Библиографическое описание:

Руденко А. М., Шестаков Ю. А. Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор дестабилизации информационной безопасности современного российского общества // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 635-638.

В статье анализируется сущность, признаки, формы проявления, последствия и способы противостояния манипуляции массовым сознанием в контексте необходимости обеспечения информационной безопасности современного российского общества.

Ключевые слова: манипуляция сознанием, массовое сознание, информация, безопасность, информационная безопасность, общество, информационная война          

 

Современные массовые коммуникации оказывают все большее влияние на экзистенцию современного человека, играя «важную роль в формировании человека как личности и как члена общества» [1, С. 102]. Но в условиях ХХI века глобальный мир, к сожалению, все чаще становится пространством, в котором происходят информационные войны. При этом общим для них становится то, что они адресованы культурному уровню ментальности человека, имеющему ценностную основу, что неоднократно подчеркивалось в современных исследованиях [2, С. 20–27; 3, С. 80–85; 4, С. 84–86]. Современные информационные войны особенно часто используются в экономике, политике и военной борьбе. Кроме того, «информационная война может вестись управляющей элитой с целью удержания в нем своего господствующего положения через сохранение доминирующей в данном обществе структуры приоритетов и ценностей, через поддержание возможности непрерывно продолжать воспроизведение этой структуры, поддерживая тем самым и непрерывность (сохранение) власти» [5, С. 36]. В настоящее время информационно-психологические войны становятся основой и всяких других войн, предшествуя им или протекая параллельно, определяя успех или поражение их исхода.

Современное российское общество нуждается не только в поступлении информации, но и в защите от негативной информации, а информационная составляющая служит важным компонентом национальной безопасности. Информационная безопасность не ограничивается сугубо техническими и технологическими параметрами (информационно-техническая безопасность). Не менее значимой как для военной, так и для невоенной области оказывается информационно-психологическая (психофизическая) безопасность. Информационно-психологическая безопасность в отношении личности состоит в защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Информация является важнейшей категорией, сущность которой состоит в содержании, которое передается в процессе коммуникации и, таким образом, является одним из ее элементов. А в философском понимании информация, наряду с веществом и энергией, является одной из трех фундаментальных субстанций, составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности человека.

В самом общем виде всю информацию можно условно разделить на два вида:

-        биологическая (генетическая) информация, т. е. информация, которая содержится в хромосомах организмов и передается по наследству;

-        социальная информация, т.е. информация, которая каждым поколением каждый раз заново приобретается в обществе.

Одним из видов массовой информации является массовая информация, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью информационных агентств, а затем через средства массовой информации. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации. К характерным чертам массовой информации относятся [6, С. 25–26]:

-        направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т. п.);

-        направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;

-        способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;

-        доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения (на дом, на работу или службу и т. д.);

-        возможность интерактивного обмена информацией взаимодействующих сторон (благодаря современным информационным технологиям);

-        регулярность поступления;

-        открытость для участия в работе органов информации в различных формах (письма, отклики, «прямой провод», выход в эфир).

К основным критериям оценки ценности информации можно отнести ее новизну, достоверность (точность и полноту содержания происходящего), доступность, своевременность и соответствие запросам потребителя (потребностям и интересам). В целом социальная информация эффективна лишь тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему.

Основной площадкой для ведения информационных войн на сегодняшний день являются СМИ, так как они имеют возможность оказывать влияние на массовое сознание. Например, гражданская война в Сирии, начавшаяся в марте 2011 г., вызвала широкий резонанс в общественных и политических кругах. Россия и Франция заняли в отношении этого конфликта противоположные позиции. Французское правительство настаивало, вслед за США, на военном или экономическом воздействии на конфликтующие стороны, в то время как российские дипломаты старались не допустить любого вмешательства во внутригосударственный конфликт. Политическое противоборство двух государств нашло свое отражение и в средствах массовой информации, о чем свидетельствуют выявленные исследователями признаки (или приемы) информационной войны. Среди них был отмечены следующие [7, С. 319–320]:

1.      Использование стереотипов (в 43 % материалов, посвященных деятельности оппозиции, антиправительственные силы названы боевиками. В 12 % им дано еще более категоричное определение — террористы. Использование таких понятий влечет за собой фиксированное негативное восприятие, связанное ни столько с отношением к самой сирийской оппозиции, сколько с восприятием понятий «террористы» и «боевики». Зачастую подобное определение не обосновано самим новостным материалом);

2.      Замена имен, или наклеивание ярлыков (подобный метод получил широкое распространение во французских СМИ. Одним из наиболее заметных примеров является использование сочетаний «кровавый режим» и «жестокая диктатура» относительно правительства Башара Аль-Асада).

3.      Повтор информации (при частом повторении одной и той же информации может наблюдаться эффект внушения. Данный прием использовался как российским, так и французским информационными агентствами).

4.      Сокрытие значимой информации (примером подобного приема служит игнорирование французскими СМИ информации о содействии сирийского правительства миссии Красного Креста во время событий в Хомсе. Однако «РИА Новости» уделило этому факту большое внимание, не сообщая при этом информацию о новых жертвах со стороны оппозиции).

