Встатье приведен краткий обзор результатов современных исследований, направленных на выявление связи устойчивых латеральных признаков с личностными особенностями. Высказано предположение, о направлениях дальнейших исследований связи между признаками латеральности испытуемых и их личностными особенностями.
Ключевые слова: латеральные признаки, личностные особенности, леворукость и праворукость, асимметрия зрения, двигательная асимметрия, асимметрия переплетения пальцев, асимметрия перекреста рук.
С древних времен было известно о предпочтении человека пользоваться в быту и в производственной деятельности какой-либо рукой. Людей, предпочитавших преимущественно пользоваться правой рукой, называли правшами (праворукими), а предпочитавших пользоваться левой рукой — левшами (леворукими).
Такое очевидное разделение предпочтений использования ведущей руки привело к тому, что долгое время ученые обращали внимание преимущественно только на этот признак, т. е. на мануальную асимметрии — лево- или праворукость, и изучали зависимость личностных особенностей от латерализации руки (т. е. «рукости»).
Исследования, проведенные в начале 1980-ых годов психологами Мичиганского университета, позволили выявить некоторые особенности леворуких мужчин (возраст испытуемых 18–39 лет). Оказалось, что:
– их показатели по факторам «снижение уровня самоконтроля», «гнев», «страх», «общая эмоциональность» были достоверно выше, чем у праворуких мужчин;
– их показатели «адаптированность» и «уровень самоконтроля» по шкале «экстраверсия» опросника Айзенка были достоверно ниже, чем у праворуких мужчин.
Тогда же были выявлены особенности леворуких женщин. Оказалось, что:
– их показатели общей эмоциональности были достоверно выше, чем у праворуких женщин (возраст испытуемых 18–39 лет);
– их показатели «экстравертированность» по Айзенку были достоверно выше, чем у праворуких женщин (возраст испытуемых 40–70 лет).
В последующих исследованиях было установлено, что праворукие мужчины имеют показатели «нейротизма» достоверно ниже, чем леворукие и амбидекстры.
Похожие результаты были получены и другими исследователями.
Отечественные исследователи нашли интересную зависимость: оказалось, что левши достоверно (р < 0,05) чаще рождаются во второй половине года, причем весной дефицит рождения левшей особенно выражен по сравнению с другими временам года. Можно предположить, это объясняется тем, что зачатие детей, рожденных весной, происходит в благоприятный летний период.
В специальной литературе приводятся данные, которые свидетельствуют о том, что энурез с более высокой частотой обнаруживается у леворуких детей. Достоверно больше леворуких, чем праворуких, встречается среди умственно отсталых и среди возбудимых психопатических личностей, а также их родственников [3].
Отечественными учеными было проведено изучение больных, имеющих диагноз II стадия хронического алкоголизма. Относительный процент леворуких среди больных оказался почти в два больше, чем праворуких [4].
Проведенные исследования выявили, что чем больше у человека признаков леворукости, тем достоверно больше у него проявляются негативные эмоциональные самооценки личности [3].
Специалисты, изучающие распространенность различных заболеваний, установили, что леворукие достоверно чаще, чем в среднем по популяции, страдают такими заболеваниями как цветоаномалия, ревматоидный артрит, бронхиальная астма, аутизм, сахарный диабет, мигрени [5].
Исследования, проведенные среди школьников, показали, что среди неуспевающих преобладают леворукие детей или дети с признаками левшества, т. е. дети с преобладанием правого полушария. Эти дети были склонны к развитию невротических реакций, испытывали затруднения в общении и обучении, с трудом адаптировались к учебному процессу.
Зарубежные ученые провели интересное исследование, в котором выяснили, что леворукие по сравнению с праворукими больше проявляют такие качества, как художественность, артистизм, эмоциональность, что может влиять на выбор им профессии.
Видимо с этим связан установленный факт, что среди артистически одаренных лиц достоверно больше леворуких, по сравнению с их количеством в популяции.
Данные Национального Бюро экономических исследований США показали, что выпускники американских университетов, у которых более развита левая рука, зарабатывают на 13–21 % больше, чем их праворукие сокурсники, а также чаще становятся высококлассными специалистами [5].
Показательно и то, что леворукие имеют более весомые достижения в некоторых видах спорта — в теннисе, в борьбе, боксе, футболе и других.
