Профессиональная направленность преподавания физики в СПО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (275) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 17.09.2019

Статья просмотрена: 2204 раза

Библиографическое описание:

Кузьмина, Е. П. Профессиональная направленность преподавания физики в СПО / Е. П. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62355/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.

Ключевые слова: роль физического образования для профессий и специальностей технического профиля, развитие интереса к учебной дисциплине.

Больше, чем какой-либо другой предмет, физика способствует формированию современного научного мировоззрения и миропонимания.

В. Г. Разумовский

Постоянно меняющееся и совершенствующееся современное общество предполагает наличие у выпускника высокий уровень практического опыта, прочные профессиональные знания, устойчивый интерес к выбранной профессии и специальности, способность к самосовершенствованию.

Учебная дисциплина «Физика», входящая в общеобразовательный цикл, не исчерпывается вкладом в систему знаний об окружающем мире и раскрытием роли науки в экономическом и культурном развитии общества и государства. Особенно ценны знания, полученные на занятиях по физике для студентов, обучающихся профессиям и специальностям технического профиля, для которых эта дисциплина является базовой. Современный специалист, деятельность которого будет связана с любым видом техники, и сельскохозяйственная не исключение, должен не только работать с этой техникой, но и знать физические процессы, лежащие в её работе, уметь делать простейшие расчёты. Особую роль в обучении физике играют междисциплинарные связи с профессиональными дисциплинами.Реализацию этих связей в образовательном процессе при обучении студентов физике можно рассматривать как одну из форм интеграции знаний, приводящую их в систему, позволяющую совершенствовать учебный процесс, в связи с чем они являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в СПО [1,2]

Основная образовательная задача физики не только в формировании общих компетенций и не только в формировании знаний студентов по курсу физики с учетом их профессиональной направленности, но и помогает в формировании развитии тех качеств личности, которые помогут молодому специалисту в его карьерном росте, использовании полученных знаний для продолжения обучения- получения высшего образования.

Цель профилирования дисциплины и реализации междисциплинарных связей в преподавании физики в профессиональном обучении- расширить и углубить знания, показать их практическое применение в жизни, пробудить у студентов стремление к творчеству, помочь им это творчество проявить, выработать умение быстро мыслить, а затем свои мысли кратко изложить и суметь применить в практике.

Огромную роль в обучении физике играют задачи профессиональной направленности. Такие задачи важны не только для профессий и специальностей, для которых физика является профильной.

Например, для группы по специальности «Поварское и кондитерское дело» по теме «Количество теплоты» может быть предложена задача: «В пастеризаторе за час нагревается 2 т сливок от 20° до 80°. Какое количество теплоты расходует установка за час, если удельная теплоемкость сливок 3500Дж/кг*К?» [1,4]

Для групп по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», профессии «Автомеханик», изучающих материаловедение, задача может иметь другой вид: «Для повышения твердости и прочности стальных изделий применяется их закалка — нагрев до некоторой температуры с последующим быстрым охлаждением. Какое количество теплоты требуется для нагревания стального молотка массой 500г от 17° до 817°С, если удельная теплоемкость стали 460Дж/кг*К?» [2]

Опыт применения таких задач и заданий позволяет сделать вывод, что решение задач междисциплинарного характера, особенно на этапе актуализации полученных в школьном курсе знаний, способствует практико-ориентированности образовательного процесса, что особенно важно при реализации ФГОС СПО. Система практико-ориентированного обучения на современном этапе профессионального образования формирует практический опыт оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении знаний по дисциплине. Реализация принципов практико-ориентированного подхода в обучении физике позволит сделать физику инструментом, с помощью которого студент может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе, но главное — применить имеющиеся знания на практике, использовать формулы при необходимых в работе расчётах.

В обучении физике фундаментальная роль отводится постановке эксперимента, который проводится студентами самостоятельно. Это необходимо для будущего специалиста, которому в дальнейшем придётся самому иметь дело с различными приборами, системами, механизмами. Огромная роль в данном случае отводится внеаудиторной самостоятельной работе студентов, учебно-исследовательской деятельности, проектной работе под руководством преподавателя или без его непосредственного участия, что даёт возможность обучающемуся проявить самостоятельность, инициативу, творчество [2,7]

Одним из путей реализации профессиональной направленности получаемых студентами знаний по физике, приводящим к развитию у ребят интереса к изучаемой дисциплине, являются игры. Игры могут проводиться в одной из частей урока, или в виде уроков-игр. Последние имеют ряд специфических моментов в подготовке к ним, имеют отличительные особенности от традиционных уроков. Чаще всего использую игры-стажировки с имитацией производственного процесса, что позволяет продемонстрировать значимость физических знаний [3]

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что целенаправленная и научно организованная взаимосвязь в преподавании общеобразовательных предметов и дисциплин профессионально — технического цикла способствует возрастанию интереса студентов к физике, развитию теоретических и профессиональных умений и навыков обучающихся, активизации их мыслительной деятельности. Правильное и систематическое осуществление междисциплинарных связей — необходимое условие повышения качества подготовки молодых специалистов [5,6]

Литература:

  1. Важеевская, Н. Е. Гносеологические основы науки в школьном физическом образовании [Текст]: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.02 / Важеевская Наталия Евгеньевна. — М.: РГБ, 2003. — 443 с.
  2. Волков, В. В. Формирование компонентов научного познания при обучении физике [Текст] / В. В. Волков // Ярославский педагогический вест- ник. — 2009. — № 2 (59). — С. 20–26.
  3. Кабардин.Браверман «Внеурочная работа по физике» М, «Просвещение», 2008г.
  4. Ланина «100 игр по физике» М, «Просвещение», 2006г.
  5. Мултановский, В. В. Физическое взаимодействие и картина мира в школьном курсе физики [Текст]: пособие для учителей / В. В. Мултановский. — М.: Просвещение, 1977. — 167 с.
  6. Разумовский, В. Г. Физика в школе. Научный метод познания и обучения [Текст] / В. Г. Разумовский, В. В. Майер. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 463 с.
  7. Усова, А. В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий [Текст]: пособие по спецкурсу / А. В. Усова; Челяб. гос. пед. ин-т. — Челябинск: ЧГПИ, 1988 (1989). — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физик, профессиональная направленность, технический профиль, дисциплина, задача, знание, образовательный процесс, огромная роль, связь, специальность.


Ключевые слова

роль физического образования для профессий и специальностей технического профиля, развитие интереса к учебной дисциплине

Похожие статьи

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления

В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применител...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического профиля

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать...

Роль практических занятий в технических вузах

Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Похожие статьи

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Обучение иностранному языку студентов СПО неязыкового профиля на примере юридического направления

В статье рассматриваются вопросы изучения иностранного языка в непрофильных учреждениях среднего профессионального обучения. В работе дается характеристика существующих проблем освоения студентами СПО иноязычной коммуникативной компетенции применител...

О роли преподавателя в подготовке специалистов технического профиля

В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать...

Роль практических занятий в технических вузах

Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования

В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...

Задать вопрос