Представления студентов о жертве сексуального насилия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моисеева, Т. А. Представления студентов о жертве сексуального насилия / Т. А. Моисеева, А. Ю. Ооржак, О. Д. Стародубец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 448-450. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59291/ (дата обращения: 19.10.2024).



В данной статье рассмотрены представления студентов о жертве сексуального насилия, а также приведены результаты эмпирического исследования по данной теме.

Ключевые слова: сексуальное насилие, жертва, преступник, студенты, факторы риска, группы жертв.

Проблема сексуального насилия изучается несколько веков и до сих пор является актуальной. Огромную роль в вопросе сексуального насилия отводят изучению личности «насильника», его индивидуальных особенностей, но при этом малоизученным остается вопрос личности и поведения жертвы. Однако, по мнению исследователей, именно личность жертвы и ее поведение играет существенную роль в возникновении и развитии преступной ситуации. Становится очевидным, что изучение личностных особенностей жертвы, а также ее поведения дают толчок для дальнейшего развития профилактики и борьбы с преступностью сексуального характера. Исследований представлений о жертве сексуального насилия очень мало. Среди отечественных работ можно выделить исследование, проведенное И. Б. Бовиной, Н. В. Дворянчиковым, А. Д. Гутник и А. М. Рикель.

Жертва, согласно Г. Гентиг, это лицо, которое потерпело нарушение каких-либо прав, защищенных правопорядком, и которое воспринимает такое нарушение с неудовольствием или страданием.

П. Пааш утверждает, что жертвой является физическое лицо, у которого нарушено какое-либо право, пользующееся защитой правовой системы.

Д. В. Ривман выделяет следующие группы жертв:

  1. Агрессивные жертвы — это жертвы, намеренно создающие конфликтные ситуации и предвидящие возможные опасные последствия для себя (унижают, оскорбляют, издеваются над «насильником»);
  2. Активные жертвы — жертвы, поведение которых толкает преступника на причинение вреда, чего сама жертва полностью не осознает;
  3. Инициативные жертвы. В эту группу входят лица, положительное поведение которых привело к причинению им вреда;
  4. Пассивные жертвы — лица, не оказывающие сопротивления, противодействия преступнику в силу возраста, физического состояния и т. д.;
  5. Некритичные жертвы. В данную группу входят лица, в поведении которых преобладает неумение правильно оценить жизненные ситуации (появление в темное время суток в безлюдном месте, неосмотрительность и т. д.);
  6. Нейтральные жертвы − лица, поведение которых не влечет за собой совершение преступных действий.

Последние исследования личности жертвы сексуального насилия показывают, что:

– Около 75 % жертв являются незамужними женщинами.

– Большинство жертв имеют высокий уровень образования: лица с высшим образованием составляют 8,8 %; со средним — 39,8 %.

– 39 % жертв находились в момент насилия в состоянии алкогольного опьянения.

– Женщины гораздо чаще являются жертвами сексуального насилия.

– Сексуальным оскорблениям, чаще подвергаются девочки, чем мальчики.

– В 90–95 % сексуальные насилия совершали мужчины.

– Отчимы совершают насилие в 5 раз чаще, чем отцы.

– Вне семьи подвергались сексуальным приставаниям 38,5 % девушек, 25 % подверглись в результате этих приставаний изнасилованию.

– 7,5 % опрошенных девушек принудили к первому сексуальному опыту.

– 4 % насильственных действий было совершено незнакомцами, 9 % − супругом, 23 % − близкими знакомыми и 46 % − человеком, с которым у девушки был роман.

– Попытке изнасилования подвергалась каждая четвертая девушка, а каждый двенадцатый юноша признался, что ему приходилось один или несколько раз принуждать партнершу к сексу силой.

Г. Филд выявила, что мужчины по сравнению с женщинами приписывают большую ответственность самой жертве, нежели насильнику. Некоторые авторы говорят о специфических виктимных качествах девочек-подростков: чрезмерная доверчивость, низкая способность к прогнозированию ситуации, несформированность навыков выхода из стрессовой ситуации, подчиняемость авторитетному лицу.

