Слухи как средство информационно-психологических войн | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (85) март-1 2015 г.

Дата публикации: 02.03.2015

Статья просмотрена: 2337 раз

Библиографическое описание:

Мустафаева, Ш. Ф. Слухи как средство информационно-психологических войн / Ш. Ф. Мустафаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 569-573. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15558/ (дата обращения: 25.04.2024).

Методы и техники психологического воздействия на противника, для запугивания, расшатывания его взглядов, дестабилизации общественного порядка имеют многовековую историю. А. Македонский, Дарий, Чингисхан и А. Тимур использовали в этих целях специально подготовленных людей (дервишей, монахов, купцов и нищих) которые, проникая в стан противника, собирали информацию и распускали устрашающие слухи о непобедимости и жестокости нападающих.

Все эти методы по воздействию на психику населения модернизировались с ростом новых экономических отношений и уже, в начале ХХ века приобрели более масштабный характер. Технический и информационный прогресс, радио, телевидение, СМИ расширяли пространственное влияние психологического воздействия на сознание людей. Термин “психологическая война” возник в середине ХХ века, многие считают, что его ввел в обиход американский разведчик по спец-операциям П.Лайнбарджер, который 1948 году написал книгу под названиям «Психологическая война». Эта книга до сих пор считается учебником по проведению психологических операций.

В период второй мировой войны А.Гитлер и Гебельс придавали огромное значение проведению таких операций и использовали для этих целей лучших психологов и социологов Фашисткой Германии. Не секрет, что речи Гебельса и Гитлера до сих пор изучаются специалистами по проведению информационно-психологических операций США и Европы как методические пособия.

Термин «информационная», возник в начале 80 годов ХХ века. Развитие новых компьютерных и коммуникативных технологий дали возможность влиять на все информационное пространство человечества, окутав планету глобальньми сетями. С помощью таких технологий за последние 20–30 лет удалось внедрить в сознание человечества идеи о том, что США и Европа являются гарантом демократии, что американский образ жизни один из лучших и т. д. Используя все имеющиеся каналы СМИ эти страны усиленно твердя о нарушениях прав человека, в какой-либо части земного шара, формируют мировое общественное мнение соответствующие их далеко идущим политическим планам.

 Методы И. П. В. используются как против гражданского так и военного населения, как в военное так и в мирное время. В отличие от военных операций такие войны не разрушают материальных ценностей, не убивают людей, не имеют определенного начала и конца, линии фронта и даже точного количества задействованных людских сил. Но, ее опасность заключается в том, что, гражданин страны против которой санкцианирована эта война, не осознано распространяя анекдоты, сплетни и слухи, информацию полученную через различные С. М. И. и даже моду на определенный стиль одежды становится противникам своей же страны.

Арсенал И. П. В. достаточно широк это:

-        радиоэлектронная война;

-        кибернетическая война;

-        война с хакерами;

-        война с использование средств разведки.

Целью ведения таких войн одного государства против другого государства является:

-        пропаганда и распространение ложных слухов, дискредитирующих руководство страны;

-        идеологические диверсии и организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;

-        подрыв авторитета государственных органов;

-        манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны;

-        провоцирование социальных, экономических, религиозных, национальных, напряженностей.

Ведущие мировые державы Америки и Европы выделяют миллиардные суммы для организаций и ведений таких войн и операций.

За долго, до начала информационно-психологических операций, спец. службы занимающийся, такого рода деятельностью, собирают и обрабатывают информацию о национальной психологической особенности народа его слоев и прослоек, больших и малых групп и клановых взаимоотношений. Изучаются, и анализируются отношения людей к предрассудкам и суеверия, скорость распространения и доверия к различным видам слухов и анекдотов. Такую информацию аналитики получают в основном через неправительственные организации, ассоциации и различные фонды созданные на территории этих стран. На основе полученного материала составляется стратегический план ведения информационно-психологических операций, который утверждается на самом высоком уровне, президентом или правительством.

Информационно-психологическое воздействие в основном бывает направлено на представителей интеллигенции, т. е. врачей, учителей, журналистов работников культуры.

Причиной такой направленности, является то, что именно этот слой населения играет большую роль в формировании нравственно-этического, социально-экономического и политического мировоззрения основного населения.

Интеллигенция более коммуникабельная, динамичная и прогрессивно настроенная часть населения и у нее развито чувство некоторой завышенности в самооценке, в вопросах обладания информацией и анализа общественной жизни региона, области и всей страны в целом.

