В статье рассматриваются особенности могильника как одного из основных видов археологических источников на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.
Ключевые слова: могильник, погребальный обряд, погребение, Барсовский V, нижнеобская археологическая культура, обские угры, Сургутское Приобье.
Могильник как археологический источник решает группу важных исторических вопросов, дает возможности реконструкции духовной и материальной жизни древних обществ, идеологических представлений, социальной дифференциации, торговых межкультурных связей [8, с. 12]. Так, В. Ф. Геннинг пишет: «могильник как археологический объект представляет собой совокупность остатков, в которых материализовался определенный погребальный обряд той или иной группы населения» [2, с. 9].
При изучении могильников определяющую роль играют погребальный комплекс, сопровождающий погребение умершего. На сегодняшний день в археологическом дискурсе исследователей остается дискуссионным вопрос о трактовке понятий «погребение», «погребальный обряд», «погребальный комплекс» [7, с. 86]. Например, по мнению В. А. Алекшина: «погребальный обряд состоит из синхроничных компонентов, которые дают общий контекст об истории развития этноса или культуры в целом: ритуальный и социальный. Последний же характеризует статус погребенного и состоит из набора материальных элементов, присущих погребальному обряду: погребального сооружения, погребального комплекса, способа погребения» [1, с. 25].
Г. С. Лебедев также рассматривает погребальный обряд как систему взаимосвязанных элементов, которые характеризуют: способ погребения; вид захоронения, помещения останков; конструкция погребального сооружения; состав и размещение жертвоприношений и погребального инвентаря [5, с. 24].
По мнению Г. Ф. Никитиной: «погребальный обряд — важнейший археологический источник». Автор выделяет свойственные черты, присущие погребальному обряду и каждой археологической культуре: «массовость; хронологическую дифференцированность, традиционность» [6, с. 3]. Также отмечает, что погребальный обряд дает массу значительных сведений в изучении древнего населения в рамках не только археологического этапа, но и целой археологической культуры. Археологические исследования данного вида источника, способствуют выявлению межкультурных связей, религиозных представлений, определению социальной стратификации общества, изучению традиционных ремесел во времени и даже реконструкции погребальной и традиционно-повседневной одежды.
Отметим, что достаточно большая часть исследователей сходятся во мнении, что погребальный комплекс как одна из составляющих могильника, играет важную роль в реконструкции материальной и духовной жизни населения. Рассмотрим данный тезис на примере Барсовского V могильника нижнеобской археологической культуры Сургутского Приобья.
Могильник Барсовский V располагается в Сургутском р-не Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в границах объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора»[12] на мысовидном участке на краю берега протоки Микишина на высоте 16–18 м [11, с. 157]. Памятник был открыт в 1988 г. А. П. Зыковым, и уже в 1989–1990 гг. археологическими раскопками под руководством Н. В. Федоровой и А. А. Михалева были вскрыты 17 погребений. Могильный комплекс исследователи отнесли к зеленогорской археологической культуре (VI — началоVIII вв.) [4, с. 48].
Погребения были ориентированы по линии СЗ–ЮВ и имели овальную форму, размеры обуславливались возрастом и ростом погребенного, глубина могил не превышала 30 см, способ захоронения — ингумация [4, с. 48]. Антропологический материал показал, что все погребения одиночные, а умершие были уложены в анатомическом порядке, головой на юго-восток (по направлению к протоке). По мнению Е. Г. Федоровой: «у обских угров выделяется три варианта ориентировки умершего: на север, что соответствовало представлениям о местоположении входа в загробный мир в низовьях Оби; вниз по течению реки (направление в сторону входа в загробный мир), а также на фамильный поминальный костер, в чем усматривают отражение родовой направленности погребального обряда» [10, с. 226].
Сопровождающий инвентарь немногочислен — фрагменты керамики, корродированные железные предметы, указывающие на военную атрибутику: наконечники стрел и ножи; предметы одежды — «ювелирные» изделия: серьги, ременные накладки в стиле зооморфных и антропоморфных изображений характерных для финно-угорской среды.
