О роли информационно-коммуникационных сервисов в сети Интернет при обеспечении гласности прокурорской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 370 раз

Библиографическое описание:

Никонов, К. А. О роли информационно-коммуникационных сервисов в сети Интернет при обеспечении гласности прокурорской деятельности / К. А. Никонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63186/ (дата обращения: 18.11.2024).



Обеспечение гласности деятельности прокуратуры предполагает использование в полной мере всех перспективных каналов коммуникативной связи, в том числе функционирующих посредством сети «Интернет», преимущество которых в более широком распространением информационного контента, его доступности, а также мультимедийности и интерактивности.

Нельзя не согласиться [1], что наиболее значимым и заметным индикатором присутствия прокуратуры в электронной медиасреде является работа официальных интернет-представительств Генеральной прокуратуры Российской Федерации, всех прокуратур регионального уровня, Университета прокуратуры Российской Федерации и его филиалов, а иногда даже прокуратур районного уровня — самого многочисленного звена в системе прокуратуры Российской Федерации (республики Башкортостан и Татарстан, Оренбургская область и др.). Причем полученный на базе именно их функционирования опыт широкого применения высоких информационных и телекоммуникационных технологий сформировал условия для качественно нового уровня обеспечения гласности прокурорской деятельности, что закономерно при поступательной цифровизации многих сфер правоотношений.

С 1 октября 2018 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществлен запуск и успешно реализуется новый формат взаимодействия органов прокуратуры со СМИ и общественностью — информационно-коммуникационный сервис «ЭФИР» (сетевой адрес — http://efir.genproc.gov.ru).

Это технологический микс интерактивной live-трансляции и стримингового канала, где с одной стороны предлагается для просмотра в удобное для аудитории время эксклюзивный контент из представленного на ресурсе видеобара, с другой — транслируется в прямом эфире актуальная новостная и аналитическая информация органов прокуратуры, а также звучат ответы на вопросы, поступающие от пользователей в интерактивном чате и по телефону.

Сегментация по сферам реализуется на основе постоянной программной сетки вещания. Ежедневно доступна актуальная программа эфира с профильными рубриками и зрителю легко сориентироваться по предпочтительному времени подключения к эфиру в зависимости от интересующей тематики.

По состоянию на 15 октября 2019 г. сервис имеет 20 следующих рубрик:

− «Генеральная линия» содержит серию интервью с руководящим составом центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации (по состоянию на 15.10.2019 размещено 13 видеороликов);

− «Вы в эфире» — 3 раза в неделю осуществляется выход видеобесед по заранее озвученной проблематике и от аудитории принимаются вопросы через интерактивный чат или через call-центр (83 видео);

− «Чистая среда» — размещается видеоматериалы различного формата, посвященные охране природы (22 видео);

− «Вопрос с пристрастием» — брифинг официального представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. И. Куренного в формате «живого» разговора с журналистами (53 видео);

− «Криминальный тренд» — анализ криминальной хроники, а также динамики статистики, которую публикует Генеральная прокуратура Российской Федерации на специальном портале crimestate.ru (111 видео);

− «В процессе» — цикл передач о наиболее резонансных уголовных делах (74 видео);

− «Мир и порядок» — о международно-правовом сотрудничестве органов прокуратуры (25 видео);

− «Субъект права» — информационные выпуски, подготовленные в прокуратурах регионального уровня (128 видео);

− «Логика закона» — информация о законодательных новеллах, в том числе принятых в этот день законах, международных правовых актах; в рубрике разъясняются причины изменений, анализируется правоприменительная практика, раскрываются планы законопроектной деятельности, в том числе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, порядок международно-правового сотрудничества (54 видео);

− «Дело жизни» — материалы, посвященные спартакиадам, культурно-массовым и праздничным мероприятиям, посвященным памятным датам ведомства, проведенным с участием руководства прокуратуры Российской Федерации, прокурорских работников (18 видео);

− «Особые полномочия» — материалы о специфике отдельных полномочий прокуратуры (10 видео);

− «Бизнес вправе» — интерактивная рубрика для представителей бизнеса и тех, кто планирует заниматься предпринимательской деятельностью (32 видео);

− «Право со знанием» — короткая рубрика в форме памятки-инфографики, своего рода инструкция по применению (6 видео);

− «Ни дать ни взять» — о противодействии коррупции и воспитании нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям (15 видео);

− «ГВП» — новости Главной военной прокуратуры (24 видео);

− «Без комментариев» — актуальные данные по итогам обобщений практики прокурорского надзора (1 видео);

− «Открытый форум» — материалы соответствующих мероприятий, проведенных органами прокуратуры (15 видео);

− «Подкаст» — самые резонансные новости эксклюзивно от Генеральной прокуратуры Российской Федерации (3 видео);

− «0+» — о работе органов прокуратуры в сфере защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних (7 видео);

− «Коротко о главном» — вопросы и ответы на актуальные темы (46 видео).

Всего в 2018 г. вышло 324 видеоматериала, а в 2019 г. (по состоянию на 01.10.2019) — уже 399 выпусков.

В рамках проекта неоднократно транслировались интервью руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Так, 1 октября 2018 г. получило широкое освещение интервью Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки о правозащитной работе органов прокуратуры и международно-правовом сотрудничестве с Великобританией и США.

27 октября 2018 г. размещено интервью с заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Ю. А. Пономаревым, в котором, в частности, говорилось об исполнении трудового законодательства.