Кроме того, именно интеллигенция всегда являлась сторонником и пропагандистом нового в культурной и социально-экономической жизни страны, она первая противостоит устоявшимися нормам и традициям, становясь авангардом формирования общественного мнения.

Следующим объектом информационно-психологического воздействия является студенческая молодежь, объединенная импульсивным характером, увлеченная и стремящаяся к новым преобразованиям во всех сферах общественной жизни.           Не обладая еще жизненным опытом, глубокими познаниями в развитии общественно-политической и социально-экономической жизни общества, но жаждущая перемен, она быстро попадает в сети организаторов И. П. В.

В основу И. П. В. легли теории и исследования о роли сознательного и подсознательного в поведении человека разработанные З.Фрейдом, а также элементы и методы современного гипноза Мильтона Эриксона, в последствии ставшие новым направлением в практической психологии как НЛП. Лозунг фрейдистов «сознание размышляет, а бессознательное управляет человеком» был подхвачен специалистами И. П. В. и на его базе создан «принцип вируса». Этот принцип позволяет вводить в подсознание человека любую информацию минуя цензуру сознания, вследствие чего она, укоренившись в подсознание человека, незаметно стирает прежние представления и ценности, становясь доминирующей и программирующей его общественного сознания.

Этот «информационно-психологический вирус» также как вирус гриппа, начинает изнутри съедать и ослаблять защитные механизмы психики, делая его более внушаемым и управляемым. За последние десятилетия специалистами разработано много методик и техник, позволяющих программировать и перепрограммировать поведение человека через СМИ. Формирование общественного мнения через неформальные источники, к которым относится слухи, сплетни, анекдоты, притчи и частушки тоже входят в арсенал организаторов спецоперации.

В рамках этой статьи не предоставляется возможным раскрыть все виды и методы информационно-психологической операций проводимых спец службами одних стран против других. Мне бы хотелось коснуться только лишь общих психологических механизмов воздействия неформальной информации на сознание и подсознание человека.

Слух — это информационно-эмоциональное значимое сообщение, так как, если это сообщение не затронет чувства и эмоции людей, то не будет и слуха. Именно, неудовлетворенный интерес, дефицит информации в большинстве случаев становится источником возникновения слухов.

Из выше указанного следует, что человек становится источником и соучастником распространения слухов благодаря своим прирожденным потребностям и психокомплексам, таким как страх, любопытство, превосходство, жадность и т. д.

Слухи могут касаться различных общественных, частных, личностных, интимных сторон человеческих жизни, и распространяются от центра возникновения к периферии, меняя свою окраску от более насыщенных к менее насыщенным оттенкам. Это зависит от значимости слуха для слушателей той или иной окрестности, что связано от доминирующей ценностей ориентацией жителей, их ожиданиями, желаниями и тревогами.

Социальные психологи классифицируют слухи по пространственному и экспрессивному основанию.

По пространственному основанию их можно разделить на локальные (местные), региональные, национальные и межнациональные. В последнее время в связи развитием Интернета и других видов коммуникации, слухи приобретают все большие размахи, объединяя континенты. Выявлено закономерность, что самая нелепая информация, вызванная интерес у аудитории, распространяется с большой скоростью и охватывает большой регион. По экспрессивному основанию или по эмоциональной реакции людей, а слухи их делят на «слух-желание», «слух-пугало» и «агрессивный слух».

«Слух-желание» В основе этого слуха лежит удовлетворение подсознательной потребности человека в исполнении определенного желания связанного с его общественной и личной жизни. Примерами такого слуха можно считать:

а)     слухи о НЛО и встречах с гуманоидами — в их основе лежит тысячелетнее желание человечества быть не одинокими во Вселенной;

б)     слухи о чудесных исцелениях благодаря чудотворцам-экстрасенсам, святым предметам и источникам — желание избавится от болезней, и жить долго, а также помочь кому-то;

в)     слухи о чьем-то аресте, побеге или снятия с должности и т. д. — желание сменить руководителя или изменить условия труда.

«Слух-желание» использовались для реализации определенных военных операций в годы второй мировой войны. В феврале 1944 г. Англо-американские специалисты психологические войны распространили среди гражданского населения фашисткой Германии слух о том, что в городе Дрездене живут родственники У. Черчилля и город не будет подвержен бомбардировке. Десятки тысяч беженцев ближайших сел и городков ринулись в Дрезден, но с 13 по 14 февраля город был разгромлен до основания. Погибли тысячи людей.

Хочется остановиться на «слухах желания» касающихся различных чудо -исцелениях на сеансах экстрасенсов, колдунов и магов.

