В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.
Ключевые слова: роль физического образования для профессий и специальностей технического профиля, развитие интереса к учебной дисциплине.
Больше, чем какой-либо другой предмет, физика способствует формированию современного научного мировоззрения и миропонимания.
В. Г. Разумовский
Постоянно меняющееся и совершенствующееся современное общество предполагает наличие у выпускника высокий уровень практического опыта, прочные профессиональные знания, устойчивый интерес к выбранной профессии и специальности, способность к самосовершенствованию.
Учебная дисциплина «Физика», входящая в общеобразовательный цикл, не исчерпывается вкладом в систему знаний об окружающем мире и раскрытием роли науки в экономическом и культурном развитии общества и государства. Особенно ценны знания, полученные на занятиях по физике для студентов, обучающихся профессиям и специальностям технического профиля, для которых эта дисциплина является базовой. Современный специалист, деятельность которого будет связана с любым видом техники, и сельскохозяйственная не исключение, должен не только работать с этой техникой, но и знать физические процессы, лежащие в её работе, уметь делать простейшие расчёты. Особую роль в обучении физике играют междисциплинарные связи с профессиональными дисциплинами.Реализацию этих связей в образовательном процессе при обучении студентов физике можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему, позволяющую совершенствовать учебный процесс, в связи с чем они являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в СПО [1,2]
Основная образовательная задача физики не только в формировании общих компетенций и не только в формировании знаний студентов по курсу физики с учетом их профессиональной направленности, но и помогает в формировании развитии тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте, использовании полученных знаний для продолжения обучения- получения высшего образования.
Цель профилирования дисциплины и реализации междисциплинарных связей в преподавании физики в профессиональном обучении- расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни, пробудить у студентов стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в практике.
Огромную роль в обучении физике играют задачи профессиональной направленности. Такие задачи важны не только для профессий и специальностей, для которых физика является профильной.
Например, для группы по специальности «Поварское и кондитерское дело» по теме «Количество теплоты» может быть предложена задача: «В пастеризаторе за час нагревается 2 т сливок от 20° до 80°. Какое количество теплоты расходует установка за час, если удельная теплоемкость сливок 3500Дж/кг*К?» [1,4]
Для групп по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», профессии «Автомеханик», изучающих материаловедение, задача может иметь другой вид: «Для повышения твердости и прочности стальных изделий применяется их закалка — нагрев до некоторой температуры с последующим быстрым охлаждением. Какое количество теплоты требуется для нагревания стального молотка массой 500г от 17° до 817°С, если удельная теплоемкость стали 460Дж/кг*К?» [2]
Опыт применения таких задач и заданий позволяет сделать вывод, что решение задач междисциплинарного характера, особенно на этапе актуализации полученных в школьном курсе знаний, способствует практико-ориентированности образовательного процесса, что особенно важно при реализации ФГОС СПО. Система практико-ориентированного обучения на современном этапе профессионального образования формирует практический опыт оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении знаний по дисциплине. Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе, но главное — применить имеющиеся знания на практике, использовать формулы при необходимых в работе расчётах.
В обучении физике фундаментальная роль отводится постановке эксперимента, который проводится студентами самостоятельно. Это необходимо для будущего специалиста, которому в дальнейшем придётся самому иметь дело с различными приборами, системами, механизмами. Огромная роль в данном случае отводится внеаудиторной самостоятельной работе студентов, учебно-исследовательской деятельности, проектной работе под руководством преподавателя или без его непосредственного участия, что даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность, инициативу, творчество [2,7]
Одним из путей реализации профессиональной направленности получаемых студентами знаний по физике, приводящим к развитию у ребят интереса к изучаемой дисциплине, являются игры. Игры могут проводиться в одной из частей урока, или в виде уроков-игр. Последние имеют ряд специфических моментов в подготовке к ним, имеют отличительные особенности от традиционных уроков. Чаще всего использую игры-стажировки с имитацией производственного процесса, что позволяет продемонстрировать значимость физических знаний [3]
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально — технического цикла способствует возрастанию интереса студентов к физике, развитию теоретических и профессиональных умений и навыков обучающихся, активизации их мыслительной деятельности. Правильное и систематическое осуществление междисциплинарных связей — необходимое условие повышения качества подготовки молодых специалистов [5,6]
Литература:
- Важеевская, Н. Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Важеевская Наталия Евгеньевна. — М.: РГБ, 2003. — 443 с.
- Волков, В. В. Формирование компонентов научного познания при обучении физике [Текст] / В. В. Волков // Ярославский педагогический вест- ник. — 2009. — № 2 (59). — С. 20–26.
- Кабардин.Браверман «Внеурочная работа по физике» М, «Просвещение», 2008г.
- Ланина «100 игр по физике» М, «Просвещение», 2006г.
- Мултановский, В. В. Физическое взаимодействие и картина мира в школьном курсе физики [Текст]: пособие для учителей / В. В. Мултановский. — М.: Просвещение, 1977. — 167 с.
- Разумовский, В. Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения [Текст] / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 463 с.
- Усова, А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий [Текст]: пособие по спецкурсу / А. В. Усова; Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск: ЧГПИ, 1988 (1989). — 88 с.