Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 1311 раз

Библиографическое описание:

Екименкова, С. Н. Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии) / С. Н. Екименкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60317/ (дата обращения: 15.11.2024).



Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологической дезадаптации лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) и заканчивая развитием человеческого потенциала, использованием взрослым или ребенком различных форм творческой деятельности с целью выражения своего психического состояния.

Одним из эффективных видов арт-терапии является голосовая терапия, или терапия голосом. Голос — важнейшая часть проявления психофизических возможностей человека. Умение пользоваться голосовым аппаратом наделяет человека дополнительными возможностями управления собой, обстоятельствами и своим здоровьем. Голосотерапия часто является частью ресурсной терапии, в которую входит интегративная арт-терапия, дыхательная терапия и ресурсные расстановки.

Ключевые слова: голос, терапия, психологическое здоровье.

Первоначально арт-терапия как психотерапевтический метод возникает в контексте теоретических идей З. Фрейда, понимающего искусство как особый вид сублимации, выражающей бессознательные влечения и переживания личности в художественных образах и преобразующей тем самым инстинктивные побуждения в социально-продуктивную деятельность.

С тех пор арт-терапия прошла значительный путь развития как в концептуальном, так и в методическом плане, и получила широкое распространение в практике психологической работы с детьми. Сегодня арт-терапия используется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники.

В основе коррекционного воздействия метода арт-терапии лежат пять основных психологических механизмов: механизм символического реконструирования, «отстранения», эмоциональной децентрации, катарсиса и, наконец, механизм присвоения социально-нормативных личностных смыслов. Указанные механизмы обеспечивают последовательность стадий реализации психокоррекционного процесса, каждая из которых решает свою специфическую задачу [10, c.44].

Вместе с тем сегодня арт-терапия представлена в более чем 30 различных формах, и отождествление ее только с творчеством — довольно узкое представление. Арт-терапия может принимать самые необычные формы: мандалотерапия, песочная терапия, куклотерапия, голосотерапия и т. д. Если традиционные формы и виды арт-терапии имеют широкое практическое применение, то голосовая терапия еще находится на стадии становления и не имеет прочной теоретической и практической базы.

Первое научное объяснение влияния голоса, музыки и её мощное воздействие на здоровье человека, было изречено из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора: «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ними в резонанс — и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж» [11, c.35].

Исследование воздействия звука на человека в границах аутентичной голосовой традиции Белоруссии и Болгарии, осуществленные в течение десяти лет (2000–2010 гг.) на кафедре философской антропологии и арт-терапии, позволили не только описать механизмы воздействия голоса на состояния души и тела, но и разработать терапевтическую модель работы с голосом. В данной парадигме центральное значение в определении характера влияния звука на состояние психики является способность человека к «погружению» в состояние управляемого транса, в котором он обнаруживает свой индивидуальный характер звучания [15].

Голосовая терапия используется в различных видах: это может быть как транперсональная голосовая терапия, так и вокал и хоровое пение. Независимо от его вида, голос является мощным инструментом, воздействующим на организм, позволяя восстанавливать его жизненные силы и энергию.

Даже при болевых ощущениях человек начинает инстинктивно постанывать, концентрируя внимание на больном участке тела. Таким образом человек проводит природный вибрационный массаж, расслабляя и поглаживая звуком больное место.

Для рассмотрения влияния голосовой терапии на психическое здоровье человека, необходимо определиться с данным понятием.

Согласно И. В. Дубровиной, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации [11, c.46].

Здесь следует упомянуть и о критериях психического здоровья. Т. Ю. Артюхова выделяет следующие элементы (критерии) [1, c.13]:

1) соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций — внешним раздражителям, значению жизненных событий;

2) равновесные психические состояния, характеризующие адекватное, предсказуемое, взвешенное поведение; эти состояния обнаруживаются, в частности, через эмоциональную устойчивость человека

3) адаптивность в микросоциальных отношениях;

4) способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и т. д.

Работая с голосом, выполняя различные голосовые упражнения и даже просто занимаясь вокалом человек соединяется с телом, в котором живут эмоции. Управляя своим голосом — то есть внутренним «я» — человек становится более стрессоустойчивым, успешно проходит социальная адаптация к изменяющимся условиям, происходит успешная самореализация.

Изменение отношения к голосу подразумевает изменение отношения к себе, то есть через процесс принятия своего голоса, происходит принятия себя,так же обстоит дело и с окружающими людьми. Появляется принятие своего голоса и себя в проявлении, затем через слушание также происходит отработка навыка принятия окружающих людей в их проявлениях. Автоматический страх звучания вначале возникает на бессознательном уровне, но с помощью коры головного мозга, с помощью волевого решения, человек начинает звучать, преодолевая этот стресс, страх и это уже большой шаг. То есть цель снятия стресса на звучание — снятие бессознательного контроля и установление сознательного.