Таким образом, информация служит в войнах данного типа главным инструментом борьбы: она извращается, изымается, переструктурируется, перемещается и т. п. Но особенно часто информация выступает средством манипуляции массовым сознанием. Манипуляция массовым сознанием — это воздействие, направленное на психику человека, которое осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением массовой аудитории, лишить ее свободы выбора посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Иными словами, манипуляция — это контроль над поведением людей посредством внедрения в сознание определенных идей, мыслей и представлений. Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей, подчиняя их тем, кто управляет процессом.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация, используя которую, можно производить следующие действия [8, С. 479]:

-        сфабриковать, выдавая за подлинную;

-        исказить путем неполной, односторонней подачи;

-        отредактировать, добавив различные домыслы;

-        интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

-        утаить саму важную информацию, какие-либо существенные детали;

-        проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

-        сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

-        приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;

-        опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

-        неточно цитировать, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.

Наиболее откровенно средства массовой коммуникации проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом — как катастрофу [9, С. 135–136].

Признаками манипуляции сознанием являются:

-        скрытое психологическое насилие (мишенью действий манипулятора является психика человека, его образ мира, ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки);

-        скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции (успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно);

-        наличие фальшивой действительности (зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ, которые служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются проводниками авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные);

-        применение специальных манипулятивных техник, которые которое требует значительного мастерства и знаний (учитывая, что манипуляция общественным сознанием является технологией, сегодня имеются профессиональные работники, владеющие ею);

-        отношение к манипулируемым людям не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора (манипуляция представляет собой часть технологии власти, чем она и отличается от простого психологического воздействия);

-        подмена истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении (данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации. Если главной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством манипулятивных технологий, является уничтожение врага в духовном аспекте за счет разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены);

-        попытка заставить объект манипуляции признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага (это чаще всего является целью манипулятивной программы).

Условие успешной манипуляции заключается в том, что преобладающее большинство граждан являются пассивным объектом информационного воздействия. Люди не стремятся тратить душевные и умственные силы или время на то, чтобы усомниться в сообщениях, поступаемых со стороны средств массовой коммуникации.

Основными принципами манипуляции через систему массовой коммуникации, которые наиболее точно сформулировал американский лингвист, философ и общественный деятель Ноам Хомский, являются [10, С. 133–135]:

1.      Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибер-нетики.

2.      Создание проблемы, а затем предложение способа ее решения. Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая ситуация, рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения, в результате оно само потребует принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

3.      Постепенное применение. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.

4.      Отсрочка исполнения. Этот способ продавливания непопулярного решения заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать.

5.      Общение с народными массами как с малыми детьми. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или об умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.

6.      Влияние на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции представляет собой классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

7.      Поддержание людских масс в невежестве, культивирование посредственности. Это ведет к неспособности людей понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8.      Побуждение граждан восторгаться посредственностью. Внедрение в сознание населения мысли о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

9.      Усиление чувства собственной вины. Человека необходимо убедить в том, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может.

10.  Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. Успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы. Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии «система» получила в свое распоряжение передовые знания о человеке, как в области физиологии, так и психики. «Системе» удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает.

Думающему человеку следует знать, что современное информационное общество живет в мире образов, которые создаются искусственно. Эти образы незаметно для большинства реципиентов информации, предоставляемой средствами массовой коммуникации, становятся тем, что считается реальностью и служит ориентиром для наших мыслей, мнений, чувств и поступков. Мы надеемся, потому что нам внушают надежды, и боимся, потому что нам внушают страхи. Бульварная пресса эксплуатирует подобную взаимосвязь искусственных образов и действительности с особенным цинизмом, превратив разжигание эмоций в весьма доходный бизнес [9, С. 140].

Важнейшими формами противодействия манипуляции личностью являются: критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников, повышение уровня компетентности и формирование научного образа мышления.

 

Литература:

 

1.      Руденко А. М., Фролова Ю. А. Влияние средств массовой коммуникации на экзистенцию современного человека // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. — Часть 11. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. — С. 102–103.

2.      Roudenko A. M., Kotlyarova V. V., Shubina M. M. Philosophical analysis of the values influence of the western world in the socio-cultural space of Russia // Paradigmata poznani. — 2015. — № 1. — С. 20–27.

3.      Котлярова В. В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 2. — С. 80–85.

4.      Котлярова В. В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2010. — № 1. — С. 84–86.

5.      Самохвалова В. И. Глобальный мир как пространство современных информационных войн // Философия и общество. 2011. № 4. С. 33–49.

6.      Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 250 с.

7.      Медведева Я. В., Марущак А. В. Приемы ведения информационных войн (на примере освещения гражданской войны в Сирии в информационных агентствах России и Франции) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2013. — № 10. — С. 319–320.

8.      Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовых коммуникаций: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 516 с.

9.      Воронина С. А. Манипулятивный аспект функционирования средств массовой коммуникации // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. — 2013. — № 5. — С. 135–143.

10.  Васильев С. С. Средства массовой коммуникации и их роль в формировании нравственного самосознания в региональных условиях Юга России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 133–141.

Основные термины (генерируются автоматически): массовой коммуникации, манипуляции массовым сознанием, средств массовой коммуникации, манипуляции сознанием, массовой информации, средство манипуляции сознанием, Признаками манипуляции сознанием, экзистенцию современного человека, противостояния манипуляции массовым, Проблема манипуляции массовым, современного российского общества, информационной безопасности современного, ведения информационных войн, безопасности современного российского, средством манипуляции массовым, Манипуляция массовым сознанием, манипуляция сознанием, манипуляция общественным сознанием, средства массовой коммуникации, процесса массовой коммуникации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос