Юридические проблемы лиц без определенного места жительства и пути их преодоления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 1610 раз

Библиографическое описание:

Лучинин, Н. П. Юридические проблемы лиц без определенного места жительства и пути их преодоления / Н. П. Лучинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62999/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья затрагивает юридические аспекты положения лиц без определенного места жительства в реалиях современной России, раскрывает юридические проблемы, касаемо этой категории граждан, и пути их преодоления.

Ключевые слова: бездомный, закон, лицо без определенного места жительства, правовое положение, правовой статус, Российская Федерация, Россия.

В Российской Федерации существует множество негативных социальных явлений, всё острее проявляющихся в постсоветский период. Одним из них является наличие в обществе такой социальной группы, как лица без определенного места жительства, иначе говоря, бомжи или бездомные.

По официальным данным переписи населения 2010 года, размещенным на сайте [1, с. 8] Федеральной службы государственной статистики (Росстат) на территории Российской Федерации на 2010 год проживало 64 077 бездомных, что на 78 500 человек меньше, чем было в 2002 году. В Приволжском федеральном округе число бездомных также по официальным данным уменьшалось с 12 089 до 8933. Однако, если по России и федеральному округу число лиц без определенного места жительства убывало, то в Кировской области оно наоборот выросло со 197 в 2002 до 248 в 2010 году. Кроме того, по словам [2, с. 8] лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, в России уже на 2017 по различным оценкам проживало от 3 до 5 миллионов бездомных. Показатели неутешительные. А ведь число лиц без определенного места жительства не только не снижается и в настоящее время, но продолжает расти быстрыми темпами.

Особенность ситуации с бездомными в России состоит в том, что:

во-первых, нет терминологической ясности в понимании, что является местом жительства и местом пребывания для бездомных;

во-вторых, нереализованность права на жилье, закрепленного в ст. 40 Конституции Российской Федерации, сама по себе являющаяся огромной социальной проблемой, влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными своих конституционных прав, фактически исключающих бездомных из системы общественных отношений. Несмотря на то, что ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» [3, с. 8], устанавливает принцип, заключающийся в том, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, он во многом является декларативным, а лица, не имеющие регистрации, в том числе и лица, не имеющие определенного места жительства, постоянно ущемляются в правах и законных интересах в своей повседневной жизни. Можно привести конкретные примеры:

Право на труд (Ст. 37 Конституции РФ [4, с. 8]):

В России фактически ограничиваются условия для реализации лицами без определенного места жительства права на труд, поскольку:

во-первых, бездомные объективно не могут представить работодателю документы, предусмотренные ст. 65 Трудового кодекса [5, с. 9] Российской Федерации. Как минимум такими документами являются свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом Пенсионного фонда по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства, и документ воинского учета из-за того, что нормативными актами предусмотрено получение этих документов по месту жительства.

Во-вторых, на практике при трудоустройстве работодатели сверх документов, предусмотренных ст. 65 Трудового Кодекса Российской Федерации, зачастую требуют свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (ИНН), который также как и вышеперечисленные документы выдается налоговым органом по месту жительства.

Право на социальное обеспечение (Ст. 39 Конституции РФ):

Нормативными актами в России предусмотрено, что государственные пенсии бездомным назначаются по месту их фактического проживания. На это указывается и в информационном письме ПФ РФ от 27.03.2019 «Россиянам без прописки социальная пенсия назначается по месту фактического проживания» [6, с. 9]. Вместе с этим понятие «место фактического проживания» законодателем не определено. Отсутствие правового определения этого понятия создает широчайшее поле для толкования этого определения, а соответственно нарушения права бездомных граждан на получение пенсий, установленных законом.

Федеральный Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ [7, с. 9], именуемый в народе «законом о монетизации льгот», разделил всех льготников на две категории: федеральных и «субъектных». Как правило, законы субъектов РФ предусматривают предоставление мер социальной защиты за счет бюджетов соответствующих субъектов РФ только гражданам, зарегистрированным по месту жительства в этих субъектах РФ.

Право на охрану здоровья (Ст. 41 Конституции РФ):

Правовые и экономические условия, существующие в Российской Федерации, позволяют обеспечить лицам без определенного места жительства в лучшем случае право на экстренную медицинскую помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. Зачастую невозможность получения бездомными полиса обязательного медицинского страхования (ОМС), выдаваемого по месту регистрации или официальной работы, делает недоступными для бездомных некоторые виды медицинской помощи.

Кроме того, у большой части бездомных отсутствует доступ к безопасной питьевой воде, к горячей пище, к санитарно-гигиеническим условиям, что неизбежно влечет за собой возникновение угроз здоровью как бездомных, так и окружающих.

Право на судебную защиту (Ст. 46 Конституции РФ):

Бездомные в некоторой степени подвержены дискриминации в вопросах доступа к правосудию и механизмам защиты и реализации своих прав. Такая дискриминация отражается в существующем в Российской Федерации процессуальном законодательстве.