Вроде бы, распространяя такие слухи человек, хочет помочь больному выздороветь, и он на все лады, восхваляет волшебную силу этого целителя. Больной поверив в это, направляется к тому. Вроде бы, все хорошо и такой слух кажется безобидным, даже полезным, однако больной не получив ожидаемого результата впадает в фрустрацию, которое приводи его апатии, унынию и безысходности нарушая тем самым защитные, иммунные системы организма.

«Слух-пугало» В основе этих слухов лежит психокомплекс страха, объединяющий людей перед неизвестностью. «Слух-пугало» может касаться самых различных аспектов жизни, но самими значимыми остаются страх перед физиологическими потребностями человека, это страх перед смертью, болезнями, голодом, холодам и т. д. перед природными катаклизмами — землетрясениями, наводнениями, тайфунами и вулканами:

-        общественными катаклизмами — войнами, революциями, террористическими актами и т. д. Распространяя такие слухи, каждый человека желает передать другому определенную частицу своего страха, тем самым, освобождая себя от возникающей паники, в то же время на подсознательном уровне, он хочет получить от окружающих опровержение этим слухам. «Слух-пугало» используемый в военных операциях имеет тысячелетнюю историю. Еще Амир Темур, перед началом военного вторжения в какую-либо страну, направлял туда тысячи дервишей, монахов, нищих которые распространяли слухи о непобедимости армии Тимура. Такие же методы использовались в годы второй мировой войны и последующих региональных войнах прошедших на планете. Мне бы хотелось привести и пример об использовании таких слухов специалистам подрывных операций третьего Рейха В. Шеленберга взятой из книги А. А. Урбановича «Психология управления», «С помощью специалистов из министерства пропаганды я разрабатывал программы радиопередач и других средств пропаганды, преследовавшие цель вызвать, возможно большее смягчение среди наших противников, особенно французов. В нашем распоряжении было три исключительно мощных радиопередатчика, через которые мы направляли непрекращающийся поток сообщений на французском языке под видом официальных известий из французских источников, являвшихся порождением нашего собственного воображения. Эти фальшивые известия явились основной причиной губительной паники среди французского гражданского населения. Потоки беженцев запрудили все дороги и сделали почти невозможном передвижение войск во французском тылу.

Другой пропагандистский прием заключался в том, что немецкие самолеты и агенты разбрасывали среди французов в огромных количествах небольшую и на вид вполне безвредную листовку, отпечатанную на французском языке и содержащую «пророчества» Богоматери — многие из ее пророчеств были действительно включены в листовку. Это листовка предсказывала ужасные разрушения от «летающих огненных машин», причем неоднократно подчеркивалось, что юго-восточная Франция будет избегать этого ужаса. Составляя листовку, я и не представлял себе, что она будет иметь такой потрясающий эффект. Все попытки гражданских и военных властей остановить огромные потоки беженцев в юго-восточную Францию оказались безуспешными.

«Слух-пугало» дестабилизирует массу, доводя ее напряжения до взрывного накала. Этот накал страстей умелыми организаторами И. П. В. легко может быть направлен против правительства, руководителей любого ранга или национального меньшинства. Сколько раз в истории человечества «слуха-пугало» якобы о зверствах представителей одного народа к детям другого народа, приводили межэтническим конфликтам и войнам. Слухи о предстоящих повышение цен, дестабилизировали экономику, слухи о конце света приводили к увеличению психических заболеваний и т. д.

«Слух-агрессия» –один из самых коварных и непредсказуемых слухов. Объектом таких слухов становятся политические деятели, руководители всех рангов, звезды эстрады, то есть все те, кто находится под неустанным вниманием толпы.

Зависть и глупость, ненависть и агрессия, сконцентрированные в этом слухе, начисто тормозят все здравомыслие людей.

В масштабных, межгосударственных политических целях, слух-агрессию используют для нагнетания конфликтогенной ситуации, основанной на межнациональных, межэтнических взаимоотношениях. Примеры таких конфликтов можно найти в Европе, Кавказе и в Средней Азии.

Преувеличение агрессивной информации в этом слухе доходит до абсурда, так количественные числительные превращаются от грамма до тонны; от десятков жертв до сотни тысяч. Качественные показатели приобретают ужасающие критерии так: жесткость становится жестокостью; строгость — агрессивностью, а понятия наведения порядка — в подавление свободы или разгон демонстрантов.

«Слух-агрессия» по своему накалу действует на все сенсорные каналы восприятия мозга: на зрение, слух, обоняние и чувства, возбуждая агрессивное воображение толпы.

Эффективность проникновения слухов в подсознательные уровни мозга, легкость их распространения среди различных слоев населения делает этот вид информационно- психологической войны наиболее используемым в различных политических, военных и криминальных ситуациях.

