Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Улыбин, В. С. Особенности мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики / В. С. Улыбин, О. А. Денисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64277/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для описания и изучения предметного мира, явлений и процессов и формирует особенности критического и абстрактного мышления будущих инженеров.

Ключевые слова: внутренняя мотивация, технический вуз, большинство студентов, область физики, получение знаний, студент.

В настоящее время во всём мире идёт развитие высшего инженерного образования, которое направлено не просто на обучение студентов знаниям по общеобразовательным и специальным дисциплинам, но и на формирование у них направленной учебной мотивации.

В данной работе нами рассмотрены направленность и уровень учебной мотивации студентов при изучении одной из важных дисциплин в технических университетах — физики, которая является универсальным языком для моделирования, описания и изучения предметного мира, явлений и процессов и формирует особенности критического и абстрактного мышления будущих инженеров.

Под мотивацией к изучению курса физики у студентов технического вуза мы будем понимать внутреннюю мотивацию, при которой, по мнению Н. Ф. Талызиной, мотивом служит познавательный интерес, связанный с данным предметом. Только в этом случае имеет место собственная деятельность обучающегося как непосредственно удовлетворяющая познавательную потребность — потребность в познании и понимании [2].

В связи с актуальностью данной проблемы целью нашей научной работы было выявить особенности проявления мотивации студентов технического вуза к получению знаний в области физики.

В исследовании приняли участие студенты 2 курса факультета автоматизации производственных процессов Уфимского государственного нефтяного технического университета Республики Башкортостан (всего 168 респондентов), которые характеризовали своё отношение к физике.

В процессе исследования были апробированы следующие методы: анкетирование, нацеленное на выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации к учебной деятельности при изучении физики (методика Т. Д. Дубовицкой); тестирование уровня знаний по дисциплине физика; t-критерий Стьюдента; расчёт ранговой корреляции [1].

Полученные на констатирующем этапе исследования результаты позволили сделать вывод о том, что существенных различий между отношением к физике у студентов различных групп не выявлено. Для большинства студентов была характерна положительная мотивационная установка на изучение дисциплины физика как на первом, так и на втором курсах.

По мнению студентов, главными мотиваторами к изучению физики являются компетентные преподаватели вуза, которые в доступной форме излагают программный материал, используют мультимедийные презентации, компьютерное моделирование и современные образовательные технологии. Познавательный интерес, как считают студенты, повышается во время проведения лабораторных занятий по физике, где они могут не только продемонстрировать усвоенные знания, но и практически продемонстрировать виртуальные (имитационные) картины реального процесса, физических явлений и законов.

Студенты высоко оценили тот факт, что когда они на практике используют моделирование физических явлений, то у них возрастает интерес к таким языкам программирования, как Pascal ABC, Basic, C++.

Для установления связи между внутренней мотивацией студентов, направленной на получение знаний в области физики, и их успеваемостью по данной дисциплине мы использовали вычисление ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент корреляции составил значение 0,488164, что указывает на среднюю связь (от 0,32 до 0,68). Достоверность полученных связей подтверждается t-критерием Стьюдента, показатель которого составил чуть меньше 24 единиц, что позволяет говорить о высокой достоверности результатов нашего исследования (p<0,01).

Было выявлено, что 62 % студентов, имеющих средний уровень, и 19 % — высокий уровень успеваемости набрали большое количество баллов, характеризующих проявление положительной мотивации (7–8 баллов) к познанию физики. И наоборот, студенты, набравшие количество баллов, соответствующее низкому показателю уровня мотивации (4–6 баллов), имели слабую успеваемость. Возможно, это объясняется тем, что для данных студентов физика представляет интерес лишь постольку, поскольку она будет полезна им при изучении других дисциплин, в отношении которых их внутренняя мотивация будет выше.

Исследования направленности мотивации позволяют констатировать, что у большинства студентов внутренняя мотивация доминирует над внешней. Это говорит о том, что большинство студентов при изучении дисциплины физика удовлетворяют свою познавательную потребность, получают интеллектуальный заряд от процесса познания и реализуют при этом свой личностный потенциал.

