Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Брехова, Т. В. Вокалотерапия как метод здоровьесберегающих технологий / Т. В. Брехова, И. С. Самылова, А. М. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/281/63430/ (дата обращения: 19.10.2024).



Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, вокалотерапия.

Чтобы сохранить свою индивидуальность в современных стрессовых ситуациях, человек должен обладать высокой адаптивностью. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи и педагоги уделяют большое внимание развитию у человека умения беречь свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды (экологических, социальных, психологических).

О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в. до н. э.), Гиппократ (IV — V вв. до н. э.), Эмпедокл (IV в. до н. э.), утверждающие, что поведение и образ жизни людей зависят от состояния их здоровья.

Благотворное влияние музыки на человека уже не раз доказано учеными и врачами-практиками. «Ритм, мелодия, гармония проникают в глубины человеческой психики. Человек непосредственно реагирует на ритм непроизвольными телесно-двигательными реакциями, процессами дыхания, сердцебиения и др. Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления — музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].

Лечебное воздействие музыки на человека использовалось в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме. «Древняя медицина, врачевание неотделимы от искусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания в дальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержание врачевания» [3, c.193].

Основой музыкотерапии стали положения античных теорий. «Пифагор считал музыку панацеей от всех болезней души и тела. С помощью различных мелодий, ритмов, ладов Пифагор успокаивал скорбь и гнев, снимал раздражительность и страх. Другими словами, музыка была своего рода „целебным составом”. Такую работу Пифагор называл „музыкальным врачеванием”» [3, c. 194]. Платон также указывал на целебное воздействие музыки и пения. Он считал, что без пения лекарство теряет свою силу. По словам Платона, хоровое пение — «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке», это один из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали как «неумеющий петь в хоре». Идеи Пифагора и Платона находят свое развитие в работах Аристотеля. Он отмечал влияние музыки на человеческую этику и психику, утверждал, что «обучение пению следует начинать с молодого возраста». Изучая музыкальные лады и специфику музыкальных инструментов, он приписывал им различную степень воздействия на человека.

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама душа и пение — это естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека.

На сегодняшний день существует множество научных направлений, школ, центров музыкотерапии. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту [1].

Пение — род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека, а точнее его тело. Искусство пения — это, прежде всего, правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни (тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление, избавляет человека от многих болезней.

Пение необходимо для укрепления здоровья человека, в нем заложена величайшая профилактика старости и многих заболеваний.

Здоровьесберегающие технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Существует ряд авторов здоровьесберегающих методик обучения певческому искусству: А. М. Егоров, В. С. Кантарович, И. И. Левидов, С. Н. Трофимова, Э.М Чарели и др.

Вокалотерапия — это один из лечебно-оздоровительных методов музыкотерапии, использующий принципы пения и специальную систему вокальных упражнений, направленных на резонансную акустическую стимуляцию деятельности жизненно важных органов, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма. Термин «вокалотерапия» введен основоположником научной музыкотерапии С. В. Шушарджаном в 1991г.

Существуют отдельные вокалотерапевтические практики: акустическая передача эмоций (Ostwald), мелодико-интонационная терапия (Spares), физвокализ, терапия звуком (Шушарджан, Попов), трансперсональная голосовая терапия (Никитин) и др.

При всем разнообразии вокалотерапевтических направлений можно усмотреть общую конструкцию вокалотерапевтической сессии. Она начинается со стартовой медитации, затем выполняется ряд дыхательных упражнений, после чего происходит индивидуальная вокализация: отдельные звуки, мелодии и слова. Сессия заканчивается финальной медитацией.

Основные задачи и цели вокалотерапии:

1) приучение организма к диафрагмальному типу дыхания;

2) улучшение состояния респираторной и кардиологической систем;

3) вибрационный массаж внутренних органов;

4) обучение психосоматическому контролированию;

5) настрой на позитив и улучшение эмоционального фона.

Упражнения вокалотерапии:

1) пропевание буквы «А» отлично снимает спазмы, положительно влияет на сердечную мышцу и желчный пузырь;

2) буква «И» воздействует на кишечник, глаза, нос и уши;

3) «О» купирует сердечные проблемы и активизирует деятельность поджелудочной железы;

4) «У» положительно влияет на органы дыхания, а также на половые органы мужчин и женщин;

5) «Ы» избавляет от болезней ушей и нормализует дыхание;

6) «Э» хорошо сказывается на функциональности головного мозга.

Полезно пропевать звукосочетания, например: «ОМ» — понижает кровяное давление, «ПА» — купирует сердечные боли, «УТ«, «АП», «АТ» — хорошо исправляют речевые дефекты, «АХ», «ОХ», «УХ» — избавляют организм от негативной энергетики и отработанных токсических веществ.

