Психологическое воздействие и способы противодействия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 февраля, печатный экземпляр отправим 4 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (288) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 15.12.2019

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Шевченко О. И., Газзаев А. В. Психологическое воздействие и способы противодействия // Молодой ученый. — 2019. — №50. — С. 444-448. — URL https://moluch.ru/archive/288/65050/ (дата обращения: 18.02.2020).



В статье рассматривается информационное воздействие, которое создает угрозу для развития личности и отстраняет индивида от социума, создает дефицит живого общения, что может привести к перепрограммированию сознания и расстройству психического состояния человека.Отмечается, что информационное воздействие часто имеет психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, посредством психических механизмов человеческого мозга. В статье кратко описаны основные методы психологического воздействия и его крайние формы, приведены яркие примеры этого воздействия на основе последних событий в мировом обществе. Актуальность изучения данной темы можно констатировать по появлению фильмов, действиям иностранных государств в области освещения мировых событий, выступлениям различных общественных деятелей, говорящих о наличие информационного воздействия и манипуляций сознанием. Статья представляет интерес для научных сотрудников, преподавателей, специалистов в области обеспечения информационной безопасности.

Ключевые слова:психологическое воздействие, информационно-психологическая операция, психологическая война, эффективное противодействие, информационно-психологическая безопасность.

Психологическое воздействие как реальный политико-психологический процесс направлено на подрыв социального фундамента политических оппонентов, на разрушение уверенности возможности реализации идей противника, на ослабление психологического состояния, морального духа, часто применяется в форме технологий тайного принуждения личности.

Психологическое воздействие — это:

− основной поражающий фактор информационной войны, представляющий собой воздействие информационным потоком на объект атаки;

− способ оказания влияние на отдельного индивида и на группу, которое осуществляется с целью изменения идеологической и психологической структуры сознания и подсознания, эмоциональных состояний;

− побуждения к определенному типу поведения

Основной целью психологического воздействия является изменение сознания и настроений социума от удовлетворенности и готовности поддерживать политику государства, к недовольству и разрушающим действиям в их отношении. Эта цель может достигаться разными способами: от планирования и осуществления массовых выступлений, целью которых является свержения политического режима, до выявления интереса к социально-политическим и идеологическим конструкциям иного характера.

Ярким примером психологическое воздействия можно назвать холодную войну СССР и США, которая привела к распаду СССР.

Психологическое воздействие оказывает влияние не только на индивида, но и на массовое сознание, оно является мощным оружием идеологического воздействия и пропаганды, ориентированным на подавление массового сознания, внедрения в подсознание соответствующих установок. Отталкиваясь от того, что сознание каждого индивида социума неразрывно связано с законами управления масс и правилами поведения в обществе, то можно утверждать, что данному воздействию подвержены все жители страны. Большую роль в таком воздействии на массовое психическое сознание играют средства массовой коммуникации, без них современный социум не способен существовать.

Одной из личностей способных оказывать огромное воздействие на массовое сознание был Йозеф Геббельс — «Отец лжи, пиара и массовых коммуникаций». Методы и принципы ведения пропаганды и агитации, разработанные Геббельсом, можно рассматривать как примеры информационного воздействия, так как они применяются во многих областях жизни индивида: реклама, пиар, индустрия развлечений и журналистика.

Существует большое количество методов психологического воздействия. Методы воздействия на человека стали развиваться с развитием наук и техники. Из года в год огни все больше скрыты и более жестоки.

  1. Психотропный террор — изучает такая наука как психотроника. Психотроника — область научных знаний, изучающая опосредованные сознания и процессы восприятия на дистанции взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой.
  2. Психотропное оружие — оружие воздействия на массы, в основе лежит принудительное разрушающее или управляющее воздействие на психику и мозг человека, самое опасное оружие, созданное когда-либо человеком. С его помощью существует возможность управлять живым объектом.
  3. Психотропное оружие бездейственно без пси — оператора. Пси — оператор, преследующий цель запутать сознание атакуемого объекта. Способен терроризировать, подавлять волю, давать определенные указания. Может быть, как одним человеком, сидящим за специальной аппаратурой, так и группой, или специально разработанной компьютерной программой. Главной и единственной целью данной технологии является управление и подчинение индивида или его преследование.