Ряд исследователей считаю, что успешность левшей в спорте может объясняться их более быстрой реакцией, ведь реакция левши быстрее примерно на 7 мс, чем реакция правши.
Таким образом, обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что данные о влиянии мануальной асимметрии на успешность в той или иной деятельности достаточно противоречивы. Психологи и педагоги призывают обратить пристальное внимание на проблему детей-левшей. Такие дети нуждаются в более предупредительном и заботливом к себе отношении не только со стороны родителей, но и со стороны преподавателей.
Исследователи высказывают разные мнение о выборе латеральных признаков для поиска взаимосвязи показателей асимметрии и особенностей психики человека.
Так в 1975 году А. П. Чуприков предложил классификацию профилей асимметрий, построенную на основе опросника, выявляющего асимметрию зрения, слуха, речи, рукости. Это позволило выделить восемь типов асимметрии.
В 1977 году В. М. Мосидзе с коллегами была предложена классификация, основанная на двух видах асимметрии — ведущий глаз и ведущая рука.
В 1986 году А. Б. Коганом и Г. А. Кураевым была предложена классификация по четырем типам испытуемых: 1) праворукие с ведущим правым глазом, 2) леворукие с ведущим левым глазом, 3) леворукие с ведущим правым глазом, 4) праворукие с ведущим левым глазом.
Н. Н. Брагина и Т. А. Доброхотова предложили классифицировать испытуемых на четыре типа в зависимости от асимметрии зрения, рук, слуха, ног.
Но эти подходы вызывали обоснованную критику коллег, которые посчитали, что опросники не могут считаться надежным методом диагностики асимметрий. Кроме того, количество выделенных типов с учетом амбидекстрии доходило до 27, что затрудняло проведение сравнительных исследований.
С. А. Богомаз [1] предложил в качестве показателей функциональной асимметрии мозга использовать не опросники, а объективные устойчивые показатели:
– тест «ведущий глаз»;
– тест «двигательная асимметрия»;
– тест «скрещивание рук» («поза Наполеона», скрещивание рук на груди, предплечье какой руки окажется выше);
– тест «асимметрия переплетения пальцев» (руки в замок, большой палец какой руки окажется выше).
В дальнейшем была проведена большая работа по выявлению связи этих латеральных признаков с личностными особенностями [1, 3, 4].
Обработка результатов опросника Р.Кеттелла, выполненная С. А. Богомаз, обнаружила, что латеральный признак «ведущий глаз» с высокой достоверностью (р=0.003) связан со следующими факторами опросника: С (эмоциональная стабильность-неустойчивость), Н (смелость-робость), L (подозрительность-доверчивость) и Q1 (радикализм-консерватизм) [1].
Для испытуемых, имеющих ведущий левый глаз, характерны следующие личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, склонность к смене настроения и интересов, социальная смелость и активность, способность легко входить в контакт с незнакомыми людьми, предпочтение работать в коллективе.
Так как в целом таких людей можно воспринимать, как экстравертов, то, возможно, в следующих экспериментах удастся обнаружить связь между показателем латеральности «ведущий левый глаз» и экстраверсией по опроснику Айзенка.
Испытуемые, имеющие ведущий правый глаз, могут быть охарактеризованы, как эмоционально устойчивые и выдержанные, имеющие стабильные интересы, но предпочитающие избегать широких социальных контактов — в общении они демонстрируют застенчивость, робость, неуверенность. Они предпочитают иметь очень небольшое количество друзей, отличаются консервативностью мышления, осторожностью в поступках, подозрительностью.
Так как в целом таких людей можно воспринимать, как интровертов, то, возможно, в следующих экспериментах удастся обнаружить связь между показателем латеральности «ведущий правый глаз» и интроверсией по опроснику Айзенка.
Изучение показателя латеральности «двигательная активность» выявило достоверную связь (р=0.007) этого показателя со следующими факторами опросника Р.Кеттелла: F (беспечность-озабоченность), I (чувственность-твердость), Q1 (радикализм-консерватизм), фактор второго уровня F1 (тревога) [1]:
– доминирующая левая асимметрия признака «двигательная активность» была характерна для испытуемых, имеющих высокие баллы по шкалам беспечности, чувствительности и гибкости;
– доминирующая правая асимметрия признака «двигательная активность» была характерна для испытуемых, имеющих высокие баллы по шкалам озабоченности, жестокости, ригидности.