Некоторые согласные тоже являются целебными, например: «К», «Щ» — лечат ушные недуги, «Х», «Ч» — улучшает дыхание и удаляет негатив, «М» — благотворно влияет на сердце, «М», «Н» — стимулируют мозговое кровообращение.

Занятия по вокалотерапии проводятся следующим образом.

  1. Несколько минут (не больше 5) необходимо сделать упражнения для расслабления мышц шеи, лица и всего тела. Это могут быть физические упражнения на растяжение, напряжение и последующее расслабление всех групп мышц. Особое внимание нужно уделить мышцам лица и шеи, чтобы устранить скованность подчелюстных мышечных волокон.
  2. Затем необходимо минут 10 посвятить дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика может заключаться в методе Стрельниковой, дыхании индийских йогов или в упражнениях нижнереберно-диафрагмального дыхания.
  3. После этого 15 минут вокальных упражнений. Необходимо настроить головной и грудной резонатор.
  4. Следующий этап — активизация артикуляции и дикции (5–7 минут). Произносятся отдельные звуки, слоги, фразы и тексты. Проводятся в форме театральности или игры. Важно тренировать четкую и эмоционально окрашенную речь. Такие упражнения снимают напряжение с мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков, а также раскрепощают человека в общем плане.
  5. 10 минут на творческое задание. Здесь возможна работа над вокальным, поэтическим или художественным произведением, небольшая театральная постановка. Задача — личный эмоциональный отклик, развитие способности самовыражаться. Если грамотно подойти к этому вопросу творческое выполнение заданий повысит самооценку, придаст уверенности в собственных способностях и силах.

Суммируя все сказанное, вокалотерапию можно назвать своеобразной «здоровьесберагающей технологией», которая не только поддерживает здоровье человека, но и укрепляет его.

Литература:

  1. Вокалотерапия. — URL: https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/vokaloterapiya-lechebnaya-sila-golosa.html
  2. Казакевич А. Какая музыка полезна для здоровья. — URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-13906/
  3. Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. Основы музыкальной психологии: Учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. — Екатеринбург, 2010. — 219 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, влияние музыки, головной мозг, дыхание, дыхательная гимнастика, кровяное давление, минута, пение, правильное дыхание, ритм, слово.


Ключевые слова

вокалотерапия, здоровьесберагающие технологии

Похожие статьи

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников

В статье авторы описывают нетрадиционные технологии оздоровления детей дошкольного возраста.

Актуальность использования здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий в кадетском корпусе

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе проведения музыкальных игр для дошкольников

Статья посвящена значению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Автор рассматривает использование данных технологий в процессе проведения музыкальных игр и исследует влияние музыкальных видов деятельности на здоровье воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Здоровьесберегающая, здоровьеобеспечивающая технология физического совершенствования студентов

В статье приводится здоровьеобеспечивающая педагогическая технология на основе использования системы кроссфит.

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Похожие статьи

Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в оздоровлении дошкольников

В статье авторы описывают нетрадиционные технологии оздоровления детей дошкольного возраста.

Актуальность использования здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий в кадетском корпусе

Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья на логопедических занятиях в ДОУ

В статье автор рассматривает здоровьесберегающие технологии и особенности их применения в логопедической работе с дошкольниками.

Использование элементов сказкотерапии и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В статье описывается сочетание сказки с технологиями сохранения и стимулирования здоровья. Приводятся примеры сочетания элементов сказкотерапии с технологиями сохранения и стимулирования здоровья на отдельных этапах логопедических занятий.

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе проведения музыкальных игр для дошкольников

Статья посвящена значению здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ. Автор рассматривает использование данных технологий в процессе проведения музыкальных игр и исследует влияние музыкальных видов деятельности на здоровье воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

В данной статье авторы рассматривают виды здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка, их цель и способы использования на уроках английского языка; приводят примеры здоровьесберегающих технологий и рассматривают данные примеры с точки ...

Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Вокалотерапия и ее применение в ДОУ

Статья посвящена проблеме развития психоэмоциональной сферы детей. Одним из наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с детьми является вокалотерапия. В статье рассматриваются разные виды вокалотерапии в дошкольных учреждениях.

Здоровьесберегающая, здоровьеобеспечивающая технология физического совершенствования студентов

В статье приводится здоровьеобеспечивающая педагогическая технология на основе использования системы кроссфит.

Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы

В статье исследуется проблема современной системы образования в области здоро-вьесберегающих технологий. Рассматриваются негативные тенденции и пути их решения посредством формирования здорового образа жизни.

Задать вопрос