Первую попытку создания классификацию скифо-сакских головных уборов предпринял П.К. Степанов. Опираясь на материалы раскопок курганов скифской знати, он, разделил женские уборы на три типа: «кокошник», «остроконечный» и «тиара» [23]. В последующем, эта классификация неоднократно дополнялась и изменялась исследователями.
Л.С. Клочко, обращаясь, как и П.К.Степанов, к женским головным уборам скифов, разделила их уже на четыре группы: шапки, покрывала, повязки-диадемы и цилиндрические уборы [6, 7, 26]. Главным достоинством данной классификации является, на наш взгляд, обращение исследователя к форме головного убора как к «групообразующему» признаку, что, однако, не помешало ей нарушить единство критериев при выделении групп.
Т.В. Мирошина, обращаясь уже к мужским головным уборам скифов, подразделяет последние на башлыки так называемого «куль-обского типа», «башлыки на изображениях Скилура и Палака» [12], высокие головные уборы с плоским верхом и широким назатыльником (исследователь именует их tyara) [14]. Выводы исследователя трудно принять без купюр, поскольку при выделении типов использовались разнородные критерии.
К.А. Акишев, опираясь на материалы собственных раскопок кургана Иссык в Семиречье, предложил именовать форму реконструированного им головного убора, стреловидной [1]. Необходимость в этом названии не выглядит очевидной, поскольку морфологически, иссыкская находка является идентичной остроконечным уборам у П.К. Степанова [23] и конусовидным уборам у Т.В. Мирошиной и Л.С. Клочко [14; 8].
Основой для еще одной классификации скифо-сакских головных уборов, послужили Горно-алтайские находки. Последние, по мнению исследователей, их изучавших, хорошо делятся на две группы. Первую, по мнению Н.В.Полосьмак, составляют «войлочные шлемы», носившиеся взрослыми и детьми обоих полов [17], вторую – сугубо женские головные уборы, четырех основных типов [14, 18; 20, 26].
Итогом многолетнего изучения скифо-сакского костюма, и головных уборов, стала обобщающая монография С.А. Яценко «Костюм древней Евразии» [26]. В этой работе автор сделал небезуспешную попытку привлечь для комплексного анализа все известные, на сегодняшний день, источники. Итогом этого исследования явилось создание яркой панорамы эволюции одежды древних иранцев. В частности, были разработаны классификации иранских головных уборов различных эпох. Однако, при их создании автор, как и многие его предшественники, не избежал соблазна и нарушил единство критериев при выделении типов вещей.
Таким образом, скифо-сакские головные уборы, представляют собой одну из малоизученных категорий материальной культуры древних номадов. Серьезным препятствием их успешному изучению, является отсутствие общепринятой терминологии и классификации последних [4, 12, 14, 17, 25, 26].
Настоящая работа посвящена изложению нашего видения указанных проблем.
Понятийный аппарат.
«Головные уборы» - это категория вещей, функциональное назначение которых заключается в том, чтобы защищать голову носителя в условиях непогоды или боя, служить социально-дифференцирующим маркером носящего и, возможно, его оберегом; основными элементами уборов являются: «наголовник», «завязки», «назатыльник» и «шпиль».1
«Наголовник» - основная часть головного убора, покрывающая голову носящего.
«Завязки» - многофункциональный элемент головного убора, представленный в виде завязок, наушников, нащечников и, возможно, подвесок, крепившихся к височным сторонам уборов.
«Назатыльник» - элемент головного убора, закрывающий теменную область, шею и, иногда, плечи носящего.
«Шпиль» - коническая конструкция вершины головного убора, наличие или отсутствие которой определяет форму убора.
Источниковая база.
Источниковая база исследования представлена находками головных уборов (в курганных захоронениях скифской и сакской знати: Чертомлык [4, 11], Келермес [14, 26], Татьянина Могила [9, 26], Иссык [1]; в мерзлотных погребениях пазырыкской культуры Горного Алтая: Ак-Алаха I [17, 18, 26], Пазырык [17, 18, 26]) и их изображениями (на персепольских барельефах [24]; на персидском ковре из пятого Пазырыкского кургана [18]; на афинских вазах [25] и причерноморских каменных изваяниях [16]). Всего 49 экземпляров «мягких» головных уборов.
Классификация.
Предлагаемая нами классификация скифо-сакских головных уборов основана на разработках В.А. Городцова [11 с.46-47].
- Основными структурными элементами классификации являются: категория, группа, отдел и тип.
Категория – представляет собой комплекс вещей одного назначения, в нашем случае, - все головные уборы. Категория делится на две группы.
Группа – включает в себя головные уборы, объединенные материалом изготовления: «мягкие» (текстильные) и металлические (шлемы) уборы. Группы подразделяются на отделы.
Отдел – объединяет головные уборы, имеющие одинаковую форму наголовников. В группе «мягких» головных уборов выделяется 3 отдела: конические, полусферические и цилиндрические уборы. В группе металлических головных уборов выделяется 2 отдела: конические и полусферические шлемы, они в контексте данной работы не рассматриваются.
