Развитие процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 658 раз

Библиографическое описание:

Шпилёва, Ю. В. Развитие процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете / Ю. В. Шпилёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 370-373. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63895/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается история развития процессного подхода и его применение в бухгалтерском учете.

Ключевые слова: процессный подход, процесс, управление бизнес-процессами, бухгалтерский учет.

This article considers the timeline of the process approach and its application in accounting.

Keywords: process approach, process, business process management, accounting.

Менеджмент компаний постоянно находится в поиске новых инструментов повышения эффективности бизнеса, так как ведение бизнеса усложняется, и предъявляются высокие требования ко всем сотрудникам. В связи с этим, бухгалтерский учет можно рассматривать не только как источник информации, но и как инструмент бизнеса. Следовательно, одним из направлений повышения качества учетной информации может стать использование процессного подхода к учетным процессам организации.

Обращаясь к истории процессного подхода, можно обнаружить в работах шотландского экономиста и философа А. Смита горизонтальную структуризацию производственной деятельности в виде последовательности операций по изготовлению товара, т. е. как некоторого процесса. Он показал объективность выделения специализированных производственных операций в составе производственного процесса как определенной последовательности действий. В своей основополагающей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), Смит утверждал, что разделение труда играет важную роль для повышения производительности труда сотрудников, так как было отмечено, что при выполнении отдельных операций, рабочие могут произвести гораздо больше продукции, чем при выполнении всех операций [1]. Следующим этапом стало введение Адамом Смитом понятия трудовой специализации, где необходимо было определить роли и задачи, выполняемые разными лицами. Это является базисом бизнес-процессов, включающих несколько физических лиц.

С развитием массового производства в начале XX века американский инженер Фредерик Тэйлор развил идею трудовой специализации Смита посредством введения научного метода и измерения производственных процессов. Он систематизировал изучение поточного метода организации труда, разбивая производственные задания на более мелкие операции и определяя способы их более быстрого выполнения. Труды научного управления и разделения труда активно используются и для управленческих функций на предприятиях. С его точки зрения, управленцы нужны для координации различных работ, выполняемых отдельными работниками, также важны их мотивация и контроль для выполнения задач качественно. В иерархии управления, Тейлор выделял специалистов для выполнения отдельных функций: бухгалтерский учет, кадровое обеспечение, продажи и производственные функции в рамках организации. Организационные концепции Тэйлора до сих пор применяются в больших корпорациях. Ф. Тейлор как основатель школы научного управления разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, что было продолжено в работах его соратников и последователей (В. Селларс, Дж. Вартон, Г. Таун, Ф. Хелси, Г. Гантт, Ф. и Л. Гилбретты, Г. Эмерсон, А. Монгенсен, Г. Хофф, Г. Форд). Из этого следует, что структуризация производственных процессов стало началом формирования процессного подхода.

Далее эволюция процессного подхода связана с разработкой конкретных методов, позволяющих на практике организовать устойчивое управление межфункциональными процессами, ориентированными на достижение требуемых параметров продукции и нацелить менеджеров на постоянное их совершенствование. Авторами, внесших вклад в развитие межфункционального управления при постоянном совершенствовании процессов, являются В. Шухарт, Уильям Эдвардс Деминг, Джозеф Джуран и Каору Исикава.

Для глубокого понимания процессного подхода к учетным процессам необходимо рассмотреть цикл PDCA («Plan — Do — Check — Act»). Это «планирование процесса — выполнение процесса — анализ показателей эффективности процесса — корректировка процесса». Этот цикл носит название «Цикл Деменга», хотя сам Эдвардс Деминг ссылается на работы У. Шухарта. Данный цикл направлен на непрерывное улучшение процессов, что способствует повышению эффективности ведения бухгалтерского учета организации. Построение бухгалтерского учета в виде процессов, является условием создания единой системы управления предприятиям. Многие лидеры российских компаний начали заниматься вопросами регламентации бизнес-процессов несколько лет назад, однако подавляющее большинство не использует данный подход, что делает их неконкурентоспособными.

Еще одним автором процессного управления производством и качеством продукции выступает вышеупомянутый Джозеф Джуран. Он первый обосновал переход от контроля качеством к его управлению. Д. Джуран разработал пространственную модель, в которой определены основные стадии работ по управлению качеством продукции на всех этапах жизненного цикла продукции. В то время как Уильям Эдварс Деминг концентрировался на вопросах организационной практики и поведению сотрудников для достижения качества, Джуран сосредоточился на важной роли высшего руководства в улучшении качества бизнес-процессов.

Каору Исикава ввел концепцию постоянного совершенствования качества бизнес-процессов. Чтобы участвовать в контроле качества, по мнению Исикавы, нужно сделать полный контроль качества основой бизнес-процесса (сосредоточить усилия на контроле затрат, цены и прибыли), сосредоточить усилия на контроле затрат, цены и прибыли и контрольное количество — количество продукции и запаса. Также он разработал аналитические методы, такие как диаграммы причины и следствия, иногда ее называют диаграмма «рыбьей кости» или диаграмма Исикава.