Таким образом, пси является оператором, технологией или человеком, управляющим психотропным оружием дистанционно или при помощи специально разработанной компьютерной программы.

  1. Психотропный террор — это комплекс мероприятий, специальные психологические операции, реализуемые с помощью информации, пропаганды и агитации, подготовленные и доводимые до объекта или группы воздействия с помощью таких форм психологического воздействия, как: печатные средства, радио и телевидение, непосредственное общение, информационные сети.
  2. Пропаганда (лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение определенных идей с целью привлечения сторонников. При рекламном и пропагандистском воздействии под видом рациональных аргументов на индивида обрушивается эмоциональная информация.
  3. Агитация (лат. agitatio — приведение в движение) — политическая деятельность в устной, печатной и наглядной форме, оказывающая воздействие на сознание и настроение масс с целью побуждения к политическим или другим действиям.

Психологическое воздействие осуществляется при помощи проведения информационно-психологических операций. Информационно-психологическая операция — это определенная структура навязывания картины мира, призванная обеспечить желаемые типы поведения. В «Объединенной доктрине информационных операций», которая принята Министерством обороны США в октябре 1998 года, под информационно-психологической операцией понимаются мероприятия по воздействию на определенные группы людей и отдельные лица с помощью СМИ, разнообразной печатной, аудио- или видеопродукции, а также путем личного общения с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которые способствовали бы достижению политических и военных целей.

Информационно-психологическая операция часто состоит из трех этапов, в которых последующий шаг зависит от предыдущего:

1) разрушение истинной картины мира, разрушение противодействия, это позволяет заложить основу для проведения следующего этапа;

2) введение информации, зачастую противоположной старой, в отношении старых моделей;

3) добавление сведений о новых объектах

Наглядным примером использования США с их союзниками технологий психологического воздействия, в том числе технологий информационной и психологической войны, является война в августе 2008 г. в Южной Осетии. В войне, которую развернули Соединенные Штаты, Россия столкнулась с тонким расчетом, с тщательным планированием и с применением новейших технологий психологического воздействия, к чему оказалась во многом не готова. В развернувшейся ожесточенной психологической войне главной действующей фигурой стали США, которые использовали неоднозначность оценивания грузино-осетинского конфликта мировым обществом и подвергли Россию массированному информационному удару, используя новейшие технологии управления общественным мнением и психологического воздействия. Научная литература выделяет четыре модели психологического управления международными конфликтами:

− англосаксонская (США, Канада, Великобритания, и др.);

− романо-германская (Германия, Франция и вся Западная и Северная Европа);

− ближневосточная (исламский мир);

− восточноазиатская (Япония, Китай, Вьетнам, и т. д.).

Англо-саксонская модель предполагает разрешение конфликтов при помощи полной, принудительного преобразования политических систем своего противника, который должен принять установки англосаксонской цивилизации («демократические институты») и ее политические нормы.

В войне, развернутой США, четко проявляются все особенности англо-саксонской модели ведения психологической войны:

1) информационная война против Южной Осетии и России началась задолго до начала боевых действий. В западных и грузинских СМИ часто обсуждались темы: является ли данный регион частью Грузии, или нет, и имеют ли он возможность самостоятельного существования или только в пределах Грузии;

2) атакован миротворческий батальон с целью его полного истребления, эта атака должна была вынудить Россию вмешаться в грузино-осетинский конфликт; невозможно не просчитать заранее последствия такого шага: ответный удар, который ожидали, должен был обязательно последовать;

