Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Могильник как археологический источник

История
18.05.2022
409
Поделиться
Библиографическое описание
Сизова, А. О. Могильник как археологический источник / А. О. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 20 (415). — С. 446-449. — URL: https://moluch.ru/archive/415/91637/.


В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.

Ключевые слова: могильник, погребальный обряд, погребение, Барсовский V, нижнеобская археологическая культура, обские угры, Сургутское Приобье.

Могильник как археологический источник решает группу важных исторических вопросов, дает возможности реконструкции духовной и материальной жизни древних обществ, идеологических представлений, социальной дифференциации, торговых межкультурных связей [8, с. 12]. Так, В. Ф. Геннинг пишет: «могильник как археологический объект представляет собой совокупность остатков, в которых материализовался определенный погребальный обряд той или иной группы населения» [2, с. 9].

При изучении могильников определяющую роль играют погребальный комплекс, сопровождающий погребение умершего. На сегодняшний день в археологическом дискурсе исследователей остается дискуссионным вопрос о трактовке понятий «погребение», «погребальный обряд», «погребальный комплекс» [7, с. 86]. Например, по мнению В. А. Алекшина: «погребальный обряд состоит из синхроничных компонентов, которые дают общий контекст об истории развития этноса или культуры в целом: ритуальный и социальный. Последний же характеризует статус погребенного и состоит из набора материальных элементов, присущих погребальному обряду: погребального сооружения, погребального комплекса, способа погребения» [1, с. 25].

Г. С. Лебедев также рассматривает погребальный обряд как систему взаимосвязанных элементов, которые характеризуют: способ погребения; вид захоронения, помещения останков; конструкция погребального сооружения; состав и размещение жертвоприношений и погребального инвентаря [5, с. 24].

По мнению Г. Ф. Никитиной: «погребальный обряд — важнейший археологический источник». Автор выделяет свойственные черты, присущие погребальному обряду и каждой археологической культуре: «массовость; хронологическую дифференцированность, традиционность» [6, с. 3]. Также отмечает, что погребальный обряд дает массу значительных сведений в изучении древнего населения в рамках не только археологического этапа, но и целой археологической культуры. Археологические исследования данного вида источника, способствуют выявлению межкультурных связей, религиозных представлений, определению социальной стратификации общества, изучению традиционных ремесел во времени и даже реконструкции погребальной и традиционно-повседневной одежды.

Отметим, что достаточно большая часть исследователей сходятся во мнении, что погребальный комплекс как одна из составляющих могильника, играет важную роль в реконструкции материальной и духовной жизни населения. Рассмотрим данный тезис на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.

Могильник Барсовский V располагается в Сургутском р-не Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в границах объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора»[12] на мысовидном участке на краю берега протоки Микишина на высоте 16–18 м [11, с. 157]. Памятник был открыт в 1988 г. А. П. Зыковым, и уже в 1989–1990 гг. археологическими раскопками под руководством Н. В. Федоровой и А. А. Михалева были вскрыты 17 погребений. Могильный комплекс исследователи отнесли к зеленогорской археологической культуре (VI — началоVIII вв.) [4, с. 48].

Погребения были ориентированы по линии СЗ–ЮВ и имели овальную форму, размеры обуславливались возрастом и ростом погребенного, глубина могил не превышала 30 см, способ захоронения — ингумация [4, с. 48]. Антропологический материал показал, что все погребения одиночные, а умершие были уложены в анатомическом порядке, головой на юго-восток (по направлению к протоке). По мнению Е. Г. Федоровой: «у обских угров выделяется три варианта ориентировки умершего: на север, что соответствовало представлениям о местоположении входа в загробный мир в низовьях Оби; вниз по течению реки (направление в сторону входа в загробный мир), а также на фамильный поминальный костер, в чем усматривают отражение родовой направленности погребального обряда» [10, с. 226].

Сопровождающий инвентарь немногочислен — фрагменты керамики, корродированные железные предметы, указывающие на военную атрибутику: наконечники стрел и ножи; предметы одежды — «ювелирные» изделия: серьги, ременные накладки в стиле зооморфных и антропоморфных изображений характерных для финно-угорской среды.

Керамика, найденная в погребениях, представлена 3 типами (рис. 1): гребенчатая керамика типа I, фигурно-штампованная керамика типа II, желобчатая керамика типа III. Посуда типа II составляет большую часть раннезеленогорских коллекций Сургутского Приобья, где характерным видом фигурного штампа является уголковый оттиск [3, с. 115].