Голосовая арт-терапия может применяться в различных ипостасях: это может быть вокалотерапия, трансперсональная голосовая терапия, музыкотерапия, и даже хоровое пение. Работа с голосом во всех указанных случаях обеспечивает профилактику и коррекцию целого ряда соматических и психических проблем, регуляцию психофизического состояния, освобождение от телесных зажимов.

Вoкaлoтepaпия, или лeчeние пeниeм — это терапия coбcтвeнным гoлocoм. Пeниe caмo пo ceбe являeтcя дыхaтeльнoй гимнacтикoй, вoздyх в мoмeнт пeния пocтyпaeт в opгaнизм в бoльшoм кoличecтвe, a, cлeдoвaтeльнo, нacыщaeт внyтpeнниe opгaны киcлopoдoм и oбecпeчивaeт их пpaвильнyю фyнкциoнaльнocть. Кoгдa чeлoвeк пoeт, вибpaции oт eгo гoлoca (80 %) пpoхoдят чepeз внyтpeнниe opгaны, и тoлькo нeзнaчитeльнaя их чacть (20 %) opгaнaми нe пoглoщaeтcя и идeт вo внeшнюю cpeдy [1, c.33].

Вокалотерапия работает со звуком, движением, дыханием, учит человека слушать свою душу и управлять эмоциональным состоянием. Метод коррекции состояния и профилактики различных заболеваний с помощью голоса применяется во многих странах мира. Вокалотерапия помогает в терапии невротических состояний, различных фобий, депрессии. Она полезна и при

физических заболеваниях, например, помогает в лечении болезней органов дыхания, в том числе спасает от бронхиальной астмы, избавляет от головных болей и головокружений.

В вокалотерапии используется дыхание как важный инструмент для восстановления здоровья. Занятия вокальными техниками оказывают наибольшее воздействие на организм и каждый орган в отдельности. Такая практика является одним из самых эффективных упражнений для восстановления функций дыхательной системы, тренировки мускулатуры, улучшения работоспособности бронхов и легких.

В мире существует методика избавления от заикания с помощью пения, которая с успехом применяется во многих клиниках.

Вокалотерапия обладает большой пользой для маленьких детей и может использоваться для подготовки к родам. С помощью голоса активизируется работа многих органов и систем, которые настроены на определенные частоты звука, также стимулируется правильная работа мозга.

Трансперсональная голосовая терапия сосредотачивает внимание звучащего на формировании резонанса. Управление резонансом обусловливает возможность коррекции, как состояния психики, так и организма. И данную работу может осуществлять человек, не обладающий музыкальными способностями, но способный к удержанию внимания на собственном звучании. Ответ к разгадке терапевтического значения аутентичного звука получен при анализе характера пения в архаическом пространстве музыкальной традиции [4, c.56].

Следует отметить, что обертональное звучание — это интенциональное действие человека по упорядочиванию поля вибрации, которая развивается как в теле, так и в окружающей его среде. Интенция задается мыслью, чувством, определяется социокультурными установками субъекта. В акте пения человек направляет свое внимание на звук, оформляя его в виде резонансного звучания, достигнув которого он утрачивает свою субъективность. Переживая посредством резонанса чувство трансцендентного единения с миром, звучащий субъект обретает новое чувство реальности. Иными словами, в метафорическом смысле звук, рожденный в теле, проявленный посредством плоти, становится средством перехода индивидуума через границы своей субъективности.

Резонанс возникает благодаря концентрации внимания на звуке, проявленной воле по его удержанию и чувству его обертонального окрашивания. Испытывая чувство резонанса, снимая с себя маску персоны, открывая для себя универсум, звучащий «растворяется» в звуковом пространстве. «Потеряв» в себе личность, индивидуум освобождается от страхов. Голос рождается в теле посредством тела, он результат телесных вибраций и намерений духа. Таким образом, посредством звучания дух и тело проявляют себя для себя.

Ощущение выразительности голоса рождается благодаря тону, наполняющему звук. Основной тон, с точки зрения немецких романтиков Ф. Рунге и Ф. Шлегеля, присущей всякому системно организованному объекту, выражает его цельное единство. Тон является свойством голоса, отражает эмоциональное состояние звучащего, оформляет смыслы, которые «вкладываются» в звук.

Что касается музыкотерапии, то она подразумевает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния. Музыкотерапия подразумевает целенаправленное использование музыки для гармонизации психоэмоционального состояния.

В музыкотерапии используют все виды музыки: от электронных записей до самостоятельного освоения музыкальных инструментов. Изучение музыкального культурного наследия всесторонне обогащает внутренний мир, работает как профилактическое, лечебное, обучающее средство. Регулярное прослушивание музыки предупреждает возникновение заболеваний, вызванных стрессом.

Рассматривая методы групповой голосовой терапии, можно отметить хоровое пение. Хоровое пение может в большей степени способствовать общему состоянию людей по сравнению с индивидуальным или групповым досугом, например, прослушиванием музыки в одиночку или в группе, или плаванием.