Тип – составляют уборы, объединенные устойчивым сочетанием таких признаков как «завязки» и «назатыльники». В каждом отделе 4 типа, выделяемых по возможным комбинациям признаков «завязок» и «назатыльников» (с завязками и с назатыльником, с завязками, но без назатыльника, без завязок, но с назатыльником, без завязок и без назатыльника).
Группа I: «Мягкие» головные уборы (49).
Отдел I: Конические головные уборы (28 шт).
Тип I: уборы с завязками и с назатыльником (2 шт).
Тип представлен изображениями (скифов-стрелков на афинских вазах V – IV вв. до н.э. [25; 26, рис. 23], саков на персепольских барельефов (см. рис. 1.1) [24, стр.26], жрецов на пластинках из Амударьинского клада [2, с. 10, рис. 4]).
Тип II: уборы с завязками без назатыльников (11шт).
Тип представлен находками головных уборов (в пазырыкских курганах Горного Алтая (см. рис. 1.2) [17, рис. 1, 2, 3, 4, 5; 18, с.87, рис.2.58], могильнике Wupu, Синьцзян [17, рис. 3.]). А так же уборы данного типа изображены у скифов-стрелков на афинских вазах V – IV вв. до н. э. [25; 26, рис. 23]. Аналогичные головные уборы встречаются на скульптурках у возничего колесницы из Амударьинского клада, и юноши из Халчаяна I в. до н.э. – I в. н.э. [1, с. 43, илл. 56].
Тип III: уборы без завязок с назатыльником (8 шт).
Тип представлен находками останков головных уборов (в курганах Карагодеуашх, Чертомлык и Келермес [26, рис. 22, 23, 36], и в кургане Иссык [1, с. 43]). Аналогичные уборы встречены на предметах афинской вазописи [26, рис.23]. Подобный головной убор реконструировала Л.С.Клочко для киммерийского война, [10, с.192-193., рис.2, в]. Схожие уборы изображены у «мага» на пластинке из Амударьинского клада [24, с. 73], и на персепольском барельефе - «Скунха – сак» (см. рис. 1.3) [24, с.59].
Тип IV: уборы без завязок и без назатыльника (7 шт).
Тип представлен находками головных уборов (в районе Черченя, уезд Цемо [17, табл.1.4], в погребальных комплексах могильника Ак-Алаха и Пазырык [18, с. 76, рис. 2.47; 3, с. 31-35], в материалах могильника Гу-му-гоу, Синьцзян [17, табл. I, рис. 10], в погребальных камерах Мордивновского кургана [26, рис. 36]). Аналогичный убор у всадника с фигурки из Сибирской коллекции Петра I (см. рис. 1.4) [18, с.27, рис. 2.3]. Уборы этого типа изображены на медальоне из Херсонеса [26, рис. 27].
- Отдел II: Полусферические головные уборы (12 шт).
Тип I: уборы с завязками и с назатыльником (2 шт).
Тип представлен изображениями (войнов на ворсовом ковре, из пятого пазырыкского кургана (см. рис. 1.5) [21, рис.14]; на персепольском барельефе, Артаксеркса I, он одет на слугу, который держит навес над царем [21, рис. 8]; на оковке со сценой «войны, вернувшиеся с набега» [2, с. 145, рис. 192]).
Тип II: уборы с завязками без назатыльника (5 шт).
Тип представлен находками головных уборов (в курганах: третьем пазырыкском [18, с.89, рис.2.59]; первом Верх-Кальджина II [18, с.88, рис.2.59]; Уландрык I [26, рис.46.]), и их изображениями на каменных изваяниях (из Кривого Рога (см. рис. 1.6) и кургана 1, у с. Колоски [16, илл. 34, 65]).
Тип III: уборы без завязок с назатыльником (1 шт).
Тип представлен изображениями (скифа-стрелка на афинской вазе (см. рис. 1.7) [26, рис. 23], и всадника на персидской печати [21, с.28., рис.17]).
Тип IV: уборы без завязок и без назатыльника (4 шт).
Тип представлен находкой головного убора (в кургане 2 могильника Большие Белозерки [26, рис. 36]), и изображениями (на скульптурке человека со светильника (район поселка Иссык [2, с. 40., рис. 48]); на пластинах из кургана Сахновка (см. рис. 1.8), «персонажи 9 и 7» [26, рис. 27], на изваянии у станицы Воровсколесской [26, рис. 22]).
- Отдел III: Цилиндрические головные уборы (9 шт).
Тип I: уборы с завязками и с назатыльником.
На данный момент тип артефактами недокументирован. Мы предполагаем, его наличие на основании того, что, во-первых, височные подвески могли выполнять вотивную роль наушников или завязок. Во-вторых, большинство наших сведений об уборах этого типа фрагментарны, и представляют собой лишь часть реальных предметных комплексов, поэтому при их реконструкции имеет место гипотетичность, т.е. допускается не одна, а несколько вариантов реконструкции [5, с.67].
Тип II: уборы с завязками без назатыльника (1 шт).
Тип представлен, головным убором, обнаруженным в Александропольском кургане (см. рис. 1.9) [26, рис. 36 7].
Тип III: уборы без завязок с назатыльником (4 шт).
