Для многих стран мира противодействие коррупции превратилось в институциональное явление, поэтому и Россия на основе изучения успешного опыта зарубежных стран, которым удается минимизировать коррупцию, должна стремиться использовать их опыт.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, институциональные меры, зарубежный опыт.
Коррупция в XXI веке вышла за пределы озабоченности отдельных государств и приобрела всеобщий характер как институциональное явление.
Конечным посягательством коррупции является государственная казна. Все источники и потребности любой страны закладываются в государственном бюджете и подлежат удовлетворению за счёт государственной казны.
Распоряжаются этими средствами должностные лица на разных уровнях власти в пределах своих полномочий с целью пополнения и преумножения казны для обеспечения экономического развития страны и ее безопасности, повышения социального уровня жизни населения.
Коррупционные платежи, составляющие в последние годы значительные величины, не инвестируются в национальную экономику, представляют фактически уменьшение национального богатства страны.
Коррупционеры, или как их метко и образно называли в России, казнокрады, государственные активы незаконно превращают в частные, чем расшатывают экономическую безопасность страны и обогащаются не за счет честного трудового дохода, а за счет злоупотребления властью и должностными обязанностями вопреки законным интересам общества и государства для получения выгод в личных целях. В этом заключается суть и содержание коррупции, более полное понятия которой дано в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1].
Свидетельства этого проявляются в управлении недрами, государственных закупках, продаже и аренде государственной и муниципальной собственности, строительных подрядах, создании для своих коммерческих партнеров выгодных условий хозяйствования и др.
Коррупция приобретает разнообразные формыивыражается в таких составах противоправных деяний коррупционеров, как взяточничество, мошенничество, подкуп, вымогательство, «откаты», шантаж, фаворитизм, кумовство, предоставление привилегий, вывод денежных средств в теневые структуры (оффшоры) с использованием фирм-однодневок и последующей передачей средств коррумпированным лицам, и иных благ с нарушением установленного порядка в обход действия правовых норм и расширением коррупционных технологий.
Из данных Генеральной прокуратуры России следует, что только количество уголовных дел по ст. 290 УК РФ («Получение взятки») растет уже не первый год: с 2017-го по 2021-й увеличилось с 3188 до 5020, то есть на 57, 5 %, а по ст. 291 («Дача взятки») — с 2272 до 4499 (+98 %) [2],
Но по утвердившейся позиции многих исследователей, ученых-экономистов коррупцию нельзя рассматривать как изолированный акт правонарушения, предусмотренного законодательством.
Коррупция, по их правомерному признанию, это не корыстолюбие отдельного чиновника, а сложившаяся институциональная система, которая при развитии видового разнообразия сохраняет свое существование.
В мире нет ни одной страны, полностью ликвидировавшей коррупцию, ее минимизация обеспечивается эффективностью мер противодействия коррупции, т. е. действий, препятствующих проявлению и развитию коррупции.
Международная практика подтверждает, что суровым наказанием нельзя остановить коррупцию.
В Китае в 2016 году ввели расстрел за казнокрадство на сумму больше 463 тыс. долларов (30 млн 185тыс. руб.).
И уже в 2020 году разразился скандал, когда в подвале дома бывшего мэра города Ганьчжоу обнаружили почти 13 тонн золота, что эквивалентно золотому запасу Латвии, Литвы и Эстонии, взятых вместе, и такого запаса золота хватило бы, чтобы дважды спасти от дефолта Грецию.. Кроме того, в сейфах и шкафах он хранил 286 млрд юаней (2 триллиона 609 млрд 620 млн руб.). доллары, евро, 200 килограммов нефрита Хетан, жадеита и мелкого нефритового камня, предметы живописи и антикварную каллиграфию [3].
Сложившейся системе коррупции должен быть противопоставлен такой же системный ответ, то есть не одна мера, а комплексинституциональных мер по противодействию коррупции.
Эффективность антикоррупционных мер наиболее наглядно проявляется исследованием коррупции через ее измерение.
В период членства России в Совете Европы (до выхода в 2022 году) проводимые исследования уровня коррупции (в 2022 году — в 180 странах) по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначал самый высокий уровень коррупции. Показатели России за период с 2012 по 2022 год колебались от 27 до 29 баллов. В 2022 году Россия заняла 137-е место из 180, чтоуказывает на отсутствие системных изменений к лучшему в сфере противодействия коррупции.
Такая страна, как Дания набрала 90 баллов, Новая Зеландия и Финляндия по 87 баллов, Норвегия — 84, Сингапур и Швеция — по 83 балла, Швейцария — 82, Нидерланды — 80, Германия — 79. Такие страны, как. Япония и Великобритания — 73, США — 69 баллов, Китай (при введении самого сурового наказания) — 45
Борьба с коррупцией в лидирующих странах институциирована.
Законодательство многих стран в 6opь6e c коррупцией стpaн, применяемые ими мeтoды и пpинципы противодействия коррупции, имеют много общего.
Министерством юстиции Российской Федерации на официальной странице в ВКонтакте приведен иностранный опыт 22 стран борьбы с коррупцией и повышение антикоррупционного правосознания граждан [4].
Главным в борьбе с коррупцией является строгое наказание и его неотвратимость. Строгое наказание определяется менталитетом каждой стране. Если в Дании, занимающей первую строчку благополучных стран в Европе, максимальная мера в 6 лет считается строгой (в Швеции — 5 лет), то установление в Китае смертной казни рейтинговой место существенно ниже Дании.
Следует отметить некоторые из них:
- Создание в 150 странах в соответствии с п. 2 ст. 6 и ст. 36 Конвенции ООН от 31.10.2003специализированных независимых органов по борьбе с коррупцией. Главное их достоинство и преимущество — независимость.