Подводя небольшой итог, В. Шухарт, Э. Деминг, Д. Джуран и Каору Исикава являются основоположниками теории и практики менеджмента качества и, в частности, процессного подхода к решению проблемы качества. Вдобавок, наиболее важными в отношении развития концепций процессного подхода является модель цепочки ценностей М. Портера. Он утверждал, что при реализации стратегического анализа и выборе стратегии компании целесообразно использовать цепочку создания ценностей, где к первичным видам деятельности относятся логистика, операции, исходящее материально-техническое обеспечение, маркетинг и продажи, послепродажное обслуживание, а в состав поддерживающих видов деятельности входят инфраструктура фирмы, управление человеческими ресурсами, разработка технологии и материально-техническое снабжение. По опыту многих консалтинговых компаний, метод построения и анализа цепочек создания ценности может быть эффективно использован для систематизации бизнеса компаний, так как руководителям требуется точное представление о состоянии своего бизнеса для осуществления дальнейшего развития. Это можно сделать благодаря структуризации деятельности компаний в виде процессов и рассмотрения организационной структуры с точки зрения распределения ответственности руководителей за процессы и участия в них подразделений.

Развитие информационных технологий и их внедрение в бухгалтерский учет сформировало задачу разработки сквозных бизнес-процессов, в которых задействованы сотрудники разных функциональных подразделений. По мнению Э. С. Хендриксена и М. Ф. Ван Бреда «в мире произошла информационная революция... на смену бухгалтерским регистрам придут базы данных, частью которых станет финансовая информация».

Следует отметить, что в области процессного подхода в бухгалтерском учете внесли свой вклад такие отечественные и зарубежные авторы как Е. Г. Ойхман, Э. В. Попова, B. С. Рапопорт, В. В. Репин, В. Г. Елиферов, Р. Каплан, Д. Нортон и другие. С позиции В. В. Репина и В. Г. Елиферова, бизнес-процесс в бухгалтерском учете рассматривается как устойчивая, целенаправленная совокупность видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [2]. В рамках системы бухгалтерского учета процессные подход предоставляет возможность формировать бухгалтерскую информацию, с целью постоянного улучшения ее качества и достоверности для внешних и внутренних пользователей.

Рассматривая применение процессного подхода в бухгалтерском учете, можно рассмотреть практику использования процессного подхода в бухгалтерском учете основных средств, где система учетных бизнес-процессов основных средств компании рассматривается по стадиям кругооборота процесса воспроизводства основных средств предприятия. Например, стадия привлечения включает в себя такие бизнес-процессы как учет затрат на приобретение, учет затрат на установку. Стадия использования детализируется на амортизационные отчисления, формирование балансовой стоимости, а стадия восстановления на такие процессы как формирование резерва на ремонт и создание реновационного фонда. Данная модель состоит из шести бизнес-процессов, которые позволяют в полной мере раскрыть информацию по основным средствам организации и затем усовершенствовать их. Стоит отметить, что данный подход, допускается и для учета нематериальных активов, в котором каждый этап воспроизводственного процесса нематериальных активов характеризуется своим учетным процессом. Основана необходимость использования процессного подхода по каждому виду нематериальных активов, в силу их неоднородности. Как результат применения процессного подхода к бухгалтерскому и налоговому учету нематериальных активов позволит повысить качество учетной информации и управленческих решений [5].

Также процессный подход применяется в учетно-аналитическом обеспечении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и обеспечивает понимание деятельности и оценку рисков возможного искажения отчетности в соответствии с концепцией риск-ориентированного аудита. При использовании процессного подхода в аудите бухгалтерской отчетности, владелец процесса, который организует работу аудиторской группы, вправе выделить такие бизнес-процессы как планирование аудита, проведение контрольных процедур (сбор аудиторских доказательств), оценка достаточности и надлежащего характера доказательств, урегулирование разногласий и формирование профессионального суждения, и, наконец, формирование выводов и подготовка отчетов аудитора. Это дает целостное представление о процессе и возможность усовершенствовать его работу.

Дальнейшее совершенствование учета должно ориентироваться не столько на традиционные методы фиксации произошедших фактов хозяйственной деятельности, сколько на формирование прогнозной отчетности, на инструменты взаимосвязи функций бухгалтерского учета с различными функциями финансового менеджмента. Успешное взаимодействие бухгалтерского учета и менеджмента возможно при решении определенной задачи — сочетания учетных стандартов со стандартами управления и системой управления качеством.

Планируемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Процессный подход в бухгалтерском учете не является панацеей от всех проблем организации, но при грамотном применении помогает построить единую, гибкую и универсальную систему управления организацией. Процессный подход заставляет руководителей определить источники и систему поступления информации о процессе, правила работы и принятия управленческих решений, ресурсы, которыми управляет руководитель и замыкает цепочку обратной связи для достижения наилучших результатов. Применяя процессный подход в учете, улучшаются показатели отдачи ресурсов и эффективности производства, возрастает степень координации выполнения хозяйственных операций.

Литература:

  1. Керимов В. Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник / В. Э. Керимов. — 10-е изд., перераб. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. — 400 с.
  2. Репин В. В., Елиферов В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление. — М.: Инфра-М, 2005.
  3. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2012. — 45 с.
  4. Павлов Д. В. Особенности моделирования учетных бизнес-процессов / Экономический анализ: теория и практика, 2013. — 16 с.
  5. Кондратов М. В. Учёт нематериальных активов на основе процессного подхода: постановка проблемы // Актуальные вопросы развития методологии и организации учета, анализа и аудита. — Нижний Новгород: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 2016. — 24–28 с.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, подход, процесс, PDCA, вид процессов, контроль затрат, научное управление, разделение труда, трудовая специализация, учетная информация.


Похожие статьи

Бухгалтерский учет и функции менеджмента: особенности взаимосвязи

Статья посвящена бухгалтерскому учету и его взаимосвязи с менеджментом. Приводится определение бухгалтерского учета, раскрывается его понятие. Рассматриваются основные функции управления.

Современное состояние процессов планирования на предприятии

В статье рассмотрены современные методы планирования на предприятии. Представлены плюсы и минусы современных методов планирования, рассмотрена модель принципов планирования на предприятии и классификация бизнес плана.

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия

В статье рассматривается определение реинжиниринга, его особенности, этапы его функционирования, методологическая основа, актуальность и алгоритм его применения.

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Роль бухгалтерской информации в управлении бизнесом

В статье рассматриваются определение, задачи и функции бухгалтерской информации, оказывающие влияние на развитие системы бизнеса. Кроме того, рассматриваются имеющиеся результаты в данной области исследования, а также их теоретическое и практическое ...

К вопросу о понятии и сущности налогового администрирования

В данной статье изложен подход к описанию сущностных характеристик понятия «налоговое администрирование», а также сформулировано его определение.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Анализ бизнес-среды организации

В статье изучаются вопросы, связанные с анализом бизнес-среды организации в рамках бизнес-планирования.

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы

Статья посвящена вопросам бизнес-процессам, что представляет собой моделирование бизнес-процессов. Как применяется на практике технология моделирования бизнес-процессов. Главные этапы моделирования бизнес-процессов.

Организация первичного учета в организациях и пути его совершенствования

В статье рассмотрено понятие первичного учета в бухгалтерском учете, его способы организации в организациях, пути его совершенствования и способы минимизации издержек на организацию первичного учета.

Похожие статьи

Бухгалтерский учет и функции менеджмента: особенности взаимосвязи

Статья посвящена бухгалтерскому учету и его взаимосвязи с менеджментом. Приводится определение бухгалтерского учета, раскрывается его понятие. Рассматриваются основные функции управления.

Современное состояние процессов планирования на предприятии

В статье рассмотрены современные методы планирования на предприятии. Представлены плюсы и минусы современных методов планирования, рассмотрена модель принципов планирования на предприятии и классификация бизнес плана.

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятия

В статье рассматривается определение реинжиниринга, его особенности, этапы его функционирования, методологическая основа, актуальность и алгоритм его применения.

Применение процессного подхода в менеджменте логистики

В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.

Роль бухгалтерской информации в управлении бизнесом

В статье рассматриваются определение, задачи и функции бухгалтерской информации, оказывающие влияние на развитие системы бизнеса. Кроме того, рассматриваются имеющиеся результаты в данной области исследования, а также их теоретическое и практическое ...

К вопросу о понятии и сущности налогового администрирования

В данной статье изложен подход к описанию сущностных характеристик понятия «налоговое администрирование», а также сформулировано его определение.

Финансовое планирование и бюджетирование на предприятии

В статье авторами рассмотрены объективные причины необходимости внедрения системы планирования на предприятии, составляющие и этапы финансового планирования. Отдельное внимание уделено бюджетированию как технологии финансового планирования и управлен...

Анализ бизнес-среды организации

В статье изучаются вопросы, связанные с анализом бизнес-среды организации в рамках бизнес-планирования.

Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, этапы

Статья посвящена вопросам бизнес-процессам, что представляет собой моделирование бизнес-процессов. Как применяется на практике технология моделирования бизнес-процессов. Главные этапы моделирования бизнес-процессов.

Организация первичного учета в организациях и пути его совершенствования

В статье рассмотрено понятие первичного учета в бухгалтерском учете, его способы организации в организациях, пути его совершенствования и способы минимизации издержек на организацию первичного учета.

Задать вопрос