Тип представлен находками головных уборов (в курганах: Чертомлык [26, рис. 36 1, 2], 22/2 у Красного Перекопа [26, рис. 36 6]), и их изображениями (у «женщин в молитвенных позах» на ковре из пятого Пазырыкского кургана (см. рис. 1.10) [21, с. 16, рис. 6.], и у женщины в сцене религиозного характера из коллекции Клерка [21, с. 19, рис.9]).
Тип IV: уборы без завязок и без назатыльника (4 шт).
Тип представлен находкой головного убора (в кургане Толстая Могила [26, рис. 36 2]), и изображениями (на ковре из пятого Пазырыкского кургана [26, рис. 46 2], на «служанках» женщин в молитвенных позах с ковра из пятого Пазырыкского кургана (см. рис. 1.10) [21, с. 16, рис. 6.], на женщине, в молитвенной позе, с пластинке из Амударьинского клада (см. рис. 1.11) [21, с. 19, рис. 10]).
Рис. 1. 1 – изображение на барельефах (прорисовка); 2 – войлочный головной убор из кургана I, могильника Ак-Алаха I; 3 – барельеф «Скунха – сак»; 4 – фигурка из Сибирской коллекции Петра I; 5 – изображение на ворсовом ковре из 5 Пазырыкского кургана; 6 – каменное изваяние из Кривого рога; 7 - изображение на афинской вазе; 8 – изображение на пластинке из кургана Сахновка; 9 – реконструкция головного убора из Александровского кургана; 10 – изображение на ворсовом ковре из 5 Пазырыкского кургана; 11 – изображение на пластинке из Амударьинского клада
-
- Литература:
1. Акишев К.А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. М.: Искусство, 1978. 129 с.
2. Артамонов М.И. Сокровища саков. М: Искусство, 1973. 269 с.
- 3. Баркова Л.Л., Чехова Е.А. Войлочный колпак из второго пазырыкского кургана // СГЭ вып. LXIV, 2006. с. 31 – 35.
4. Боровка Г.И. Женские головные уборы Чертомлыцкого кургана // ИРАИМК. Вып. 1, 1921. С. 169-192.
- 5. Клейн Л.С. Археологические источники. Ленинград, 1978. – 115 с.
6. Клочко Л.С. Новые материалы к реконструкции головного убора скифянок // Древности Степной Скифии. Киев, 1982. С. 118-130.
7. Клочко Л.С. Скифские налобные украшения VI-III вв. до н.э. // Новые памятники древней и средневековой художественной культуры. Киев, 1983. С. 37-58.
8. Клочко Л.С. Реконструкцiя конусоподiбних головних уборiв скифя’нок // Археологiя. Вип. 56, 1986. С. 14-24.
9. Клочко Л.С. Головний убiр з кургану Тетянина Могила // Археологiя №3, 1991. с. 58 – 63.
10. Клочко Л.С., Васина З.О. Жиноче вбрання населення чорнолiсскоi культури // Музейнi читання. Матерiали наук. конф., грудень 2000 р. (Видп. ред. Ж.Г. Арустамян). Киiв, 2001. s. 26 – 40.
11. Мартынов А.Н., Шер Я.А. Методы археологического исследования. М.:2003, с. 47.
12. Мирошина Т.В. Об одном типе скифских головных уборов // СА. №3, 1977. С. 79-94.
13. Мирошина Т.В. Скифские калафы // СА. №1, 1980. С. 30-45.
14. Мирошина Т.В. Некоторые типы скифских женских головных уборов IV-III вв. до н.э. // СА. №4, 1981. С. 46-69.
-
15. Мирошина Т.В. Греческие головные украшения Северного
Причерноморья // КСИА. Вып. 174, 1983. С. 10-17.
- 16. Ольховский В.С., Евдокимов Г.Л. Скифские изваяния VII – III вв. до н.э. М, 1994. – 184с.
17. Полосьмак Н.В. Воинские шлемы пазырыкцев // Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий. Барнаул, 1998. С. 148-151.
18. Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV-III вв. до н.э.). Н.: ИНФОЛИО, 2005. 228 с.
19. Ростовцев М.И. Эллино-скифский головной убор // ИАК. Вып. 63, 1917. С. 69-101.
20. Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л. 1953. С. 123.
21. Руденко С.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина I тысячелетия до н.э.). М.: Вост. лит., 1961 – 67 с.
22. Смирнов А.П. Скифы. М.: изд-во: «Наука», 1966. – 198 с.
23. Степанов П.К. История русской одежды.II г., Вып.1, 1915. С. 15-40.
24. Фаррох К. Персы. М.: ЭКСМО, 2009. 342 с.
25. Яценко С.А. Костюм Скифии в архаическое (7-6 вв. до н.э.) и «классическое» (5-4 вв. до н.э.) время: к вопросу об этнических изменениях // Античная цивилизация и варварский мир. Краснодар, 2000. С. 24-31.
26. Яценко С.А. Костю древней Евразии. М.: Восточная литература, 2006. 658 с.
1 Начельные украшения, парики и прически мы предлагаем рассматривать в качестве самостоятельных категорий убранства.