Результаты исследования также показали, что у студентов факультета автоматизации производственных процессов внешняя мотивация находится на среднем и высоком уровнях, что говорит о заинтересованности студентов в получении высокой суммы баллов за семестр, хорошей отметки, сдаче зачета или экзамена, получении повышенной стипендии.

Отметим, что потребности, в том числе и познавательные, возникают у человека в определенных ситуациях, где немаловажную роль играет процесс обучения и его организация.

Таким образом, наше исследование подтвердило эффективность предложенной методики диагностики учебной мотивации студентов, а полученные результаты могут быть использованы при анализе причин неуспеваемости по дисциплине физика, направленности их познавательных интересов и при осуществлении личностного подхода к индивидуальному планированию практических заданий и лабораторных занятий.

Литература:

  1. Дубовицкая Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации // Вопросы психологии. — № 6. — 2013. — С.73–77.
  2. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М: Просвещение, 2014. — 345 с.
Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя мотивация, область физики, получение знаний, технический вуз, ABC, абстрактное мышление будущих инженеров, большинство студентов, изучение физики, познавательный интерес, предметный мир, ранговая корреляция, студент, универсальный язык, учебная мотивация студентов, физик.


Ключевые слова

студент, технический ВУЗ, внутренняя мотивация, большинство студентов, область физики, получение знаний

Похожие статьи

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля

В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преи...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)

В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...

Интегрированное обучение как эффективный подход для повышения иноязычной компетенции будущих специалистов

Статья охватывает проблему подготовки кадров со знанием иностранных языков в Республики Таджикистан. Необходимость пересмотра путей и подходов, методов и технологии обучения иностранных языков и другие важные аспекты, которые непосредственно связаны ...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Актуальные проблемы и перспективы агроинженерных исследований

В статье рассматриваются проблемы развития агроинженерной науки в рыночный период с учетом необходимости обеспечения продовольственной безопасности государства. Обоснованы приоритетные направления исследований в области аграрной инженерии, а также су...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Похожие статьи

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля

В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преи...

Теоретические основы применения средств визуализации учебной информации на уроках в начальной школе

В данной статье обосновывается актуальность проблемы применения средств визуализации учебной информации в начальной школе. Рассматриваются основные понятия, такие как «визуализация», «средства обучения». Автор освещает принципы визуализации важные дл...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Сравнительная характеристика инструментов деятельности по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока (по сайтам и публикациям в научных изданиях)

В статье рассматриваются вопросы кадрового обеспечения ключевых отраслей Дальнего Востока, основные инструменты для подготовки кадров, которые ориентированы на профориентацию подрастающего поколения, обучение студентов по востребованным специальностя...

Интегрированное обучение как эффективный подход для повышения иноязычной компетенции будущих специалистов

Статья охватывает проблему подготовки кадров со знанием иностранных языков в Республики Таджикистан. Необходимость пересмотра путей и подходов, методов и технологии обучения иностранных языков и другие важные аспекты, которые непосредственно связаны ...

Ключевые компетенции экономистов, необходимые для развития во время подготовки в вузе

В статье представлен анализ исследований, проводимых педагогами и психологами с целью определения востребованных компетенций специалистов в финансово-экономической сфере деятельности. Формирование и развитие данных ключевых компетенций у студентов во...

Частнометодические принципы изучения юридической терминологии на уроках русского языка

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития речевых коммуникаций обучающихся средней школы в современных социально- экономических условиях. Анализируются частнометодические принципы, определяющие возможность изучения юридических терминов на ...

Актуальные проблемы и перспективы агроинженерных исследований

В статье рассматриваются проблемы развития агроинженерной науки в рыночный период с учетом необходимости обеспечения продовольственной безопасности государства. Обоснованы приоритетные направления исследований в области аграрной инженерии, а также су...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Задать вопрос