Поиск и подбор правильного персонала для предприятия является сложной задачей. В 2019 г. 68 % профессионалов по подбору персонала в Соединенных Штатах сообщают, что столкнулись с проблемами во время поиска необходимых специалистов. Интересно отметить, что данный показатель возрос на 18 % от аналогичного показателя в 2018 г. [8]. В России наблюдается аналогичная проблема. Некоторые отрасли страдают от высокой текучести кадров, достигающей 48 %, что снижает эффективность работы предприятий и создает очевидное преимущество для их конкурентов [3].
Текучесть кадров в разных отраслях влечет за собой и другие проблемы, напрямую не связанные со стоимостью поиска, замены, обучения и интеграции новых людей в оперативный процесс предприятия. Чем выше текучесть кадров на предприятии, тем менее оно эффективно в целом, тем больше времени тратится на интеграцию и обучение и тем меньше шанс полной отдачи сотрудника в достижении целей предприятия.
Существуют подходы и стратегии, которые позволяют предприятиям эффективно не только бороться с текучестью кадров, но и выстраивать свою стратегию так, чтобы одной из основных ее особенностей была работа с персоналом. Именно поиск, обучение и удержание сотрудников на долгосрочной основе, позволяет предприятию стремительно развиваться и предоставляет осязаемое конкурентное преимущество перед соперниками.
Однако, необходимо помнить, что не только компания отбирает сотрудников, но и сотрудник выбирает, где работать, и как относится к конкретной деятельности. Именно борьба за лояльность и упорный труд сотрудника становится ключевым и наиболее сложным аспектом в поиске сотрудников. Следует также отметить, что такая работа напрямую зависит от менталитета каждой страны. Так, например, в Японии проблема эффективности сотрудников связана с недостаточным количеством гарантий и отпускных часов, потому что сотрудники выматывают себя до смерти и тем самым стоят для предприятий больше денег, чем они, возможно, даже осознают. Эта проблема получила широкую огласку в 2017 г. и до сих пор не является адресованной. Общая статистика переутомления на работе в Японии показана на рисунке.
Рис. 1. Динамика нервных расстройств и самоубийств, связанных с переутомлением на работе в Японии
В Соединенных Штатах Америки все большее распространение и огласку приобретает проблема бедствующего рабочего профессионального уровня. Ситуация настолько обострена, что все больше и больше успешных и преуспевающих предпринимателей осознают, что проблема не может игнорироваться и может перейти в глубокий кризис, если ее не разрешить. Это проблема так называемых «работающих бедняков».
Джеймс Даймон, генеральный директор JP Morgan Chase, несмотря на колоссальный личный успех и успех своей компании, в недавнем интервью комитета по финансам США не смог дать обстоятельного ответа, почему некоторые его сотрудники не только не могут позволить себе достойную жизнь, но все глубже падают в долговую яму [7].
Проблема приобретает более конкретную форму в свете особенностей жизни в США: дорогостоящий съем квартиры, высокая плата за коммунальные услуги, здравоохранение и др. Некоторые владельцы крупных компаний выказывают озабоченность и волнение из-за текущего положения дел с распределением доходов в Соединенных Штатах. Уоррен Баффет отмечает, что такая версия капитализма, не является рентабельной в долгосрочной перспективе. Согласно статистическим данным, с 1980 по 2014 г. доходы до налогообложения для 1 % американцев выросли в 2 раза, а для 0,1 % американцев — в 3 раза, 50 % американцев совсем не улучшили свое благосостояние [7].
Опыт российских компаний, таких как ПАО «Газпром» и ПАО «Лукойл», показывает, что инвестиции в сотрудников предприятия не только окупают себя, но и позволяют им нанимать талантливых сотрудников и предоставлять им карьерный рост [9]. Такой подход позволяет предприятиям выбирать и удерживать потенциальных профессионалов и высококвалифицированных экспертов, чтобы уверенно лидировать в конкурентной борьбе. Часто российские предприятия неосознанно игнорируют этот аспект своей деятельности, но высокая текучесть кадров не только подмывает позиции на рынке, но и предоставляет возможность их конкурентам «перехватить» ценных сотрудников.
Похожую стратегию приняли и крупные компании в США. Aetna Insurance в 2015 г. повысили минимальную почасовую оплату для своих сотрудников с 12 до 16 долл. в час [4]. В 2016 г. JPMorgan Chase заявили, что сделает похожие увеличения заработной платы для 16 000 сотрудников, увеличив их почасовой оклад с 10,15 до 16 долл. в час [7].
Многие предприятия и торговые компании физически не могут повышать заработную плату ввиду особенностей своей деятельности. Это особенно характерно для розничной торговли, чья текучесть кадров в России составляет в среднем 48 % (колоссальный показатель!). На наш взгляд, следует изучить особенности деятельности и конкретные операционные решения компании Costco.
Costco предоставляет товары, необходимые для дома: от продуктов питания до наиболее дорогих хозяйственных товаров, — и эти предложения являются очень выгодными ввиду их оптовых цен и больших упаковок. Вместо 1 л молока покупатели Costco берут упаковку по 5 л, вместо десятка куриных яиц, они берут сто яиц и т. д.
Данная компания способна платить своим сотрудникам жалование, которое в 1,5–2 раза превосходит предложения своих конкурентов. Предприятие Costco способно делать это благодаря особенностям своей структуры сбытовой деятельности, в которой почти нет места акционным продажам, в ней устанавливаются четкие стандарты качества труда. Такой подход дает стимул персоналу превосходить ожидания, работать в полную силу и не искать сторонний заработок или альтернативные предложения конкурентов.
Таким образом, инвестиция в работу с персоналом на предприятии является целесообразной и не обязательно достигается прямым финансовым стимулированием. Как показало изучение, такая деятельность является огромным источником снижения текучести кадров, что делает работу предприятия более эффективной, сокращает время на обучение и интеграцию сотрудников в рабочий процесс компании и предоставляет другие конкурентные преимущества.
Литература:
1. За прошедший год текучесть персонала в компаниях увеличилась. URL: https://antalrussia.ru/news/staff-turno ver2018/
2. Уолли С. С 1985 по 2019 количество работающих пенсионеров выросло в 2 раза. URL: https://www.bloomberg. com/news/articles/2019–04–22/america-s-elderly-are-twice-aslikely-to-work-now-than-in-1985.
3. Чистая прибыль «Газпрома» в 4-м квартале 2018 года будет на уровне $4,7 млрд. URL: https://www.finam.ru/ analysis/marketnews/chistaya-pribyl-gazproma-v-4-kvartale2018-goda-budet-na-urovne-4–7-mlrd-20190425/