Коррупция в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 28.06.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Шутов, И. И. Коррупция в современной России / И. И. Шутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93447/ (дата обращения: 16.01.2025).



Коррупция в настоящее время имеет глобальных характер в деятельности органов государственной власти и управления. Россия уже долгое время находится в списке самых коррумпированных стран мира по данным Transparency International.В 2021 году в России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений. С января по июль в России выявили 24,5 тыс. преступлений в сфере коррупции — это на 16,5 % больше относительно прошлого года. Объем коррупционного рынка при госзакупках составляет 6,6 трлн руб., что эквивалентно трети бюджета России, оценили эксперты ВШЭ. [1] Сегодня проблема коррупции и подавления различных ее проявлений стоит предельно остро и является жизненно важной для России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что коррупция является одной из основных угроз ее государственной и общественной безопасности [2]

Такой уровень коррупции негативно влияет на развитие экономики страны. Есть и некоторые исследователи, которые рассматривают коррупцию как положительный фактор, позволяющую ускорить ход бюрократической машины.

Согласно статистике Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, число осужденных за взяточничество (ст. 290 и 291 УК РФ) растет, большинство из которых составляют госслужащие и полицейские У народа борьба с коррупцией символизируется с громкими процессами над чиновниками. Но как не странно обычные обыватели не считают плохим поступком дать взятку для решения некоторых своих вопросов. Несколько лет назад ВЦИОМ проводил опрос, согласно которому негативное отношение к коррупционерам уменьшилось, и большая часть населения вовсе не считает коррупцию преступлением. [3] И это заставляет задуматься.

Коррупция в России существует столетия и уже стали неотъемлемым элементом государственного управления, присутствует в организации бизнеса и в частной жизни граждан, то вряд ли можно рассчитывать на массовый переход к стереотипам управления, резко ограничивающих или исключающих коррупционные проявления.

Правоохранительные органы — это основной инструмент в России по борьбе с коррупцией, в которых также существует высокая степень коррумпированности. Тот факт, что коррупция в органе, на который возложена обязанность предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, является сам по себе противоречивым. Учитывая современную обстановку в стране, достичь положительного результата не удастся в ближайшее время. В связи с чем правоохранительные органы не способны на 100 % функционировать как инструмент борьбы с коррупцией. Антикоррупционное законодательство нуждается в доработке, в постоянном взаимодействии с научными учреждениями и профессиональными научными сотрудниками, а также активно вовлекать ученых в консультирование, анализ коррупционных мероприятий.

Считаю вполне удачным пример Сингапура по борьбе с коррупцией. В этой стране существует единый орган по борьбе с коррупционными преступлениями, в котором в свою очередь есть должность Уполномоченного по борьбе с коррупцией. Этот государственный орган по расследованию коррупционных преступлений обладает широкими полномочиями, при этом он прозрачный, демократический, и финансово независимый от власти (правительство не обладает полномочиями управления над ним). Оценка эффективности и оплаты сотрудников этого органа должна быть привязана к месту страны в международных независимых рейтингах восприятия коррупции.

Граждане должны иметь возможность подавать заявления на участие в «облавах» на коррупционеров при помощи Комитета, за что им будет перечисляться часть финансовых средств, выплаченных пойманным коррупционером в качестве штрафа. Расследования должны касаться в том числе и частного сектора, а не только государственного. Чем больше действий, связанных с получением госуслуг, граждане будут выполнять онлайн, без «живого» посредника, тем меньше будет существовать пространства для коррупционного манёвра и тем больше мы сможем сократить госаппарат.

Следует максимально расширять и совершенствовать «принцип единого окна» для всех государственных служб. Получить любые документы, заключить и расторгнуть брак, открыть фирму и так далее должно быть возможно в одном месте (в России уже присутствует фундамент подобной системы — сеть МФЦ). Усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц (п. 17 ст. 7 ФЗ «О противодействии коррупции»).

Ярким примером слабого контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, являются статистические данные о соотношении количества рассмотренных в год заявлений о возбуждении уголовных дел и количество зарегистрированных в год преступлений. Ежегодное количество зарегистрированных преступлений в разы меньше, чем ежегодное количество заявлений, обращений о возбуждении уголовных дел, что является свидетельством высокого уровня латентной преступности в современной России. При весьма поверхностном рассмотрении отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», приходится констатировать, что многие предусмотренные им меры профилактики и предупреждения коррупции, еще находятся в так называемом «зачаточном» состоянии, носят декларативный характер. [4]

Вместе с тем коррупция многофакторное, сложное и устойчивое явление, которое требует, соответственно, многомерного противодействия. Причина низкой эффективности борьбы с коррупцией в России прежде всего связана с невысоким качеством принимаемых законов, указов и постановлений правительства, разработка и прием которых осуществляется келейно, без широкого доступа к этому процессу российской общественности.

Нельзя не согласится с Е. Г. Бабелюк, С. Д. Савиным, В. Ф. Щепельковым, что эффективность реализации проводимых мер по противодействию коррупции во многом связана с правовой культурой, информированностью, гражданской активностью, готовностью принимать участие в антикоррупционных мероприятиях, вследствие этого формирование антикоррупционных установок в сознании граждан является не только результатом антикоррупционной политики, но и необходимым условием ее эффективной реализации в любом государстве. [5]

Для эффективной борьбы с коррупцией нужна организационная реформа правоохранительной системы, которая устарела и не способна справиться с возросшими задачами, стоящими перед ней. Новые вызовы и угрозы настоятельно требуют создания более мощной государственной антикоррупционной службы (с самым строгим отбором кадров), наделенной сверхполномочиями для осуществления «чисток» всех госструктур без исключения, включая правоохранительные

Литература:

1. https://www.rbc.ru/economics/20/12/2021/61bc5d059a794770833e7b51

2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». — URL: http://www.consultant.ru/

3. ISSN 2075–9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Toм 7 № 4, 2015,с.37

4. Научный журнал КубГАУ, № 129(05), 2017 года,с.10

5. Предупреждение коррупции в органах государственной власти П 71 Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н. А. Петухова, Е. В. Рябцевой. — Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2020. — 220 с.,с.35

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, коррупция, борьба, возбуждение уголовных дел, обращение граждан, преступление.


Задать вопрос