Так в п.2 ч.2 ст.131 ГПК РФ [8, с. 9], который содержит требования к форме и содержанию искового заявления, предусмотрено, что в исковом заявлении должно быть указано место жительства истца. Отсутствие определенного места жительства и невозможность его указания в исковом заявлении являются основанием для оставления искового заявления без движения.

Данная ситуация усугубляется еще больше в том случае, если у бездомных отсутствуют документы, удостоверяющие их личность. А такое наблюдается очень часто в среде лиц без определенного места жительства. В связи с этим у них фактически не может быть реализовано и право, закрепленное в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а именно избирательное право.

В силу всех вышеперечисленных факторов данной категории населения Российской Федерации необходима всесторонняя помощь: как социальная, медицинская, так и юридическая. Главное, чтобы эти люди помощь готовы были принимать.

По нашему мнению, юристы (а мы рассматриваем данный вопрос именно в аспекте юридической помощи бездомным) в такой ситуации, прежде всего, могут помочь в восстановлении документов, решении вопросов, связанных с жильем (часто оказывается, что люди «попадают на улицу» по вине «черных риэлторов»), оказании помощи в установлении инвалидности, психических отклонений, заболеваний, а также установлении и назначении пенсионного обеспечения.

Однако необходимо и изменение законодательства с учётом существующих проблем. Так, например, существует инициатива, в соответствии с которой в Государственную Думу Российской Федерации еще 5 июля 2017 года были внесены законопроекты № 217770–7, № 217802–7, № 217812–7, № 217822–7.

В соответствии с законопроектом № 217770–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части регламентации добровольческой благотворительной деятельности в некоммерческих организациях, осуществляющих социальную и трудовую реинтеграцию лиц без определенного места жительства» [9, с. 10] предполагалось установление особенностей привлечения к трудовой деятельности лиц без определенного места жительства некоммерческими организациями, осуществляющими их социальную и трудовую реинтеграцию. То есть в целях эффективной, направленной на результат трудовой деятельности выше указанных лиц, необходимо было бы применять особые, отличные от стандартных трудовых или гражданско-правовых отношений схемы взаимодействия. А именно приравнивание привлечения указанных лиц к трудовой деятельности к добровольческой деятельности, предусмотренной Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Этими мерами можно было бы добиться гибкого привлечения указанных категорий граждан к трудовой деятельности с возможностью их социальной и трудовой реабилитации, а также оплатой их труда на основании заключаемых договоров по осуществлению добровольческой деятельности, что положительно отразилось бы на процессах социальной адаптации и возвращения лиц без определенного места жительства к полноценной жизни.

Законопроект № 217802–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в части установления особенностей регистрации по месту пребывания либо по месту жительства лиц без определенного места жительства» [10, с. 10] направлен на установление нормы, защищающей права граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, а также конкретизацию понятий «место жительства» и «место пребывания» в отношении лиц без определенного места жительства. Предполагается определять место пребывания и место жительства бездомного «по адресу организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, либо по адресу администрации муниципального образования, на территории которого указанные лица фактически постоянно либо преимущественно находятся». Кроме этого, регистрация по месту пребывания, либо по месту жительства лица без определенного места жительства должна осуществляться по выбору указанного лица по адресам организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства, либо по адресу администрации муниципального образования, на территории которого указанные лица фактически постоянно либо преимущественно находятся.

Проект Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления дополнительных гарантий поддержки благотворительных организаций, осуществляющих деятельность по социальной и трудовой реинтеграции лиц без определенного места жительства» № 217812–7 [11, с. 10] направлен на поддержку благотворительных организаций, осуществляющих деятельность по социальной и трудовой реинтеграции лиц без определенного места жительства, со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме этого, создаются некие правовые гарантии для благотворительных организаций, защищающие их от произвола органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так «в целях недопустимости создания порочной правоприменительной практики, при которой органы государственной власти и органы местного самоуправления могут уклоняться от оказания поддержки» таким организациям, любой отказ в заключении соглашения с благотворительной организацией со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления должен быть мотивирован и направлен в адрес благотворительной организации в письменном виде в течение 15 дней со дня его вынесения.

В законопроекте № 217822–7 [12, с. 10] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части установления возможности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, благотворительным организациям, в том числе осуществляющим деятельность по социальной и трудовой реинтеграции лиц без определенного места жительства, в безвозмездное пользование» предусматривается возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование благотворительных организаций на реализацию целей, ради которых эта благотворительная организация создана, в порядке и на условиях, определенных законодательством Российской Федерации. Это будет способствовать развитию благотворительных организаций и стимулированию их деятельности по всей стране, что, безусловно, положительно скажется как на отдельных категориях граждан, в отношении которых реализуется благотворительная деятельность, так и на обществе в целом.

На сегодняшний день законопроекты № 217770–7 и № 217802–7 отклонены Государственной Думой, а № 217812–7 и № 217822‑7 всё еще находятся на рассмотрении.

В данный момент существует необходимость внесения в законодательство изменений, касающихся положения бездомных в российском обществе, причем начать необходимо именно с теоретической базы, которая определила бы границы понятий «место жительства», «место пребывания», в отношении лиц без определенного места жительства.

