Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании
Автор: Горькаева Евгения Юрьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 06.12.2014
Статья просмотрена: 3735 раз
Библиографическое описание:
Горькаева, Е. Ю. Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании / Е. Ю. Горькаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6545/ (дата обращения: 16.12.2024).
Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направленно преподавание дисциплин спецкурса.
Ключевые слова:среднее профессиональное образование (СПО), специальные дисциплины, педагогические технологии.
Постоянно совершенствующаяся система образования, научно-технический и социально-экономический прогресс являются важнейшими закономерностями современного общества. На данном этапе основная задача системы образования — подготовка высококвалифицированных специалистов, с учетом накопленного мирового опыта, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям развития личности, требованиям к профессиональной компетенции.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. [1]
Для подготовки специалистов высокого уровня, необходимо обеспечить преподавание специальных дисциплин совместно с организацией практической деятельности, что, в свою очередь, является определяющим фактором направленности технических специальностей. Образовательные учреждения СПО помимо передачи теоретических знаний и практических умений должны непосредственно инициировать и активировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, расширить кругозор и научить работать в коллективе. Быть в курсе тенденций развития отрасли и гибко подстраиваться под изменения в ней.
Решение поставленных задач невозможно без разработки новых технологий обучения по специальным техническим дисциплинам. Высокий уровень познавательной самостоятельности должен стать необходимым качеством личности будущего специалиста. [2]
Педагогическая технология, предусматривающая полную управляемость учебным процессом и воспроизводимость обучающего цикла, достигается за счет:
1. специфических черт обучения,
2. разработки диагностично — поставленных целей обучения,
3. ориентации всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей,
4. оперативной обратной связи, оценки текущих и итоговых результатов,
5. воспроизводимости обучающих процедур. [3]
Основополагающей характеристикой дисциплин технических специальностей является формирование как теоретических, так и практических основ, которые входят в программу специализированного обучения.
Технические науки характеризуются, прежде всего:
1) научными методами исследования проблем;
2) определенной организацией получаемых знаний;
3) специальной организацией деятельности по выработке знаний и умений.
Специфика же дисциплин, преподаваемых в колледже, обусловлена их «обслуживающей» функцией. Обеспечение этой функции включает приложение и детализацию знаний естественных наук, однако не сводится к этому и предполагает формирование специального предмета исследования. [4]
Профессиональная подготовка выпускника колледжа базируется на содержании специальных дисциплин и должна осуществляться с учетом изменений, происходящих в системе образования. Традиционное содержание этих предметов не соответствует принципиально изменившимся экономическим, социальным и образовательным потребностям современного общества. Этим объясняется наличием таких факторов как:
1. постоянно совершенствующиеся практические требования к профессиональной подготовке;
2. умение адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда;
3. защита будущих специалистов от безработицы.
Все это имеет значительное влияние на повышение уровня профессиональной подготовки, развитие интереса учащихся к приобретению новых знаний, их профессиональной мобильности, гарантии трудоустройства. [5]
Подготовка специалистов в современных условиях ориентирована, в первую очередь на следующие требования работодателей:
1. знание современных технологий, тенденций научно-технического прогресса;
2. владение основами техники безопасности;
3. стремление к расширению профессиональных знаний;
4. владение основами законодательной базы;
5. развитие навыков физического самосовершенствования;
6. формирование личностных качеств специалиста.
Изучение специальных дисциплин позволяет студентам проанализировать различные виды источников информации о профессиональной деятельности с точки зрения ее ценности в современных условиях, использовать теоретические и практические знания на современном этапе развития общества. [6, c. 78–82]
Специальные дисциплины направлены на развитие таких способностей как:
1. познавательная активность и профессиональная направленность студентов;
2. мотивация и стимулирование учебно-познавательной деятельности;
3. формирование готовности к профессиональной деятельности;
4. оптимизации изучаемой информации;
5. актуализация полученных знаний и умений;
6. формирование способностей перехода с одного производства на другое, сопровождающееся сменой техники и обязанностей;
7. взаимодействие в команде;
8. эффективное достижение поставленных целей.
Успешное выполнение профессиональных обязанностей достигается путем качественной подготовки специалистов, которая в свою очередь, является важнейшим компонентом обучения в учреждении СПО. От того на сколько специалист готов к выполнению своих будущих обязанностей и как тонко он чувствует грань ответственности за свои поступки при выполнении должностных инструкций будет зависеть его дальнейшая карьера.
Проблема формирования учебно-методического обеспечения как средства совершенствования образовательного процесса в профессиональном образовании осознаётся в педагогической науке в качестве приоритетной. Учебная дисциплина «Введение в специальность» закладывает основы профессиональной деятельности, формулируя требования к личным качествам учащихся, показывая пути их совершенствования, включая перспективы использования учебного материала в профессиональной практической деятельности. [7]
Основные направления деятельности в учреждениях СПО, осуществляющих качественную подготовку специалистов:
1. организация творческой и научно-исследовательской деятельности;
2. подготовка высококвалифицированных специалистов;
3. повышение инновационного потенциала учреждений СПО;
4. организация образовательного процесса совместно с потенциальными работодателями;
5. продуктивное взаимодействие с институтами социализации;
6. увеличение качества предоставляемых образовательных услуг;
Именно в целостной, правильно организованной образовательной среде происходит формирование профессионала и специалиста, способного стать социально активной, конкурентоспособной, компетентной и творческой личностью и в современных социально-экономических условиях учреждения среднего профессионального образования становятся теми ресурсными центрами, которые способны концентрировать образовательные ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Литература:
1. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», ст. 71.
2. Зонина С. В., Мухаметзянова Г. Ф. Особенности преподавания специальных технических дисциплин на современном этапе. Электронный журнал: Образование и наука закамья Татарстана. Журнал № 15 от 02.10.09 г. Режим доступа: http://nauctat.ru/.
3. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 1990, -187с.
4. Симоненко О. Д. Специфика технических наук. Образовательный портал СЛОВО. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/impressionism/36324.php.
5. Маркина Н. Ю. Проектирование содержания общетехнических и специальных дисциплин в колледже [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата наук: 13.00.01: Педагогические науки, информация и информационные системы / Н. Ю. Маркина; [Ин-т пед. инноваций РАО]. — М., 1999.
6. Чернышова А. В. Модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе изучения специальных дисциплин (на примере специальности «Социальная работа»), Научн. журн.: Фундаментальные исследования. № 8, с 78–82, 2011 г.
7. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. образования. — М.: Мастерство, 2001. — 272 с.
Ключевые слова
Педагогические технологии, педагогические технологии, специальные дисциплины, среднее профессиональное образование (СПО)Похожие статьи
Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан
В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.
Роль практических занятий в технических вузах
Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.
Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования
В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...
Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения
В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.
Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования
В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...
О роли преподавателя в подготовке специалистов технического профиля
В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать...
Педагог технических специальностей
Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Профессиональная направленность преподавания физики в СПО
В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.
Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах
В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».
Похожие статьи
Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан
В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.
Роль практических занятий в технических вузах
Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.
Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования
В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...
Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения
В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.
Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования
В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...
О роли преподавателя в подготовке специалистов технического профиля
В статье рассматривается роль преподавателя среднего специального учебного заведения при подготовке квалифицированных специалистов технического профиля, направления процесса самосовершенствования преподавателей технических дисциплин, готовых работать...
Педагог технических специальностей
Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Профессиональная направленность преподавания физики в СПО
В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.
Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах
В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».