В рамках «Эфира» освещалось интервью с начальником Главного управления правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации О. А. Инсаровым по вопросу полноты и достоверности статистических данных о преступности. В рубрике «Ни дать, ни взять» начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. Е. Русецкий рассказал о ходе работы органов прокуратуры в сфере борьбы с коррупцией.

Начиная со 2 октября 2018 г. в рубрике «Бизнес вправе» транслируются выступления начальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации А. В. Пухова.

В рубрике «Мир и порядок» начальник управления правовой помощи Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации И. Д. Камынин рассказал о взаимодействии с иностранными коллегами.

17 октября 2018 г. начальник управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В. В. Токарев дал интервью по широкому кругу вопросов прокурорской деятельности.

В «Эфире» широко освещаются и выступления прокуроров уровня субъектов Российской Федерации. К примеру, 14 ноября 2018 г. Волжский межрегиональный природоохранный прокурор В. В. Селифанов рассказал о надзоре за исполнением водного законодательства.

Данный информационно-коммуникационный сервис, несмотря на «молодость», уже зарекомендовал себя, поскольку таким способом прокуратура предлагает общественности принципиально иначе посмотреть на процесс коммуникации с органами прокуратуры. Безусловно, он не отменяет традиционные формы обращений (жалобы, заявления, в том числе на личном приеме), но некоторый массив вопросов, связанных с нарушением прав и законных интересов граждан, уже решается в таком интерактивном режиме. Сервис предоставляет новые возможности для профилактики нарушений законов, правового просвещения и укрепления правового сознания в обществе. Иногда соответствующая информация является базовым поводом для активного налаживания сотрудничества средств массовой информации с органами прокуратуры в рамках определившейся проблематики.

Справедливо отмечается [2], что благодаря мультимедийному свойству информация в интернет-пространстве может передаваться в конвергентной форме: как в текстовом, так и в аудио-, видеоформатах, несущих вспомогательную информационную нагрузку. И главное — появляется интерактивность, при которой у прокуроров возникает реальная возможность для двустороннего общения с населением, что помогает лучше понять запросы аудитории, почувствовать себя частью общества, а общественности — стать полноправным участником обмена информацией с правом голоса и контроля. Именно интерактивность позволяет пользовательской аудитории выбирать и саму информацию, и способ ее отображения, и выступать при желании активной стороной диалога. Ни одно из традиционных СМИ всеми перечисленными качествами сегодня в полной мере не обладает и тем более не обладает их эффективной совокупностью.

Впрочем, следует согласиться [3] с тем, что еще сохраняется потребность в нормативном упорядочении отдельных вопросов функционирования информационно-коммуникационного сервиса «ЭФИР». Представляется наиболее оптимальным утверждение по данному вопросу отдельного положения с одновременным отражением отдельных аспектов в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» [4].

Очевидно также, что для подготовки полноценных информационных продуктов при решении задачи по наполнению видеоматериалами интернет-канала «ЭФИР» необходимы познания в сфере операторского искусства и видеомонтажа, а также время для подготовки сюжетов, что невозможно обеспечить без ущерба для основной работы по ежедневному мониторингу и размещению новостей на сайте прокуратуры субъекта Российской Федерации. В связи с этим остро стоит вопрос соответствующего кадрового обеспечения подразделений прокуратуры, обеспечивающих взаимодействие со СМИ, а также предметной специализации прокурорских работников, имеющих журналистское образование и владеющих навыками по оценке результатов общественного мнения.

Литература:

  1. Васильев А. Н., Маматов М. В. Интернет-технологии в системе отношений «Прокуратура — СМИ» // Законность. 2010. № 8. С. 17–22.
  2. Прокуратура и СМИ: состояние и перспективы взаимодействия: монография / [В. Б. Евдокимов, М. В. Маматов, Е. А. Дмитриева]; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2015.
  3. Информационно-аналитический обзор «Совершенствование взаимодействия органов прокуратуры Российской Федерации со средствами массовой информацией и общественностью» (подготовлен во исполнение п. 9 Плана работы НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации на 2019 г. и направлен в правовое управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации 30.07.2019 за № 1–10/18/1694–2019).
  4. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.05.2018 № 296 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью».
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Генеральная прокуратура, видео, Генеральный прокурор, Главное управление, информационно-коммуникационный сервис, международно-правовое сотрудничество, начальник управления, орган прокуратуры, интерактивный чат.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ

О совершенствовании системы противодействия экстремистской и террористической деятельности в открытых телекоммуникационных сетях

О совершенствовании системы противодействия экстремистской и террористической деятельности в открытых телекоммуникационных сетях

Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети

Роль средств информационно-коммуникационных технологий в мониторинге знаний

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Развитие законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в России

О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя в условиях ДОУ

О совершенствовании системы противодействия экстремистской и террористической деятельности в открытых телекоммуникационных сетях

О совершенствовании системы противодействия экстремистской и террористической деятельности в открытых телекоммуникационных сетях

Создание открытых образовательных ресурсов как основа реализации принципа открытости в лингвоинформационной образовательной сети

Роль средств информационно-коммуникационных технологий в мониторинге знаний

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Эффективные механизмы взаимодействия институтов гражданского общества с органами исполнительной государственной власти в решении вопросов охраны труда

Развитие законодательства об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации как направление правового обеспечения инновационных процессов в России

О роли интерактивного обучения в процессе формирования исследовательской компетентности школьников

Задать вопрос