В 2001 году изучена эффективность различных типов ритмических компонентов для улучшения разборчивость речи у людей с болезнью паркинсонизма, у которых была гипокинетическая дизартрия. Как фрагментальная, так и шаблонная ритмическая фраза привели к значительному улучшению показателей разборчивости речи у этих пациентов [16].

Применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья звукотерапия сочетает в своей методологии подходы рецептивной и активной музыкотерапии.

К рецептивной музыкотерапии относится восприятие-слушание музыки, направленное на релаксацию, моделирование положительного психоэмоционального состояния, а также на формирование художественно-эстетического вкуса, воображения, слуховой памяти, активизации умственной деятельности.

Активные формы (например, вокалотерапия и инструментальная терапия) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка, и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также и коррекции. Чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать — петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях).

И так, вне зависимости от способа использования, голосовая терапия оказывает положительное воздействие как на организм, так и на психологическое здоровье человека, включая отдельные ее компоненты. Голосовая терапия может применяться как в реабилитации взрослых, так и детей. Пожилые и дети особенно повержены различного рода стрессам и депрессиям.

Использование звуков активно применяется психотерапевтами, дефектологами, музыкальными педагогами в работе с особыми детьми и взрослыми. Звукотерапия и вокалотерапия как части музыкально-терапевтического процесса входят в состав программ разных российских ученых. Не только сам голос человека, но и нежный голос оппонента оказывает положительное воздействие на психическое здоровье.

Литература:

  1. Артюхова Т. Ю. Психология человека: учебно-методический комплекс / Т. Ю. Артюхова, Н. В. Басалаева, Т. В. Шелкунова; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т. -Лесосибирск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — 139 с.
  2. Гайнанова, А. А. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты / А. А. Гайнанова, С. В. Юдичев. — Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014. — № 12-3. — С. 2014.
  3. Гринцов М. А. Лечение пением как метод гармонизации психофизиологического и соматического здоровья человека / М. А. Гринцов // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Медицинские науки. — 2009. — № 1. — С. 87–95.
  4. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. — Спб.: Питер, 2002. — 378 с.
  5. Леонтьев А. Н. Философия психологии / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 228 с.
  6. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
  7. Никитин В. Н. Арт-терапия: учебное пособие / В. Н. Никитин. — М.: Когито-Центр, 2014. — 330 с.
  8. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 1. 0–28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 352 с.
  9. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 380 с.
  10. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с
  11. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999. — 464 с.
  12. Хазарт Х. Мистицизм звука/ Х. Хазарт. — М.: Сфера, 1998. — 21 с.
  13. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. В. Хухлаева. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
  14. Шеломенцева О. Как раскрыть свой голос / О. Шеломенцева. — М.: Музыкаль, 2010. — 126 с.
  15. Целительная сила звукотерапии [Электронный ресурс] // Медпульс. — Режим доступа: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/ (дата обращения: 11.05.2019).
  16. Голос и здоровье [Электронный ресурс] // Самопознание.ру. — Режим доступа: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/13266.html (дата обращения: 11.05.2019).
  17. Сафонова В. И. Акустические и психофизиологические закономерности хорового пения и их влияние на методико-вокально-хоровой работы / В. И. Сафонова // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». — 2015. — № 1 (9). — С. 43–48.
Основные термины (генерируются автоматически): голосовая терапия, голос, хоровое пение, психическое здоровье, ребенок, тело, положительное воздействие, психологическое здоровье, психоэмоциональное состояние, социальная адаптация.


Похожие статьи

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста

«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...

Похожие статьи

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Сказкотерапия как средство развития эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

В данной статье автор рассматривает, как сказотерапия способствует развитию эмоционально-волевой сферы, таких ее компонентов, как самоосознание, саморегуляция, мотивация и социализация. Процесс пересказа и создания собственных сказок помогает детям г...

Адаптивные возможности юношей и девушек с детским церебральным параличом

Проблема социальной адаптации и интеграции молодых людей с детским церебральным параличом (ДЦП) имеет свои особенности ввиду индивидуальной специфики их социальных потребностей, а также внутренних и внешних ограничений, в условиях которых происходит ...

(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Инновационные технологии обучения иностранному языку магистрантов технических специальностей

Одной из приоритетных задач высшей школы, с позиций реализации конечной цели в подготовке специалиста, является формировании его межкультурной коммуникативной компетенции, которая обычно трактуется как синтез знаний и опыта в какой-либо области. Реше...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Использование технологии «люльки-бирюльки» в работе педагога-психолога с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии: значимость русской народной культуры в коррекционной работе

В статье раскрываются особенности коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с нарушением развития, посредством игротерапии народной культурой деревянными предметами. Проведены параллели исследования детей с разными отклонениями в разв...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Работа психолога с трудными детьми младшего школьного возраста

«Трудные» дети и работа с ними всегда была объектом пристального внимания психологов. Что делать, как работать с детьми, которые не поддаются воспитанию, у которых агрессия, эмоциональная нестабильность, неумение управлять своим поведением, нежелание...

Задать вопрос