3) в первые дни войны трагедия мирного населения в Осетии, боевые действия и потери с обеих сторон стали предметом многочисленных политических спекуляций в западных СМИ, конфликт стал площадкой производства пиар-новостей, в которых Россия представлялась единственным агрессором, а Грузия — жертвой ее оккупации; в очень короткие сроки в мнении мирового сообщества сформировался отрицательный образ России как агрессора, под руководством бывших сотрудников КГБ, стремящейся к необоснованной агрессии в направлении любых из соседей, особенно стран, в которых демократический путь развития;

4) европейская и американская общественность начала быстрое сплачивание вокруг политических сил, для ужесточения отношений с Россией;

5) четко видно, что одной из главных целей психологической войны, организованной США против России, было подготовить европейское общественное мнение к переброске «миротворческого» корпуса НАТО в Грузию и применение его в вооруженном столкновение с российскими войсками, выполняющими операцию по принуждению Грузии к миру.

Другим наглядным примером ведения США и союзниками информационной войны является конфликт в Ливии. Начальный этап операции заключался в подготовке общественного мнения в странах ЕС (в целях получить общественную поддержку действий сил, протестующих против режима Каддафи внутри страны, и оказания военной помощи им со стороны европейских государств), а также арабских государств и международного сообщества. На данном этапе операции совпавшие цели европейских правительств (Франции, Италии) и единство замысла и ливийских революционных сил, а также их поддержка определенными странами региона дало возможность объединить информационную войну с участием арабских и европейских СМИ. Их задачей было:

− сформировать из образа Каддафи образ кровавого диктатора, который расправляется с мирными жителями негуманными методами, и являющегося врагом своего народа и военным преступником;

− создать образ оппозиции в глазах ливийской общественности как единственной в стране надеждой, ведущей страну и ее народ к процветанию, справедливости и демократии;

− сформировать в арабских странах положительный образ ливийской оппозиции, которая выступает на основе сугубо национальных интересов и побуждений против авторитаризма и тирании на волне исламских ценностей, согласно примеру Египта и Туниса;

− внедрить в сознание европейской общественности мысли, что с «врагом народа» — Каддафи крайне необходимо бороться только крайними методами, а в это время мирные жители Ливии молят о военной помощи страны Европы;

− сформировать образ европейских инициаторов военной операции против Каддафи в глазах международного сообщества как единственных спасителей угнетенного диктатором мирного ливийского народа, который пытается протестовать против произвола и уничтожения;

− создать в рядах ливийских военнослужащих панику и деморализовать поддерживающие Каддафи силы, дезинформировав их относительно боевого потенциала противника.

Второй этап операции содержал в себе начало активных действий со стороны вооруженных сил стран НАТО при широкой поддержке со стороны СМИ и мировых общественных организаций, в том числе и ООН при помощи принятия резолюции № 1972 для установления над Ливией свободной от полетов зоны. Кроме операции с применением авиации для свержения режима Каддафи на территории Ливии, а также уничтожения важных военных объектов, параллельно осуществлялось информационно-психологическое воздействие, которое было направлено на мировую общественность, особенно на страны Европейского Союза. Целями этого этапа является:

− показать единство в борьбе с кровавым диктатором стран НАТО;

− распространять дезинформацию о строгом выборочном нанесении ударов силами НАТО только по военным объектам Каддафи и одновременную защищенность военнослужащих НАТО и мирного ливийского населения от этих действий;

− сосредоточить внимание на строгом соблюдении в своих действиях положений резолюции ООН;

− постоянная дезинформация международной общественности и сил Каддафи относительно действий ливийской оппозиции и результата присутствия НАТО.

В течение данного этапа активно использовалась дезинформация касаемо оперативной обстановки в стране, результатов и хода проведения войсками Каддафи операций против повстанцев и действий оппозиции, а также реального соотношения сил. Также активно использовались и постановочные сцены для создания образа оппозиции в позитивном ключе, а сил Каддафи в негативном. Благодаря качественно и оперативно спланированным информационно-психологическим операциям в европейских странах не было условий, чтоб сформировать общественные требования к ее прекращению, невзирая на высокую затратность боевых действий. Из этого делается вывод, что сегодня у ведущих стран мира мощнейшее оружие в виде инструментов и методик информационно-психологических операций, которое демонстрирует очень высокую эффективность, и методы, которые позволяют подвергать давлению политические режимы других государств, а также их смену без силового вмешательства, и «демократичны», и относительно малозатратны.