Чтобы придать определенную достоверность и объективность, усилить скорость распространения слухов специалистами разработанные десятки методов-приемов среди которых можно отметить следующее:

-        Прием авторитетности

Такой прием часто используют теле и радиожурналисты, при освещении каких либо сенсационных, политических событий или в информационно — развлекательных передачах типа «Пусть говорят» «50 на 50» и. т. д.

При этом они используют выражения типа: «Как утверждают ученые…».

«Авторитетный источник информации, пожелавший не называть своего имени…»

«Один из видных политических деятелей из окружения...»

В таком роде информации распространитель не указывает точного источника полученной информации. Какой ученый, когда, и где сказал или написал об этом? Кто конкретно из близких какого политического деятеля? Все эти неточности дорабатываются и дополняются воображением следующего распространителя, делая его уже новым источником осведомленности, повышая тем сам его авторитет в глазах слушателей.

-        Прием «голос пророка»

Экономическая и политическая, межэтническая и межнациональная нестабильность, межрелигиозная и клановая борьба за влияние, является самым лучшим моментом для распространения приема «голос пророка»

Предсказания пророков, священные писания и пророчества, предзнаменование природных явлений интерпретируемые «святыми- старцами», видения и голоса сверху, увиденные и услышанные кем-то и наконец кантоны Нострадамуса — вот не полный «перечень услуг» используемый специалистами психологической войны в приеме «голос пророка»

Такого рода методы помогают слухам проникнуть и укорениться в самых иррациональных участках мозга, чтобы затем оттуда воздействовать на мировоззренческие и поведенческие действия человека.

Подсознательный страх перед таинственными и непонятными явлениями, вера в пророков и священные писания, укоренившиеся в человеческой памяти, является основой распространения таких слухов. Этот же страх, заставляет человека переписывать полученное письмо — пожелание. Так как, в тексте письма есть внушение о том, что если, получатель не переадресует письмо своим близким или знакомым, то его и его семью, ожидают непредсказуемые неприятности. Цель такого послания, нагнетание тревожности, внутреннего дискомфорта и страха перед непредсказуемостью судьбы. Вышеуказанные состояния человеческой психики, повышает общую внушаемость людей и делают их более управляемыми. После усиленного бомбардирования, определенного региона страны такими письмами, там начинают распространять слухи всех видов.

По мере развития компьютерных, цифровых технологий раскрытие все более скрытых глубинных психических процессов человеческого мозга, методы манипулирования сознания человека увеличивается из года в год, и они становятся оружием формирования общественного мнения и определенного мировоззренческого настроя.

Сплетни и слухи в организациях и коллективах, можно квалифицировать, как малые информационно-психологические операции, между сотрудниками и работниками или между руководителями и служащими. Они имеют те же механизмы возникновения и распространения, воздействия и влияния что и масштабные И. П. В. Все виды слухов и сплетен не смотря на их масштабность по достоверности делится на:

-        абсолютно недостоверные — то есть построенные на методах лжи;

-        правдоподобные — то есть близкие и правдоподобные;

-        достоверные — то есть имеющие элементы вероятности;

Знания причин и условий возникновений, анализ видов и достоверности слухов дает возможность принять меры противодействия им, и осуществить профилактические мероприятия по их затуханию и сглаживанию.

Целесообразно при работе с источником слуха придерживаться следующей тактики:

1.         Задавайте побольше уточняющих вопросов и лаконичных несогласий. Уточняющие вопросы – это такие, как: «Когда?», «Где?», «Сколько?», «Как?».

Такие вопросы часто вводят источник слуха в неудобное положение, делают его положение в беседе шатким и неуверенным.

Несогласия типа: «Думаю, что это не соответствует действительности» или же «Если это слух, давайте не будем тратить на него время» — принизит значимость слуха, тем самим нейтрализуя его.

2.         Конкретизируйте у источника откуда он взял информацию следующими фразами: «А, откуда Вы узнали об этом?», «Кто Вам сообщил или где Вы прочли об этом?», «В какой газете, и за какое число Вы прочли об этом?».

3.         В то же время, дайте возможность источнику слуха убедить Вас в достоверности слуха.

«Вы уверены и насколько уверены в том, о чем вы говорите?», «На чем основана Ваша уверенность в том, что это правда?». «На сколько, Вы доверяете источнику информации?».

В заключение следует отметить что, «принцип вируса» лежащий в основе слухов, разжигая противоречия в коллективе и обществе, дискредитируя кого-то, изнутри разрушает нравственно-этические нормы и понятия самого распространителя, делая его духовно ущербным и морально неустойчивым.