Вопросы правового регулирования социального статуса этой категории лиц требует дальнейшей проработки в нормативных актах Российской Федерации.

Литература:

  1. Население частных и коллективных домохозяйств, домохозяйств бездомных по субъектам российской федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/vol11/pub-11–3-5.pdf (Дата обращения: 01.10.2019);
  2. Справедливая Россия» оценила число бомжей в РФ в 3–5 млн, Росстат — 64 тыс. в 2010 году [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL:https://news.rambler.ru/community/37322974-spravedlivaya-rossiya-otsenila-chislo-bomzhey-v-rf-v-3–5-mln-rosstat-64-tys-v-2010-godu/(Дата обращения: 27.09.2019);
  3. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской федерации» от 25.06.1993 n 5242–1 (последняя редакция) // СПС «консультант плюс». [Электронный ресурс] — режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 26.09.2019);
  4. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/. (Дата обращения: 30.09.2019);
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/b618fae23b33471d3e7e3e373dd93fcced4356b8/. (Дата обращения: 01.10.2019);
  6. Информация ПФ РФ от 27.03.2019 «Россиянам без прописки социальная пенсия назначается по месту фактического проживания» // СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321146/. (Дата обращения: 01.10.2019);
  7. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22.08.2004 N 122-ФЗ (последняя редакция) // СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49025/. (Дата обращения: 03.10.2019);
  8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019) // СПС «Консультант плюс». [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/69470b15e4eb033f5bfa691094e1d083f32238e9/. (Дата обращения: 01.10.2019);
  9. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217770–7. (Дата обращения: 06.10.2019);
  10. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217802–7. (Дата обращения: 06.10.2019);
  11. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217812–7. (Дата обращения: 04.10.2019);
  12. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/217822–7. (Дата обращения: 06.10.2019);
Основные термины (генерируются автоматически): место жительства, Российская Федерация, Россия, лицо, внесение изменений, государственная власть, исковое заявление, Конституция РФ, местное самоуправление, место пребывания.


Ключевые слова

Россия, правовой статус, закон, Российская Федерация, правовое положение, бездомный, лицо без определенного места жительства

Похожие статьи

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан на...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерациигосударственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан...

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту...

Проведен анализ проблем института регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания.

По факту, государственная защита и охрана права на свободу передвижения обеспечивается в рамках нормативного смысла категорий «место пребывания»...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике международной...

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет

Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее

...государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение...

Российская Федерация, место жительства, место пребывания...

имеющему место жительства за пределами РФ, по его заявлению производится

Если в европейских государствах власти стараются ограничить миграционные потоки извне, так как

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: принята

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение...

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо

Российская Федерация, проект, концессия, местное самоуправление, муниципальное...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление осуществляется в РФ повсеместно на всей территории РФ.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление...

Конституционно-правовые гарантии собственности в России

Российская Федерация, место жительства, место пребывания, свобода передвижения

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ

В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в...

Российская Федерация, ГК РФ, публичная власть...

местное самоуправление, публичная администрация, орган, государственная власть, Российская Федерация, должностное лицо, государственный орган, Конституция РФ, жалоба, порядок рассмотрения обращений граждан. Должностные лица публично-правовых...

Похожие статьи

К вопросу о некоторых проблемах при реализации прав граждан на...

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерациигосударственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Законом сведений о регистрации граждан...

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту...

Проведен анализ проблем института регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства и пребывания.

По факту, государственная защита и охрана права на свободу передвижения обеспечивается в рамках нормативного смысла категорий «место пребывания»...

Право граждан на обращения | Статья в сборнике международной...

Каждый человек, проживающий на территории Российской Федерации, имеет

Это право признается в России уже много веков. Затем каждое обращение гражданина, получившее

...государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение...

Российская Федерация, место жительства, место пребывания...

имеющему место жительства за пределами РФ, по его заявлению производится

Если в европейских государствах власти стараются ограничить миграционные потоки извне, так как

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту...

О некоторых проблемах реализации права граждан Российской...

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: принята

Статьей 33 Конституции РФ установлено, что «граждане Российской Федерации имеют право

обращение, гражданин, государственная власть, местное самоуправление, орган, орган власти, обращение...

Роль органов государственной власти и местного...

Органы государственной власти, органы самоуправления местного уровня, граждане или

В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо

Российская Федерация, проект, концессия, местное самоуправление, муниципальное...

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление осуществляется в РФ повсеместно на всей территории РФ.

Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление...

Конституционно-правовые гарантии собственности в России

Российская Федерация, место жительства, место пребывания, свобода передвижения

муниципальная собственность, местное самоуправление, муниципальное образование, ГК РФ

В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в...

Российская Федерация, ГК РФ, публичная власть...

местное самоуправление, публичная администрация, орган, государственная власть, Российская Федерация, должностное лицо, государственный орган, Конституция РФ, жалоба, порядок рассмотрения обращений граждан. Должностные лица публично-правовых...

Задать вопрос