Эффективное противодействие угрозам информационно-психологической безопасности должно представлять собой грамотную и качественно спланированную систему защиты, которая предполагает законодательное регулирование, установление ограничений и контроль над СМИ, идеологическую работу со своим населением в рамках внутреннего информационного пространства и пропаганду за пределами страны. В России законодательное регулирование информационно-психологической безопасности находится на стадии становления. Нормативная правовая база обеспечения информационной безопасности государством образовала нормы, изложенные в Федеральных законах № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», № 63-ФЗ от 13.06.1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации, № 195-ФЗ от 30.12.2001 г. Кодекс РФ об административных правонарушения и других нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти. Политика информационно-психологической безопасности должна иметь ясно выраженный системный характер. Выделяют три основные составляющие этой системы: организационную, технологическую и нормативно-правовую.

Информационно-психологическая безопасность — состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативного информационно-психологического воздействия и других жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

В целях обеспечения информационно-психологической безопасности государству необходимо достичь трех взаимодополняющих целей:

1) сформировать позитивное мировое общественное мнение относительно к России;

2) обеспечить психическое, культурное и нравственное здоровье граждан страны;

3) государству необходимо осуществлять информационное воздействие на основных геополитических оппонентов и иные деструктивные силы, в целях предупреждения и противостояния их негативной активности.

Обеспечение информационно-психологической безопасности является крайне важным элементом внутренней и внешней политики государства. Одним из его главных направлений должно быть осуществление координации деятельности органов государственной власти с четким разделением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности. Внимание должно уделяться такому направлению, как развитие правосознания и правовой культуры граждан в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности. Минимизировать воздействие угроз информационно-психологической безопасности на общество и личность возможно только при учете всех направлений, качественной и слаженной работе органов государственной власти в данном направлении. Необходимо проводить патриотическое воспитание молодежи, просветительскую деятельность, обучать граждан методам самозащиты от пагубного информационно-психологического воздействия, основным принципам безопасного поведения в информационной среде. Государство является основным институтом, который обеспечивает организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания. Система патриотического воспитания предполагает:

1) формирование и развитие в образовательных организациях всех типов и видов социально значимых ценностей и патриотизма;

2) организованную и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями массовую патриотическую работу;

3) деятельность творческих союзов, средств массовой информации, научных организаций, которая направлена на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие качеств патриота и защитника Отечества.

Таким образом, в целях противодействия информационному воздействию должно происходить формирование духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и воинскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы. Средства массовой информации обязаны постоянно информировать о реальном положении внутри государства и за ее пределами в целях противостояния дезинформации, поступающей от иностранных стран.

Литература:

  1. Быков С. А. Манипулирование сознанием: учебник / С. А. Быков. — Москва: МИР, 2007. — 294 с.
  2. Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С. А. Зеленский. — Санкт-Петербург, 2008. — 416 с.
  3. Пикулькин А. В. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / А. В. Пикулькин. — Москва: ИНФРА, 2008. — 336 с.
  4. Петрик В. М. Современные технологии и средства манипулирования сознанием, ведения информационных войн и специальных информационных операций: учебное пособие / В. М. Петрик, В. В. Остроухов — Москва: Росава, 2006. — 208 с.
  5. Юдин О. К. Информационная безопасность государства: учебное пособие / О. К. Юдин, В. М. Вогуш. — X: Консул, 2005. –576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое воздействие, информационно-психологическая безопасность, Россия, информационное воздействие, США, информационная война, информационно-психологическая операция, психологическая война, массовое сознание, патриотическое воспитание.


Похожие статьи

Информационно-психологическое воздействие сети...

Ключевые слова: информационная война, информационнопсихологическое воздействие, средства массовой информации.