А. А. Клецин выявил, что 79 % женщин провоцирующим фактором считают женское поведение (в то время как мужчины назвали этот фактор только в 42 % случаев) и их «открытые» наряды (79 % женщин против 40 % мужчин). Женщины высказывают по отношению к жертве большее сострадание и снисхождение, чем мужчины.

И. Б. Бовина занималась исследованием социальных представлений о жертве и «маньяке» сексуального насилия. Результаты исследования выявили, что мужчины описывают жертву такими словами, как «сама виновата, бежать», а женщины — «бедная, беспомощная, слабая, страх». Таким образом, можно предположить, что мужчины больше обвиняют саму жертву в совершении преступления, а женщины считают жертву невиновной.

Цель исследования: изучение представлений студентов о жертве сексуального насилия.

База исследования: Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования «Амурский государственный университет».

Выборка: студенты в возрасте 19–21 лет (26 человек).

Полученные результаты обрабатывались с помощью контент-аналитической процедуры выявления «естественных категорий», разработанной Б. А. Еремеевым. Цель данной процедуры — выявления «естественных категорий», отражающих представления респондентов, сквозь призму значимых для них понятий. Для статистической обработки применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена, коэффициенты корреляции, отражающие взаимное «притяжение» и «отталкивание» ЕК. Выявленные, таким образом, корреляционные плеяды представлений студентов о жертве сексуального насилия представлены ниже.

Рис. 1. Корреляционная плеяда «Кто может стать жертвой сексуального насилия»

Представление о жертве сексуального насилия описывается через естественную категорию (ЕК) «девушки», которая в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяется как:

  1. «Лицо женского пола в возрасте, переходном от отрочества к юности».
  2. «Такое лицо, достигшее половой зрелости, но еще не вступившее в брак».

Словами-интерпретаторами для данной плеяды являются «дети» и «женщины». Жертвами сексуального насилия могут быть «женщины» согласно словарю Ожегова С. И.: «Лицо женского пола, вступившее в брачные отношения» и «дети», согласно этому же словарю: «мальчики и (или) девочки в раннем возрасте, до отрочества». Таким образом, по мнению респондентов, жертвами сексуального насилия могут быть лица женского пола, различного возраста и семейного положения.

Рис. 2. Корреляционная плеяда «Какими словами можете охарактеризовать жертву сексуального насилия»

Представление о характеристиках жертв сексуального насилия раскрывается через естественную категорию (ЕК) «слабая», которая в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяется как «отличающийся малой силой, мощностью». Естественная категория «слабая» является изолятом, т. е. она не связанна в сознании респондентов с другими категориями плеяды.

Блок плеяды «боль − страх» может интерпретироваться как наличие у жертвы чувств негативного характера, где категория «боль» имеет значение «ощущение страдания, приступ физического страдания», а «страх»−очень сильный испуг, сильная боязнь.

Цепочка «бессилие − чувствует» могла бы быть истолковано как ощущение слабости. В словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, «бессилие» − отсутствие сил, физическая слабость, а «чувствовать»− испытывать какое-либо чувство, ощущать.

Таким образом, студенты характеризуют жертву сексуального насилия как чувствующую упадок физических и/или моральных сил, отличающуюся физической слабостью.

Рис. 3. Корреляционная плеяда «Назовите причины, по которым человек становится жертвой сексуального насилия»

Представление о причинах, влекущих за собой совершение насильственных действий описывается через естественную категорию (ЕК) «алкоголь», которая в словаре С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой определяется как «спиртной напиток, одноатомный спирт». В данной плеяде все выделенные категории являются изолятами. Из рисунка 3 видно, что причинами сексуального насилия являются алкогольное опьянение жертвы, определенное время суток, поведение, привлекающее внимание преступника и одежда определенного вида, также привлекающая внимание со стороны.

В результате данного исследования выделены следующие характеристики личности жертвы сексуального насилия: жертвами являются лица женского пола, которые характеризуются физической психологической слабостью, и находящие в момент преступления в состоянии алкогольного опьянения.

