечали, что более важно кому они не соврут, а не в какой ситуации. При этом, ложь респонденты вычисляют по мимике, жестам, вербальным и невербальным сигналам человека. Около 10 % затруднялись ответить, что именно им позволяет выявить ложь. 87,01 % психологов смогли дать три чётких критерия выявления лжи.
На вопрос, является ли ложью сокрытие фактов, 56 % ответили «нет». Однако интересен тот факт, что 80,64 % ответивших «да» являются психологами, также психологам были более склонны положительные ответы на вопрос, могут ли они распознать ложь, не имея чётких непосредственных доказательств того, что человек лжёт (рис.3).
Рис. 3 Ответы респондентов касательно сокрытия фактов и лжи
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
– психологи лучше распознают вербальные и невербальные сигналы, указывающие на ложь человека, причём понимают конкретные приёмы, обращают внимание на конкретные вещи в поведении;
– психологи более склонны к помощи не только себе другому, они готовы как на ложь ради него, так и на неудобную правду, на что указывают ответы типа «если от этого будет зависеть жизнь другого человека».
При исследование отношения психологов ко лжи в профессиональной сфере были получены следующие данные. 71 % психологов считает, что нельзя сразу раскрывать цели исследования и необходимо видоизменять данные, чтобы сообщить их клиенту (Рис.5).
Рис. 5 Ответы респондентов касательно раскрытия цели исследования
При этом большинство ответов на вопрос о том, когда следует скрывать или видоизменять часть данных содержали примерно следующую формулировку: «если неизмененные данные для клиента будут нести нежелательные последствия», также встречались ответы вроде «если это продвинет работу, но не скажется негативно на клиенте». Большинство (61,9 %) считает, что можно сообщить ложную информацию, если это поможет в работе, но не скажется на состоянии клиента. Также многие при ответе на вопрос, как можно сообщить неприятную для клиента информацию, отвечали, что необходимо немного видоизменять её, подавать плохое через хорошее и т. д.
Примерно половина (53,5 %) считает, что нельзя давать информацию со специальной лексикой клиенту; ровно 50 % опрошенных считает, что следует прямо указывать клиенту на его ложь; 57,1 % считают, что можно продолжать работать с не до конца откровенным клиентом.
Учитывая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:
– в целом психологи принимают ложь в профессиональной деятельности, но с обязательным расчётом на то, что это не отразится негативно на клиенте. Они считают возможным искажение информации, недоговаривание части данных для защиты психического состояния клиента;
– в вопросах профессиональной лексики среди начинающих психологов вопрос остается открытым. Около половины респондентов считает, что нельзя предоставлять данные с такой лексикой клиенту. Однако стоит отметить, что некоторые профессиональные термины являются общеупотребительными словами, но используются в несколько ином значении, так что клиент может понять общий смысл.
– некоторые вопросы так и остаются спорными. Например, вопросы о лжи клиента психологу. Нужно ли заставлять клиента признавать свою ложь, можно ли работать с ним, если он много утаивает — в этих вопросах мнения разделились примерно поровну. Это говорит о том, что не всегда можно разработать единый закон на разные случаи, порой психолог должен сам выбирать ту или иную альтернативу, исходя из своего опыта и различных факторов.
Обобщая полученные нами данные, можно говорить о следующих выводах:
1) Отношение ко лжи у психологов и людей, не имеющих отношения к психологии различаются. Так, психологи в большей степени склонны к принятию решения о том, врать или нет с учетом состояния другого человека.
2) Психологи лучше распознают ложь, в первую очередь не специально, а на уровне понимания, к тому же могут указать конкретные приемы, с помощью которых можно распознать человека, говорящего неправду.
3) Психологи склонны к более широкому пониманию лжи. Так, сокрытие фактов за ложь посчитали большинство психологов и лишь незначительная часть респондентов, не имеющих отношение к психологии.
4) Большая часть психологов принимает ложь в профессиональной деятельности в том случае, если эта ложь не будет иметь для клиента неблагоприятных последствий.
5) Большинство психологов считают, что не всегда следует точно, никак не изменяя данные, информировать о них клиента. К тому же, многие имеют понимание о том, в каких случаях можно исказить такую информацию и каким образом ее преподносить.