Керамика, найденная в погребениях, представлена 3 типами (рис. 1): гребенчатая керамика типа I, фигурно-штампованная керамика типа II, желобчатая керамика типа III. Посуда типа II составляет большую часть раннезеленогорских коллекций Сургутского Приобья, где характерным видом фигурного штампа является уголковый оттиск [3, с. 115].
Отметим характерные особенности Барсовского V могильника:
— грунтовый могильник, погребения которого простые и неглубокие, где основным и единственным способом захоронения является ингумация [9, с. 135];
— наличие фигурно-штамповой керамикой, которая составляет в коллекциях — от 62,7 до 90 % и позволяет идентифицировать данный этап зеленогорской культурой.
— погребальный инвентарь представлен единичными находками изделий из металла, однако, можно сказать о том, что сохраняется традиция использования зооморфных и антропоморфных украшений в одежде, которые берут своё начало в кулайское время в Северо-Западной Сибири и продолжают бытовать в VI–VIII вв. н. э. в Сургутском Приобье.
Могильник представляет собой ценный источник, свидетельствующий о бытовании конкретных категорий предметов относящихся к определенной археологической культуре. В свою очередь, изучаемый инвентарный комплекс: вооружение, предметы быта и домашнего обихода, украшения костюма, ритуальные предметы, дают возможности по реконструкции отдельных аспектов исторического развития человеческого общества.
Рис. 1. Керамика зеленогорского типа. 1 — второй (фигурно-штампованный) тип; 3–4, 6, 9, 11 — третий (желобчато-валиковый) тип; 2, 5, 7–8, 10 — первый (гребенчатый) тип [3, с. 168]
Рис. 2. Барсовский V могильник. 2–16 — находки. 2–7, 9 — железо, 8, 10–16 — бронза (по К. Г. Карачарову) [3, с. 172]
Литература:
- Алекшин В. А. Погребальный обряд как археологический источник // Краткие сообщения Института археологии. — Вып. № 161. — 1980. C. 24–31.
- Генинг В. Ф. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников) / В. Ф. Генинг, Е. П. Бунятян, С. Ж. Пустовалов, Н. А. Рычков; Отв. ред. С. П. Пачкова. — АН УССР. Ин-т археологии. — Киев: Наук, думка, 1990. — 304 с.
- Зыков А. П. Средневековье таежной зоны Северо-Западной Сибири // Археологическое наследие Югры. Екатеринбург, 2006. С. 109–124;
- Карачаров К. Г. Средневековье (поздний железный век) // Очерки истории традиционного землепользования хантов (материалы к атласу): Научно-исторические очерки. 2-е издание, исправленное и дополненное. — Екатеринбург: «Издательство «Тезис», 2002. — С. 48.
- Лебедев Г. С. Погребальный обряд как источник социологической реконструкции. — Краткие сообщения Института археологии. — Вып. № 148. — 1977. С. 24–30.
- Никитина Г. Ф. Систематика погребального обряда племен Черняховской культуры. — М.: Наука, 1985. — 210 с.
- Ольховский В. С. Погребальная обрядность и социологические реконструкции // Российская Археология. 1995. № 2. С. 85–98.
- Семенова В. И. Средневековые могильники Юганского Приобья / В. И. Семенова. — Новосибирск: Наука, 2001. — 296 с.
- Федорова Н. В. Сургутское Приобье в эпоху средневековья / Н. В. Федорова, А. П. Зыков, В. М. Морозов, Л. М. Терехова // Вопросы археологии Урала. Екатеринбург, 1991. Вып. 20.
- Фёдорова Е. Г. Погребальный культ северных манси в этноисторическом аспекте // От бытия к небытию. Фольклор и погребальный ритуал в традиционных культурах Сибири и Америки. — СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 209–238.
- Чемякин Ю. П. Барсова Гора: археологическая карта / Ю. П. Чемякин, А. П. Зыков. — Сургут — Омск: ОАО «Омский дом печати», 2004. — 208 с.
- Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 13-нп от 30.10.2012 г. «Об утверждении границ территории, предмета охраны, установлении требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Достопримечательное место «Барсова гора».