Влияние латеральной организации мозга на эмоциональные особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 13.01.2024

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Комиссарова, О. В. Влияние латеральной организации мозга на эмоциональные особенности / О. В. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 417-420. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110094/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исследование направлено на выявление влияния латеральной организации мозга на эмоциональные особенности у человека. Методика классификации типов латеральной организации мозга по доминированию активности в организации моторных и сенсорных функций применялась для группы из 220 участников, которых мы разделили на пять категорий: «чистые» левши, «чистые» правши, амбидекстры, леворукие и праворукие. Используя личностные методики, были оценены тревожность, ригидность, фрустрация и агрессивность. Результаты подтверждают существование статистически значимых различий в эмоциональных особенностях между группами с различными типами латеральной организацией мозга. Это свидетельствует о важности учета индивидуальной латеральной организации мозга при анализе эмоциональной сферы личности.

Ключевые слова: латеральная организация мозга, эмоциональные особенности, шкала тревожности, ригидности, фрустрации, агрессивности, психические состояния, личностные методики.

Вопросы, связанные с латеральной организацией мозга и её воздействием на эмоциональные проявления личности, стали объектом интереса многих исследователей, включая Доброхотову Т. П., Брагину Н. Н., Ермакова П. Н., Костандова Э. А., Москвина В. А., Фишмана М. Н., а также зарубежных специалистов вроде Hellige, Blum, Ott, Frasnelli, MacNeilage и др [1.2]. Предположение о том, что различия в латеральной организации мозга могут сказываться на эмоциональной сфере человека, обосновывается результатами предыдущих исследований. Множество данных указывают на зависимость эмоционально-личностной сферы от преобладания активности одного из полушарий головного мозга [3].

Исследование влияния латеральной организации мозга на эмоциональные особенности становится особенно актуальным в контексте процесса латерализации функций и изменения асимметрии между полушариями головного мозга в процессе развития индивида [4.5].

В данном исследовании мы использовали методики, предложенные Е. Д. Хомской и Н. Н. Приваловой в 1995 году, для классификации типов латеральной организации мозга. Эти методики позволяют определить индивидуальный профиль латеральной организации мозга на основе доминирования активности мозга в организации моторных и сенсорных функций. В исследовании приняли участие 220 испытуемых, которые были разделены на пять групп в соответствии с типами латеральной организации (таблица 1, рисунок 1).

Таблица 1

Индивидуальный профиль латеральной организации мозга

ИПЛО

Абс

%

«Чистые» левши

14

6,6

«Чистые» правши

61

28,7

Амбидекстр

49

22,8

Леворукие

11

5,3

Праворукие

65

36,6

Представленные данные отражают распределение индивидуального профиля латеральной организации мозга у 220 участников. Из них 14 человек (6,6 %) являлись «чистыми» левшами, проявляющими правостороннее доминирование мозга в организации моторных и сенсорных функций. С другой стороны, 61 человека (28,7 %) представляют собой группу «чистых» правшей, показавших левостороннее доминирование активности мозга в организации моторных и сенсорных функций.

Категория амбидекстров, состоящая из 49 человек (22,8 %), которые обладают равными левосторонними и правосторонними сенсорными и моторными признаками. Кроме того, 11 леворуких человек (5.3 %), которые предпочитают левую руку, но также способны использовать правую в некоторых ситуациях, и 65 праворуких (36.6 %).

Индивидуальный профиль латеральной организации мозга

Рис. 1. Индивидуальный профиль латеральной организации мозга

На втором этапе исследования были выявлены эмоциональные особенности у лиц с различными типами латеральной организации мозга с использованием личностных методик.

Результаты показали статистически значимые различия в уровне тревожности между группами «чистых» левшей и «чистых» правшей, «чистых» правшей и леворукими, амбидекстрами и леворукими, а также между леворукими и праворукими. Группа «чистых» левшей проявила более высокий уровень тревожности по сравнению с группой «чистых» правшей, а леворукие демонстрировали более высокий уровень тревожности по сравнению с «чистыми» правшами, амбидекстрами и праворукими (рисунок 2).

Шкала тревожности

Рис. 2. Шкала тревожности

Анализ показал статистически значимые различия в уровне ригидности между группами «чистых» правшей и амбидекстров, а также между амбидекстрами и праворукими (рисунок 3).

Шкала ригидности

Рис. 3. Шкала ригидности

Уровень фрустрации статистически значимо различается между группами «чистых» левшей и «чистых» правшей, «чистых» правшей и амбидекстров, а также между «чистыми» правшами и леворукими и праворукими (рисунок 4).