Опираясь на этот результат, можно предположить, что дальнейшие исследования, возможно, позволят установить корреляции:
– левой двигательной асимметрии с «художественным» типом по И. П. Павлову, которому свойственна импульсивность и беспечность, чувствительность и гибкость, а также с высокими показателями шкалы «нейротизм» опросник Айзенка;
– правой двигательной асимметрии с «мыслительным» типом по И. П. Павлову, которому свойственны рассудительность и практичность, консерватизм и устойчивость, а также с низкими показателями шкалы «нейротизм» опросника Айзенка.
Одним из показателей асимметрии двигательной активности С. А. Богомаз считает тест на аплодирование (в тесте учитывается то, какая рука оказывается сверху при аплодировании).
Тест на аплодирование — это устойчивый признак, потому что аплодированию никто специально не обучает, поэтому даже переученный на правшу левша может аплодировать так, что его левая рука будет оказываться в доминирующем положении и сверху похлопывать по правой руке.
Исследователи, изучающие личностные особенности в зависимости от теста на аплодирование, получили следующие результаты:
— испытуемые с правым типом аплодирования (правая рука сверху) оказались эмоционально более стабильными, но и более экстравертироваными;
— испытуемые с левым типом аплодирования (левая рука сверху) оказались более тревожными, интровертированными и имели большее количество жалоб соматического характера [3].
Интересные результаты получились после статистической обработки ответов испытуемых на темпераментный опросник Я. Стреляу. С помощью шкал «Уравновешенность» и «Лживость» этого опросника все испытуемые с высокой степенью достоверности (р=0.024) были разделены на четыре группы по сочетанию таких признаков латеральности [1]:
Группа 1: Левый признак двигательной активности и Левый ведущий глаз. Для этой группы оказалась характерна наибольшая выраженность уравновешанности нервной системы.
Группа 2: Правый признак двигательной активности и Левый ведущий глаз. Для этой группы оказалась характерна наименьшая выраженность уравновешанности нервной системы (с преобладанием возбуждения), но наименьшее стремление себя приукрасить.
Группа 3: Правый признак двигательной активности и Правый ведущий глаз. Для этой группы оказалось характерно наибольшее стремление себя приукрасить.
Группа 4: Левый признак двигательной активности и Правый ведущий глаз. Для этой группы оказались характерны средние значения по указанным шкалам опросника.
Полученные результаты позволяют предположить, что в дальнейших экспериментах может быть получена корреляция между указанными сочетаниями латеральности (группа 1, группа 2, группа 3, группа 4) и результатами прохождения темпераментного опросника Айзенка, т. к. группа 1 имеет некоторые признаки «сангвиников», группа 2 — «холериков», группа 3 — «флегматиков», группа 4 — «меланхоликов».
Большое количество экспериментов по изучению этого признака и его связи с личностными особенностями было проведено В. А. Москвиным с коллегами [4].
Например, эксперименты со студентами, имеющими разные показатели пробы «перекрест рук», обнаружили разный тип реагирования на стресс.
Студенты с левым показателем пробы «перекрест рук» демонстрировали более низкие показатели систолического артериального давления как на консультациях, так и на экзамене, однако при тестировании они демонстрировали более высокие показатели реактивной тревожности. Т. е. их объективная и субъективная оценки переживания стрессового состояния не совпадают — объективно они более устойчивы к стрессовому состоянию, но субъективно более эмоционально ее переживают.
Таким образом можно заключить, что испытуемые с левым и правым показателем пробы «перекрест рук» имеют разные типы реагирования на стрессовые ситуации [3].
Ряд последующих исследований показал, что правый показатель пробы «перекрест рук» устойчиво коррелирует с показателями высокой активности, работоспособности, жажды деятельности, жизненного тонуса. Это проявляется и в том, что испытуемые с правой пробой «перекрест рук» имеют сравнительно более высокие показатели в интеллектуальных тестах и тестах на память и внимание. Эксперименты с помощью ЭЭГ показали достоверно значимые различия бета-ритма в лобных долях испытуемых:
– у испытуемых с левой пробой «перекрест рук» в левых лобных долях амплитуда биоэлектрической активности ниже, частота волн выше, модуляция волн ниже, чем у испытуемых с правым признаком «перекрест рук» [3].