Литература:

  1. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Гутник А. Д., Рикель А. М. Особенности социальных представлений о сексуальном насилии: «Маньяк» и «Жертва» глазами молодых мужчин и женщин.// Психологическая наука и образование. № 1. 2011г.
  2. Луковцева З. В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы// насилие и социальные изменения. М.: Центр Анна, 2000г.
  3. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2003.
  4. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо,2007г. — 108 с.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): сексуальное насилие, жертва, естественная категория, лицо, женщина, корреляционная плеяда, алкогольное опьянение, высшее образование, сама жертва, физическая слабость.


Похожие статьи

Проблема домашнего насилия в контексте общественного мнения

В статье рассматривается проблема домашнего насилия через призму общественного мнения, выделены виды, причины и последствия насилия в семье, а также осведомленность людей и влияние стереотипных представлений по данной проблеме.

Отношение людей ко лжи в разных сферах

В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрыт...

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Влияние типа привязанности на социальную адаптацию студентов

В этой статье идет речь о влиянии типов привязанности на социальную адаптацию студентов. В статье дается определение понятия «социальная адаптация», рассматривается типология привязанностей и приводится анализ статических данных опроса.

Психологическое насилие в семье и его последствия

В данной статье представлены причины возникновения психологического насилия, особенности его протекания и последствия влияния на детей и других членов семьи. Представлены рекомендации, способствующие противодействию агрессора в свой адрес или близких...

Семейное насилие в период изоляции в России

Статья посвящена актуальной для современной России проблеме — домашнему насилию. Акцентировано внимание на данном негативном социальном явлении в период изоляции. Рассматривается состояние семейного насилия в отношении женщин, его динамика в период и...

Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматривается понятие «толерантность», ее составляющие и компоненты. Также представлены результаты эмпирического исследования толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Мотивы употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте

Данная статья посвящена проблеме употребления психоактивных веществ, в статье представлены результаты исследования мотивации употребления психоактивных веществ подростками.

Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект

Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Похожие статьи

Проблема домашнего насилия в контексте общественного мнения

В статье рассматривается проблема домашнего насилия через призму общественного мнения, выделены виды, причины и последствия насилия в семье, а также осведомленность людей и влияние стереотипных представлений по данной проблеме.

Отношение людей ко лжи в разных сферах

В данной статье рассматриваются представления о смысле, вкладываемом в понятие «ложь» психологами и людьми, не имеющими отношения к психологической науке, а также представлены результаты эмпирического исследования способности определять ложь, раскрыт...

К вопросу о насилии как научном понятии

В статье представлены результаты теоретического изучения проблемы насилия зарубежных и отечественных исследователей, особое внимание уделено проблеме насилия в образовательной среде.

Влияние типа привязанности на социальную адаптацию студентов

В этой статье идет речь о влиянии типов привязанности на социальную адаптацию студентов. В статье дается определение понятия «социальная адаптация», рассматривается типология привязанностей и приводится анализ статических данных опроса.

Психологическое насилие в семье и его последствия

В данной статье представлены причины возникновения психологического насилия, особенности его протекания и последствия влияния на детей и других членов семьи. Представлены рекомендации, способствующие противодействию агрессора в свой адрес или близких...

Семейное насилие в период изоляции в России

Статья посвящена актуальной для современной России проблеме — домашнему насилию. Акцентировано внимание на данном негативном социальном явлении в период изоляции. Рассматривается состояние семейного насилия в отношении женщин, его динамика в период и...

Исследование толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматривается понятие «толерантность», ее составляющие и компоненты. Также представлены результаты эмпирического исследования толерантности студентов к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Мотивы употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте

Данная статья посвящена проблеме употребления психоактивных веществ, в статье представлены результаты исследования мотивации употребления психоактивных веществ подростками.

Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект

Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...

Изучение некоторых аспектов толерантности в студенческой среде

В статье изучается отношение студентов к представителям сексуальных меньшинств, гендерной свободе и педофилии. Результаты проведенного исследования демонстрируют степень толерантности к изучаемым вопросам в современной студенческой среде.

Задать вопрос