Шкала фрустрации

Рис. 4. Шкала фрустрации

Статистически значимые различия в уровне агрессивности выявлены между «чистыми» левшами и «чистыми» правшами, леворукими, амбидекстрами и праворукими, подчеркивая более высокий уровень агрессивности у «чистых» левшей по сравнению с другими группами (рисунок 5).

Шкала агрессивности

Рис. 5. Шкала агрессивности

Результаты нашего исследования подчеркивают влияние типа латеральной организации мозга на эмоциональные особенности личности. Обнаруженные различия в тревожности, ригидности, фрустрации и агрессивности между разными группами, основанные на типе предпочтительной латеральности, указывают на важность учета индивидуальной латеральной организации мозга при изучении эмоциональных аспектов человеческой психики.

Литература:

  1. Особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса / А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая, Е. В. Дымыдюк. — Текст: непосредственный // Вестник СурГУ. Медицина. — 2011. — № № 3 (9).
  2. Кроткова, О. А. Психофизическая проблема и асимметрия полушарий мозга / О. А. Кроткова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2014. — № 3.
  3. Васильчикова, В. В. Специфика протекания стрессовых реакций у людей с различной латеральной организацией мозга / В. В. Васильчикова, Ю. С. Думиникэ. — Текст: непосредственный // Армия и общество. — 2009. — № 2.
  4. Грабиненко, Е. В. Особенности функциональной асимметрии мозга и коэффициента латерализации спортсменов в зависимости от специализации / Е. В. Грабиненко, В. В. Журба. — Текст: непосредственный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2017. — № 3(6)
  5. Взаимосвязи психометрических и вегетативных показателей в процессе выполнения учебной нагрузки / А. П. Астащенко, О. В. Комиссарова, Е. В. Дорохов [и др.]. — Текст: непосредственный // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2020. — № № 80.
Основные термины (генерируются автоматически): латеральная организация мозга, группа, индивидуальный профиль, правша, левша, важность учета, высокий уровень тревожности, головной мозг, индивидуальная латеральная организация, шкала тревожности.


Ключевые слова

психические состояния, латеральная организация мозга, эмоциональные особенности, шкала тревожности, ригидности, фрустрации, агрессивности, личностные методики

Похожие статьи

Влияние сенсорной депривации на поведенческие особенности и уровень тревожности у студентов, употребляющих психоактивные вещества

В статье рассмотрены особенности зрительной депривации как одного из стрессоров в урбанистической среде обитания человека. Представлены результаты эмпирического исследования зрительной депривации на психоэмоциональное состояние и поведенческие особен...

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Влияние особенностей интероцепции на пищевое поведение

В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены зако...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении

В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное зн...

Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте

Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлен...

Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности

Рассмотрена проблема влияния Я – функций женщины на формирование стиля переживания беременности. Полученные данные указывают на наличие значимой прямой связи. У женщин с адекватным стилем переживания беременности преобладают конструктивные Я - функци...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей с расстройством аутистического спектра

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхар...

Похожие статьи

Влияние сенсорной депривации на поведенческие особенности и уровень тревожности у студентов, употребляющих психоактивные вещества

В статье рассмотрены особенности зрительной депривации как одного из стрессоров в урбанистической среде обитания человека. Представлены результаты эмпирического исследования зрительной депривации на психоэмоциональное состояние и поведенческие особен...

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Влияние особенностей интероцепции на пищевое поведение

В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены зако...

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта и внутренней картины болезни при шизофрении

В настоящее время изученность психических заболеваний, в частности шизофрении вышла на относительно более серьезный уровень, по сравнению с опытом прошлых лет [3]. Внутренняя картина болезни [1] как субъективные переживания больного имеют огромное зн...

Влияние типов привязанности на восприятие Я-концепции в подростковом возрасте

Данная статья затрагивает значимую тему, которая может помочь лучше понимать подростков и их психологическое благополучие. И посвящена изучению особенностей Я-концепции подростков с различными типами привязанности. В ходе исследования было установлен...

Влияние личностных особенностей женщин на стиль переживания беременности

Рассмотрена проблема влияния Я – функций женщины на формирование стиля переживания беременности. Полученные данные указывают на наличие значимой прямой связи. У женщин с адекватным стилем переживания беременности преобладают конструктивные Я - функци...

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Исследование представлений о схеме собственного тела у детей с расстройством аутистического спектра

В статье описаны особенности схемы тела детей с РАС, представлена диагностическая процедура представления о схеме тела у детей с аутизмом. Описаны методики диагностики: «Модифицированная карта наблюдений сенсомоторного развития детей Эрнста Й. Кипхар...

Задать вопрос