Международный опыт борьбы с коррупцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 23.11.2019

Статья просмотрена: 5794 раза

Библиографическое описание:

Белёнова, Т. С. Международный опыт борьбы с коррупцией / Т. С. Белёнова, Н. В. Саклакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64154/ (дата обращения: 17.12.2024).



Российская Федерация только стоит на пути борьбы с таким явлением как коррупция. В соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица. В зависимости от вида и формы коррупции определяется уровень её реального воздействия на те или иные сферы жизни общества.

Удельный вес коррупционной преступности в РФ примерно равен 1,4–1,5 % и одновременно преступления коррупционной направленности характеризуются как высоколатентные преступления. Уровень их латентности достигает 90–99 %, но отдельные авторы утверждают, что и это не так и в Российской Федерации регистрируется около тысячной части коррупционных преступлений, то есть до 0.1 %.

Самыми коррумпированными сферами жизни общества считаются органы государственной власти, медицина, образование, крупный бизнес.

В Российской Федерации существует множество нормативно- правовых актов и институтов, направленных на борьбу с коррупцией. Некоторые нормативно — правовые акты носят декларативный характер, закрепляя основы, принципы и задачи, ставящиеся перед органами государственной власти, органами власти субъектов, органами местного самоуправления и обществом в целом. Иные же регламентируют реально действующие механизмы противодействия коррупции. У граждан Российской Федерации сложилось достаточно нигилистическое настроение относительно противодействия коррупции, большинство не верят в возможность борьбы и искоренения её из жизни общества.

Но некоторым странам удалось достигнуть больших результатов в борьбе с данным явлением и на своём примере показать, каким образом реально возможно противодействовать коррупции [1].

Так, одним из государств, достигшим значительных успехов в борьбе с коррупцией, является Сингапур. Властями Сингапура была разработана и реализована программа в соответствии с которой было:

1) Значительно упрощенно прохождение бюрократических процедур;

2) Введена обязательная ротация лиц, занимающих государственные должности и одновременно значительно повышен их оклад;

3) Были введены этические стандарты и орган, контролирующий их соблюдений;

4) Учреждён, специально уполномоченный на расследование коррупционные преступлений, орган — Бюро расследования коррупции;

5) Обеспеченно функционирование независимых от власти СМИ, которые беспрепятственно и прозрачно информируют граждан о каждом коррупционном случае [2];

В Гонконге, в целях борьбы с коррупцией, были осуществлены следующие меры:

1) Чиновникам, чтобы избежать уголовной ответственности и конфискации имущества, пришлось доказывать, что вся их собственность приобретена за законно заработанные деньги;

2) Была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией, с высоким материальным обеспечением своих сотрудников;

3) Обеспечение возможности участия граждан и СМИ в противодействии коррупции;

Показательным примером борьбы с коррупцией является опыт Швеции. Долгое время она лидировала среди самых коррумпированных стран, но в результате последовательных мер руководства странны им удалось достигнуть значительных результатов. Были реализованы следующие меры:

1) Введена такая система налогообложения, льгот и субсидий, которая стимулировала чиновников на честную деятельность;

2) Обеспечена прозрачность осуществления деятельности должностных лиц, через допуск граждан к внутренним государственным документам и предоставление возможности разобраться в порядке функционирования органов государства;

3) К государственным служащим стали предъявлялся высокие этические требования, контроль за их соблюдением также осуществляется и со стороны общественности;

4) Было сокращено материальное обеспечение государственных служащих, которое ранее значительно превышало средний заработок в стране;

Китайское законодательство считается самым жестоким в мире законодательством относительно коррупционеров. За взяточничество или хищение государственного имущество государственным служащим грозит смертная казнь. Действенность данного метода является достаточно спорной.

США имеет очень разнообразный и обширный опыт в борьбе с коррупцией. На современном этапе действуют следующие институты борьбы с коррупцией [3]:

1) Помимо уголовной ответственности введён штраф в размере суммы взятки;

2) Обширное действие разнообразных кодексов этики отдельных профессий и введение в структуру ведомств соответствующих сотрудников, осуществляющих контроль за их соблюдением;

3) Специально уполномоченный орган, осуществляющий выявление и расследование коррупционных преступлений [4];

Руководство страны Израиля применяет следующие меры по борьбе с коррупцией;

1) Система мониторингового контроля за собственностью государственных служащих;

2) Наложение запрета и неприемлемости получения любых подарков государственными служащими;

3) Введение в действие и контроль за соблюдением кодексов профессиональной этики;

Таким образом, существует большой и широкий опыт борьбы с коррупцией в различных странах, благодаря которому можно говорить о действенности и эффективности одних мер и бесполезности применения других, но также применение тех или иных механизмов борьбы с коррупцией зависит от уровня развития демократических институтов и правового сознания общества. Так, резко негативное общественное мнение и давление, которое оно может оказывать на отдельных коррупционеров, может стать стихийным инструментом борьбы с коррупцией как, например, это произошло в Швеции. Но формирование такого мнения возможно только в государстве с высоким уровнем правовой осознанности граждан.

Литература:

  1. http://argumentua.com/stati/borba-s-korruptsiei-zarubezhnyi-opyt-ot-shvetsii-do-singapura(дата обращения 10.11.2019)
  2. Шурыгин Ф. Ф. Антикоррупционная политика Республики Сингапур // Молодой учёный. — 2015. —No22. — С. 681–691. — URL https://moluch.ru/archive/102/23444
  3. Международный опыт борьбы с коррупцией. Америка. / Комитет по градостроительству и архитектуре «Научно-исследовательский и проектный центр генерального плана Санкт-Петербурга».
  4. Опыт Соединенных Штатов Америки в борьбе с коррупцией / С. А. Денисов., 2004, Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, Российская Федерация, борьба, государственная власть, мера, орган, преступление, противодействие коррупции, служащий, уголовная ответственность.


Задать вопрос