По эффективности воздействия на психическое сознание военнослужащих и общество в целом средства массовой информации...

Психологическое воздействие средств массовой информации...

Информационно-сетевые войны как угроза информационной безопасности России. Психологическое воздействие средств массовой информации на общественное сознание во время информационной войны.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

Библиографическое описание: Сельдюкова Е. А. Информационно-сетевые войны как угроза информационной безопасности России

Информационно-сетевые войны. Сегодня мы находимся во времени войн седьмого поколения, то есть информационно-сетевых войн...

Информационно-психологическая безопасность, как...

В течение последних нескольких десятилетий количество информации, ежедневно обрушивающейся на среднестатистического человека, резко выросло. Теперь уже сложно представить себе индивида...

Слухи как средство информационно-психологических войн

Информационно-психологическое воздействие в основном бывает направлено на

Следующим объектом информационно-психологического воздействия является

Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание.

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор...

Информационно-психологическая безопасность в отношении личности состоит в защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от

Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

Исследователь в области информационной войны А.В. Манойло отмечает, что современные войны все более становятся психологическими, напоминают масштабную PR-кампанию [1, с. 73-80]...

Исторический аспект информационной борьбы | Молодой ученый

Информационно-психологическая борьба велась во всех войнах и противостояниях человечества. Ее содержание в основном составляли действия противоположных сторон по распространению дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на...

Современные информационные войны и политика. Обзор

Ключевые слова:информационные войны, информационная операция

И особой силой информационно-психического воздействия на сознание человека обладает телевидение.

Информационно-психологическая борьба велась во всех войнах и противостояниях...

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Совершенствуются возможности информационного охвата огромных масс людей в кратчайшие сроки.

К концу 90-х годов в США сформировался целый ряд экспертно-аналитических групп

А между тем, в этой доктрине США, информационно-психологическое оружие относится к...

Похожие статьи

Информационно-психологическое воздействие сети...

Ключевые слова: информационная война, информационнопсихологическое воздействие, средства массовой информации.

По эффективности воздействия на психическое сознание военнослужащих и общество в целом средства массовой информации...

Психологическое воздействие средств массовой информации...

Информационно-сетевые войны как угроза информационной безопасности России. Психологическое воздействие средств массовой информации на общественное сознание во время информационной войны.

Информационно-сетевые войны как угроза информационной...

Библиографическое описание: Сельдюкова Е. А. Информационно-сетевые войны как угроза информационной безопасности России

Информационно-сетевые войны. Сегодня мы находимся во времени войн седьмого поколения, то есть информационно-сетевых войн...

Информационно-психологическая безопасность, как...

В течение последних нескольких десятилетий количество информации, ежедневно обрушивающейся на среднестатистического человека, резко выросло. Теперь уже сложно представить себе индивида...

Слухи как средство информационно-психологических войн

Информационно-психологическое воздействие в основном бывает направлено на

Следующим объектом информационно-психологического воздействия является

Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание.

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор...

Информационно-психологическая безопасность в отношении личности состоит в защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от

Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Информационная война и паблик рилейшнз | Статья в журнале...

Исследователь в области информационной войны А.В. Манойло отмечает, что современные войны все более становятся психологическими, напоминают масштабную PR-кампанию [1, с. 73-80]...

Исторический аспект информационной борьбы | Молодой ученый

Информационно-психологическая борьба велась во всех войнах и противостояниях человечества. Ее содержание в основном составляли действия противоположных сторон по распространению дезинформации или тенденциозной информации для воздействия на...

Современные информационные войны и политика. Обзор

Ключевые слова:информационные войны, информационная операция

И особой силой информационно-психического воздействия на сознание человека обладает телевидение.

Информационно-психологическая борьба велась во всех войнах и противостояниях...

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Совершенствуются возможности информационного охвата огромных масс людей в кратчайшие сроки.

К концу 90-х годов в США сформировался целый ряд экспертно-аналитических групп

А между тем, в этой доктрине США, информационно-психологическое оружие относится к...

Задать вопрос