Желание что-то кому-то рассказать становится его патологической потребностью, которая уродует естественную познавательную потребность человека, основанную на мышлении, эмоции и воле.

Распуская слух, человек запускает бумеранг, который обязательно вернется к нему и ранит его. Ведь сказано в заповеди «Не суди, судимым не будешь».

 

Литература:

 

1.         «Секреты психологической войны», Крысько В. Г., изд. Минск — 1999 г.

2.         «Информационно-психологическая и психотронная война»,

3.         Хрестоматия под ред. Тараса А. Е. — Мн: Харвест 2003 г.

4.         «Скрытое управление человеком», Шейнов В. П., изд. Ми: Харвест 2005 г.

 

Основные термины (генерируются автоматически): слух, Европа, война, источник слуха, мировая война, общественное мнение, операция, подсознание человека, том, информационно-психологическое воздействие.


Похожие статьи

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

психологическая война, слух, сплетня, мировая война, ведение пропаганды, листовка, информационная война, военная пропаганда, Великая Отечественная война, французская армия.

Информационно-психологическое воздействие сети...

Ключевые слова: информационная война, информационнопсихологическое воздействие, средства массовой информации.

Они включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику человека с целью формирования соответствующих...

Информационно-психологическая безопасность, как...

Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества. Автор: Екимовская Мария Александровна.

4. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека.

Фактически это касается абсолютно всех сфер индивидуальной и общественной жизни, имея при этом мировые масштабы [1]. Сегодня...

Психологическое воздействие средств массовой информации на...

Такие термины, как «психологическая война», «информационная война», «психологические операции», «ведение информационно-психологической борьбы», «психологическая защита» отражают в себе суть информационно-психологического воздействия.

Современные информационные войны и политика. Обзор

Проблема информационно-психологических войн становится все более актуальной.

2. Объект воздействия — сознание человека, как массовое, так и индивидуальное.

Используются не только СМИ, но и сплетни, слухи и др.

Технологии психологических манипуляций и управленческих...

Психологическая манипуляция — навязывание людям моделей поведения, стереотипов, мнений, взглядов.

Технология информационно-психологического воздействия, направленная на разум и основанная на особенностях человеческого подсознания.

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Таким образом, скоординированному информационно-психологическому воздействию

На глобальном уровне стояла задача убедить международное общественное мнение в том, что

Так, например, известный китайский политолог Кcянь Хуэсин высказал мнение, что «война в...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации

Так, например, во время войны во Вьетнаме в американских СМИ вместо слов с негативной

Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание.

Похожие статьи

Слухи и сплетни как один из инструментов психологических войн

психологическая война, слух, сплетня, мировая война, ведение пропаганды, листовка, информационная война, военная пропаганда, Великая Отечественная война, французская армия.

Информационно-психологическое воздействие сети...

Ключевые слова: информационная война, информационнопсихологическое воздействие, средства массовой информации.

Они включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику человека с целью формирования соответствующих...

Информационно-психологическая безопасность, как...

Информационно-психологическая безопасность, как глобальная проблема человечества. Автор: Екимовская Мария Александровна.

4. Смешивание истинных фактов со всевозможными предположениями, допущениями, гипотезами, слухами.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека.

Фактически это касается абсолютно всех сфер индивидуальной и общественной жизни, имея при этом мировые масштабы [1]. Сегодня...

Психологическое воздействие средств массовой информации на...

Такие термины, как «психологическая война», «информационная война», «психологические операции», «ведение информационно-психологической борьбы», «психологическая защита» отражают в себе суть информационно-психологического воздействия.

Современные информационные войны и политика. Обзор

Проблема информационно-психологических войн становится все более актуальной.

2. Объект воздействия — сознание человека, как массовое, так и индивидуальное.

Используются не только СМИ, но и сплетни, слухи и др.

Технологии психологических манипуляций и управленческих...

Психологическая манипуляция — навязывание людям моделей поведения, стереотипов, мнений, взглядов.

Технология информационно-психологического воздействия, направленная на разум и основанная на особенностях человеческого подсознания.

Информационное противоборство на современном этапе: анализ...

Таким образом, скоординированному информационно-психологическому воздействию

На глобальном уровне стояла задача убедить международное общественное мнение в том, что

Так, например, известный китайский политолог Кcянь Хуэсин высказал мнение, что «война в...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации

Так, например, во время войны во Вьетнаме в американских СМИ вместо слов с негативной

Зелинский С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание.

Задать вопрос