Изучение этого признака с помощью опросников показало, что у девушек с правым показателем «перекрест рук» (по сравнению с левым) обнаруживаются более высокие значения «экстраверсии» по опроснику Айзенка, но более низкие значения «эмотивности», «дистимичности» и «экзальтированности»по опроснику Леонгарда-Шмишека.
У юношей с правым показателем «перекрест рук» (по сравнению с левым) также выявлены более высокие значения «экстраверсии» по опроснику Айзенка и «гипертимности» по опроснику MMPI, но более низкие показатели «нейротизма» по Айзенку.
У юношей с левым показателем «перекрест рук» выявлены более высокие показатели потребности в одобрении, и более высокие значения «ипохондрии», «депрессии», «истерии» и «психастении» по опроснику MMPI.
В литературе тест «переплетение пальцев» в замок иногда трактуют, как тест на скрытое левшество. Но в ходе экспериментов [1] было установлено, что тест «переплетение пальцев» не совпадает с признаками асимметрии контроля за движением, т. е. не может использоваться в качестве критерия на скрытое левшество.
Выяснилось, что тест «переплетение пальцев» с высокой достоверностью (р=0.0042) отражает чувствительную асимметрию. Таким образом, тест на тип переплетения пальцев можно использовать вместо трудоемкого процесса определения порогов тактильной чувствительности рук.
На данный момент достаточно мало данных о связи результатов этого теста с личностными особенностями.
Однако достоверно установлено, что среди наркозависимых более чем в 2 раза больше лиц с левой пробой «переплетение пальцев», чем среди здоровых людей (51,1 % и 20 % соответственно; p<0,001) [3].
Так же интересно, что из всех признаков асимметрии только признак «переплетение пальцев рук» встречается у испытуемых с разной частотой в зависимости от времени года их рождения.
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными ученым, подтверждают правоту идеи о том, что различные виды сочетаний функциональных асимметрий мозга, представленных устойчивыми признаками латеральности, могут являться психофизиологическим базисом личностных особенностей человека. Анализ литературы позволяет убедиться в том, что проблема исследования личностных особенностей в аспекте асимметрии полушарий мозга интересна, сложна и далека от завершения.
Дальнейшие исследования могут идти в направлении более подробного изучения личностных особенностей человека в зависимости от его латеральных особенностей.
В качестве признаков латеральности могут быть выбраны 4 независимых устойчивых показателя асимметрий, предлагаемые С. А. Богомаз: двигательная асимметрия, асимметрия зрения, асимметрия типа переплетения пальцев и асимметрия типа скрещения рук [1; 2; 6].
Дальнейшие исследований могут быть направлены на установление связи между признаками латеральности испытуемых и их личностными особенностями, определяемыми с помощью батареи тестов:
– опросник Айзенка на тип темперамента;
– опросник СМИЛ;
– опросник «Я-структурный тест Аммона»;
– опросник «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной» и других.
Литература:
- Богомаз, С. А. Билатеральная модель структуры психики: диссертация... доктора психологических наук: 19.00.01 [Текст] / С. А. Богомаз. — Томск, 1999–297 с.
- Богомаз, С. А. Личностные особенности молодых людей с коммуникативным типом, существенно отличающимся от их психофизиологического типа [Текст] / С. А. Богомаз, Н. А. Тренькаева // Вестник Томского государственного университета. — 2007. — № 300 (1). — С. 197–204.
- Москвин, В. А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека [Текст]: монография / В. А. Москвин, Н. В. Москвина. — Москва: Смысл, 2011–367 с.
- Москвин, В. А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии): диссертация... доктора психологических наук: 19.00.02 [Текст] / В. А. Москвин. — Уфа, 2003. — 368 с.
- Москвин, В.А., Москвина Н. В. Леворукость в спорте высших достижений [Текст] / В. А. Москвин, Н. В. Москвина // Спортивный психолог. — 2010. — № 2 (20). — С. 25–29.
- Окладников, В. И. Личность: типология, адаптация, коррекция [Текст]: монография / В. И. Окладников. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2010. — 216 с.