В данной статье будет рассмотрен феномен коррупции, как фактор дестабилизации российского общества и национальной безопасности Российской Федерации. Рассматривается опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки. Подводится вывод, о необходимости применения зарубежного опыта в нынешних реалиях антикоррупционной борьбы правоохранительных органов в Российской Федерации.
Ключевые слова: коррупция, коррупционная преступность, коррупциогенный фактор, взятка, взяточничество.
В данной статье будет отражена специфика борьбы с феноменом коррупции на примере опыта Соединенных Штатов Америки.
Данная тема является особо актуальной, так как заимствование зарубежного опыта поспособствует созданию налаженного и улучшенного механизма национальной борьбы с коррупцией.
Коррупция — явление довольно сложное и неоднозначное. Вследствие этого, способы борьбы с ней идентичные. Феномен коррупции выступает фактором дестабилизации общества, причиняя колоссальный материальный, моральный вред. Для того, чтобы противостоять волне взяточничества и воровства, необходима твердая платформа с масштабными системными методами противостояния.
Интересен опыт борьбы с коррупцией на примере США. Стоит лишь отметить, что система мер наказаний довольно жестокая. Американское законодательство предусматривает за совершение преступлений, коррупционной направленности следующие санкции — штраф, тюремное заключение. Причем, стоит отметить, что санкции США и РФ недалеко друг от друга ушли. Штраф достигает порога трехкратного размера, тюремное заключение — от 15 лет лишения свободы, при отягчающих обстоятельствах — 20 лет [2].
Согласно рейтингу стран по уровню восприятия коррупции, составленному неправительственной международной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International, в 2017 году США заняло 17 место с 75 % коэффициентом. Аналогичные коэффициенты у Испании, Бельгии, Австралии и Австрии. Стоит заметить тот факт, что 100 баллов полагает полное отсутствие коррупции. То есть, следуя данному рейтингу коррупция в США незначительна. Для сравнения, следует отметить, что Россия же, занимает 135 место в рейтинге.
Институт общественного антикоррупционного надзора — общественный институт, нацеленный на борьбу с коррупционными преступлениями в США. Основополагающий принцип деятельности — свободный доступ граждан к рассекреченной информации госструктур и право на изобличение незаконного проведения государственных служащих. Законодательно регламентируется это Законом о свободе информации 1966 года. Согласно данному акту, гражданин США имеет право запросить у любого ведомства США документы, за исключением некоторых аспектов, затрагивающих сферы финансов, национальной обороны и др. Всего таких исключений 9. Данное право не является голословным и подкреплено соответствующими гарантиями, в частности, в случае отказа в удовлетворении требования гражданина о предоставлении информации, он имеет право обратиться в местный суд, и посредством судебной власти в принудительном порядке истребовать информацию [2].
Нельзя оставить без внимания известную операцию «Шейх и пчела», проводимой в 1960–1970 годах. Данный ход успешно нашел свое место в учебниках ФБР США. Стоит отметить, что за всю историю американского опыта борьбы с коррупцией данная операция изобличила тысячи «беловоротничковых» преступлений. Суть данной операции была проста и заключалась в следующем: представители государственного департамента под видом арабских шейхов предлагали крупные суммы чиновникам за определенные услуги. В случае, если чиновник соглашался, вердикт один — снятие с должности и тюремный срок. Результативность данного хода показа высокий процент искоренения коррупции. Только за 2 месяца изобличи порядка 200 «нечистых» чиновников. Казалось бы, операция не предполагает каких-либо сверх мер, почему бы не провести такой ход и в России, где уровень коррупциогенности намного выше, чем в США. По данному вопросу велись и ведутся дискуссии до сегодняшнего дня.
«В условиях, когда в России уровень коррупции поднимается с каждым годом, такая инициатива могла бы иметь место и у нас. Сейчас нам нужны жесткие меры, чтобы добиться видимого результата. Провокация чиновников на взятки — одна из таких мер. Но здесь важно учитывать и человеческий фактор, то есть тех людей, которые будут провоцировать чиновников. Главное, чтобы это не привело к банальному сведению счетов, — рассуждает Луговой». Так высказал свое мнение на ситуацию заместитель председателя по безопасности Государственной Думы Андрей Луговой. Сложно не согласиться с данным мнением. Ведь, в действительности, абсолютно в каждой ситуации имеет место и играет важную роль человеческий фактор. Что может помешать вступить коррупционные отношения субъектам, которые будут провоцировать и изобличать чиновников с ними же. Вывод напрашивается один — только высокоморальное сознание.
Еще одни интересный факт, касающийся стороны законодательства. США первая страна, которая приняла закон о запрете подкупа иностранных лиц в ходе коммерческой деятельности — «Акт об иностранной коррупционной практике» (Foreign Corrupt Practices Act) [1]. Что касается России, то она до си пор не присоединилась к Конвенции организации экономического сотрудничества и не предусматривает наказания за подкуп иностранных лиц.
Изобличать коррупционеров в США помогает также программа «WINSEC», в переводе — Федеральная Программа по Защите Свидетелей в Соединенных Штатах Америки. Официально данная программа была запущена в 1970 году юристом Джеральдом Шур. Суть данной программы кроется в ее же названии, а именно, защита свидетелей, участвующих в криминальных и судебных разбирательствах. В данной программе задействовано три организации:
- Служба Маршаллов США. Основная задача — непосредственное обеспечение безопасности свидетелей.
- Министерство юстиции США. Основная задача — управление операциями. Сюда входят такие действия, как принятие решений о выводе/вводе свидетеля в программу, выезде/въезде свидетеля в страну и другие подобные.
- Федеральное бюро тюрем.
Успешный опыт борьбы США с коррупцией не ограничивается лишь на внутреннем национальном законодательстве. Соединенные Штаты Америки активно пропагандируют и призывают к участию иностранные государства вступить в борьбу против коррупции. В частности, примером может послужить «Межамериканская конвенция против коррупции».
«В соответствии с внутригосударственными правовыми системами и соответствующими соглашениями Стороны — участницы Соглашения предоставляют друг другу самые широкие меры по взаимной помощи, тщательно обрабатывая запросы от властей, которые, в соответствии с их системой внутригосударственного права, имеют полномочия по расследованию и судебному разбирательству актов коррупции, описанных в этом Соглашении, получать доказательства и предпринимать иные процессуальные действия, чтобы способствовать юридическим процедурам и мерам по расследованию актов коррупции». — Статья XIV.
На данный момент, коррупция входит в перечень приоритетных факторов дестабилизации национальной безопасности РФ. Тем не менее, РФ, как государство, обладающее развитым аппаратом исполнительной власти, способно производить контроль над данным криминальным явлением, успешно бороться с ним и предотвращать его дальнейшее развитие. В то же время, заимствование зарубежного опыта способно увеличить успехи уполномоченных органов на данном пути.
Литература:
- Закон США от 20 июня 1966 года О свободе информации. (The Federal Freedom of Information Act). Свод законов США — титул 5, § 552 (с учетом изменений).
- Моисеев В. В. Международный опыт противодействия коррупции. // Среднерусский вестник общественных услуг. — 2013. — № 3 — С. 176.
- Шмелева К. Л. Криминологический мониторинг антикоррупционного законодательства США. // Актуальные проблемы Российского права. — № 4. — 2009. — С. 331.
- http://ru. Euronews.com