По выражению одного из бывших Президентов Индии Абдула Калама: «Самая опасная коррупция — которая сама себя контролирует».
- Парламентский контроль с созданием комиссий ad hoc («специально для этого»), по расследованию конкретных случаев коррупции, получившим общественный резонанс.
- Независимость и прозрачность судебной системы.
- Обеспечение конкуренции при государственных закупках.
- Транспарентность (открытость, гласность, доступность, публичность, прозрачность), которая предполагает готовность государственных служащих предоставлять информацию:коррупция не живёт там, где всё прозрачно.
- Декларирование доходов и активов должностными лицами и государственными служащими с проверкой в отдельных странах имущества и финансовых активов государственных служащих после завершения ими службы с целью выявления возможных незаконных источников дохода, а также декларирование активов своих супругов и детей.
- Открытость бухгалтерской и иной публичной отчетности с применением гражданско-правовых, административных или уголовных наказаний за подделку, учетных записей, счетов и финансовых отчетов компаний.
- Ведение мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий и строгий контроль за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
- Формирование системы негативного бескомпромиссного отношения общества и нетерпимости коррупции , воспитание граждан в духе честности как социальной нормы.
- Принятие Стандартов (Кодексов) поведения государственных, корпоративных служащих.
- Заключение при приеме на работу антикоррупционных договоров об обязательстве не принимать и давать взятки и реагировать на случаи коррупции с лишением должностей лиц, уличенных и коррупции.
- Формирование и внедрение системы антикоррупционного комплаенса, т. е. создание внутри компаний соответствия ее деятельности требованиям законодательства(антикоррупционное управление персоналом).
- Принятие стимулирующих систем вознаграждения честного труда.
- Развитие гражданского контроля и системы информаторов о фактах коррупции, создание «Горячих линий» , механизма их гарантированной государственной защиты. установление денежного вознаграждения за антикоррупционной активности информаторов.
- Возвращение активов государства, утраченных в ходе коррупционной деятельности и доходов, полученных от незаконной деятельности коррупционеров по правилам презумпции их вины.
- Антикоррупционное и образовательное просвещение,выработка и внедрение образовательных программ для учащихся школ, студентов, населения.
- Антикоррупционная пропаганда (от детских рисунков до баннеров).
- Расширение использования информационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Иногда принимаются самые необычные меры.
Например, в Индии общественной организацией по борьбе с коррупцией «Пятая колонна» в 2010 году была выпущена банкнота, которая выглядела как обычная, но вместо надписи «подделка денег преследуется законом» имеется предупреждение — «взяточничество преследуется законом». Этой купюрой предлагалось рассчитываться с вымогателями.
В Праге (Чехия) одна из туристических компаний организовала «Коррупционный тур» — трехчасовую экскурсию с показом роскошных особняков, домов лиц, уличенных в коррупции.
В Гонконге законодательно введено понятие «презумпция коррумпированности», которое обязывает госслужащих, живущим вызывающе богато, самим доказывать, что имущество приобретено ими законно, при непредставлении таких доказательств — имущество арестовывается и конфискуется.
В Китае, наряду с жестокими способами борьбы с коррупцией, используются юмористические способы. Так, населению одного из беднейших уездов Цюсянь было предложено нарисовать на специально предназначенных для этого стенах домов карикатуры, изобличающие чиновников во взятках с размещением на официальном сайте антикоррупционной Комиссии.
Российская Федерация сформировала к 2022 году основной пакет законодательных актов, многочисленные антикоррупционные органы и общественные организации. Поэтому, шире используя опыт зарубежных стран, могла при поступательном движении и развитии мер противодействия коррупции достигнуть лучших результатов.
В 2022 году в период экономических санкций и украинских событий Россия:
— снизила требования по декларированию доходов государственных служащих и членов их семей, исключив их публичный характер и ограничив внутренним контролем;
— запретила свободный доступ к регистрационным данным недвижимости и иных активов указанных лиц;
— освободила некоторые крупные компании от публичной бухгалтерской отчетности;
— допустила возможность проведения в отдельных случаях государственных закупок и оказание услуг без конкурсов и аукционов.
Принятие таких временных мер потребует значительно больших усилий в борьбе с коррупцией
Об усилении направленности государства на борьбу с коррупцией свидетельствует работа органов Прокуратуры, правоохранительных и иных контрольных органов, участившиеся случаи снятия должностных лиц в связи с недоверием, работа судов по взысканию с коррупционеров незаконных доходов и пр.
Большие возможности ожидаются от Указа Президента РФ от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон», которая позволит объединить сведения из различных государственных баз данных (например, об учредителях и руководителях организаций, взаимосвязанных лицах, владельцах имущества, об операциях со счетами, имуществом и т. п.).
Литература:
- Фeдepaльный зaкoн oт 25.12.2008 № 273-ФЗ «Об уголовной ответственности за коррупцию»: пocлeдняя peдaкция Koнcyльт-плюc: cпpaвoчнaя пpaвoвaя cиcтeмa. — URL:http://www.consultant. ru/
- Пopтaл пpaвoвoй cтaтиcтики // Гeнepaльнaя пpoкypaтypa Poccийcкoй Фeдepaции — URL: http://crimestat.ru/analytics
- Электронный ресурс. Экс-мэру китайского Ганьчжоу грозит смертная казнь — URL:https://mo.tsargrad.tv/
- Электронный ресурс Минюста РФ в ВКонтакте, 14 июня 2020.Telegram-канал — URL: https://minjust.gov.ru/ru/