Отметим характерные особенности Барсовского V могильника:

— грунтовый могильник, погребения которого простые и неглубокие, где основным и единственным способом захоронения является ингумация [9, с. 135];

— наличие фигурно-штамповой керамикой, которая составляет в коллекциях — от 62,7 до 90 % и позволяет идентифицировать данный этап зеленогорской культурой.

— погребальный инвентарь представлен единичными находками изделий из металла, однако, можно сказать о том, что сохраняется традиция использования зооморфных и антропоморфных украшений в одежде, которые берут своё начало в кулайское время в Северо-Западной Сибири и продолжают бытовать в VI–VIII вв. н. э. в Сургутском Приобье.

Могильник представляет собой ценный источник, свидетельствующий о бытовании конкретных категорий предметов относящихся к определенной археологической культуре. В свою очередь, изучаемый инвентарный комплекс: вооружение, предметы быта и домашнего обихода, украшения костюма, ритуальные предметы, дают возможности по реконструкции отдельных аспектов исторического развития человеческого общества.

Керамика зеленогорского типа. 1 — второй (фигурно-штампованный) тип; 3–4, 6, 9, 11 — третий (желобчато-валиковый) тип; 2, 5, 7–8, 10 — первый (гребенчатый) тип [3, с. 168]

Рис. 1. Керамика зеленогорского типа. 1 — второй (фигурно-штампованный) тип; 3–4, 6, 9, 11 — третий (желобчато-валиковый) тип; 2, 5, 7–8, 10 — первый (гребенчатый) тип [3, с. 168]

Барсовский V могильник. 2–16 — находки. 2–7, 9 — железо, 8, 10–16 — бронза (по К. Г. Карачарову) [3, с. 172]

Рис. 2. Барсовский V могильник. 2–16 — находки. 2–7, 9 — железо, 8, 10–16 — бронза (по К. Г. Карачарову) [3, с. 172]

Литература:

  1. Алекшин В. А. Погребальный обряд как археологический источник // Краткие сообщения Института археологии. — Вып. № 161. — 1980. C. 24–31.
  2. Генинг В. Ф. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников) / В. Ф. Генинг, Е. П. Бунятян, С. Ж. Пустовалов, Н. А. Рычков; Отв. ред. С. П. Пачкова. — АН УССР. Ин-т археологии. — Киев: Наук, думка, 1990. — 304 с.
  3. Зыков А. П. Средневековье таежной зоны Северо-Западной Сибири // Археологическое наследие Югры. Екатеринбург, 2006. С. 109–124;
  4. Карачаров К. Г. Средневековье (поздний железный век) // Очерки истории традиционного землепользования хантов (материалы к атласу): Научно-исторические очерки. 2-е издание, исправленное и дополненное. — Екатеринбург: «Издательство «Тезис», 2002. — С. 48.
  5. Лебедев Г. С. Погребальный обряд как источник социологической реконструкции. — Краткие сообщения Института археологии. — Вып. № 148. — 1977. С. 24–30.
  6. Никитина Г. Ф. Систематика погребального обряда племен Черняховской культуры. — М.: Наука, 1985. — 210 с.
  7. Ольховский В. С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции // Российская Археология. 1995. № 2. С. 85–98.
  8. Семенова В. И. Средневековые могильники Юганского Приобья / В. И. Семенова. — Новосибирск: Наука, 2001. — 296 с.
  9. Федорова Н. В. Сургутское Приобье в эпоху средневековья / Н. В. Федорова, А. П. Зыков, В. М. Морозов, Л. М. Терехова // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1991. Вып. 20.
  10. Фёдорова Е. Г. Погребальный культ северных манси в этноисторическом аспекте // От бытия к небытию. Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. — СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 209–238.
  11. Чемякин Ю. П. Барсова Гора: археологическая карта / Ю. П. Чемякин, А. П. Зыков. — Сургут — Омск: ОАО «Омский дом печати», 2004. — 208 с.
  12. Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 13-нп от 30.10.2012 г. «Об утверждении границ территории, предмета охраны, установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
могильник
погребальный обряд
погребение
Барсовский V
нижнеобская археологическая культура
обские угры
Сургутское Приобье
Молодой учёный №20 (415) май 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 446-449):
Часть 6 (стр. 387-461)
Расположение в файле:
стр. 387стр. 446-449стр. 461

Молодой учёный