Исследование направлено на выявление влияния латеральной организации мозга на эмоциональные особенности у человека. Методика классификации типов латеральной организации мозга по доминированию активности в организации моторных и сенсорных функций применялась для группы из 220 участников, которых мы разделили на пять категорий: «чистые» левши, «чистые» правши, амбидекстры, леворукие и праворукие. Используя личностные методики, были оценены тревожность, ригидность, фрустрация и агрессивность. Результаты подтверждают существование статистически значимых различий в эмоциональных особенностях между группами с различными типами латеральной организацией мозга. Это свидетельствует о важности учета индивидуальной латеральной организации мозга при анализе эмоциональной сферы личности.
Ключевые слова: латеральная организация мозга, эмоциональные особенности, шкала тревожности, ригидности, фрустрации, агрессивности, психические состояния, личностные методики.
Вопросы, связанные с латеральной организацией мозга и её воздействием на эмоциональные проявления личности, стали объектом интереса многих исследователей, включая Доброхотову Т. П., Брагину Н. Н., Ермакова П. Н., Костандова Э. А., Москвина В. А., Фишмана М. Н., а также зарубежных специалистов вроде Hellige, Blum, Ott, Frasnelli, MacNeilage и др [1.2]. Предположение о том, что различия в латеральной организации мозга могут сказываться на эмоциональной сфере человека, обосновывается результатами предыдущих исследований. Множество данных указывают на зависимость эмоционально-личностной сферы от преобладания активности одного из полушарий головного мозга [3].
Исследование влияния латеральной организации мозга на эмоциональные особенности становится особенно актуальным в контексте процесса латерализации функций и изменения асимметрии между полушариями головного мозга в процессе развития индивида [4.5].
В данном исследовании мы использовали методики, предложенные Е. Д. Хомской и Н. Н. Приваловой в 1995 году, для классификации типов латеральной организации мозга. Эти методики позволяют определить индивидуальный профиль латеральной организации мозга на основе доминирования активности мозга в организации моторных и сенсорных функций. В исследовании приняли участие 220 испытуемых, которые были разделены на пять групп в соответствии с типами латеральной организации (таблица 1, рисунок 1).
Таблица 1
Индивидуальный профиль латеральной организации мозга
ИПЛО |
Абс |
% |
«Чистые» левши |
14 |
6,6 |
«Чистые» правши |
61 |
28,7 |
Амбидекстр |
49 |
22,8 |
Леворукие |
11 |
5,3 |
Праворукие |
65 |
36,6 |
Представленные данные отражают распределение индивидуального профиля латеральной организации мозга у 220 участников. Из них 14 человек (6,6 %) являлись «чистыми» левшами, проявляющими правостороннее доминирование мозга в организации моторных и сенсорных функций. С другой стороны, 61 человека (28,7 %) представляют собой группу «чистых» правшей, показавших левостороннее доминирование активности мозга в организации моторных и сенсорных функций.
Категория амбидекстров, состоящая из 49 человек (22,8 %), которые обладают равными левосторонними и правосторонними сенсорными и моторными признаками. Кроме того, 11 леворуких человек (5.3 %), которые предпочитают левую руку, но также способны использовать правую в некоторых ситуациях, и 65 праворуких (36.6 %).
Рис. 1. Индивидуальный профиль латеральной организации мозга
На втором этапе исследования были выявлены эмоциональные особенности у лиц с различными типами латеральной организации мозга с использованием личностных методик.
Результаты показали статистически значимые различия в уровне тревожности между группами «чистых» левшей и «чистых» правшей, «чистых» правшей и леворукими, амбидекстрами и леворукими, а также между леворукими и праворукими. Группа «чистых» левшей проявила более высокий уровень тревожности по сравнению с группой «чистых» правшей, а леворукие демонстрировали более высокий уровень тревожности по сравнению с «чистыми» правшами, амбидекстрами и праворукими (рисунок 2).
Рис. 2. Шкала тревожности
Анализ показал статистически значимые различия в уровне ригидности между группами «чистых» правшей и амбидекстров, а также между амбидекстрами и праворукими (рисунок 3).
Рис. 3. Шкала ригидности
Уровень фрустрации статистически значимо различается между группами «чистых» левшей и «чистых» правшей, «чистых» правшей и амбидекстров, а также между «чистыми» правшами и леворукими и праворукими (рисунок 4).
Рис. 4. Шкала фрустрации
Статистически значимые различия в уровне агрессивности выявлены между «чистыми» левшами и «чистыми» правшами, леворукими, амбидекстрами и праворукими, подчеркивая более высокий уровень агрессивности у «чистых» левшей по сравнению с другими группами (рисунок 5).
Рис. 5. Шкала агрессивности
Результаты нашего исследования подчеркивают влияние типа латеральной организации мозга на эмоциональные особенности личности. Обнаруженные различия в тревожности, ригидности, фрустрации и агрессивности между разными группами, основанные на типе предпочтительной латеральности, указывают на важность учета индивидуальной латеральной организации мозга при изучении эмоциональных аспектов человеческой психики.
Литература:
- Особенности функционального состояния организма студентов с разным профилем асимметрии полушарий головного мозга в условиях экзаменационного стресса / А. Н. Поборский, М. А. Юрина, Ж. Н. Лопацкая, Е. В. Дымыдюк. — Текст: непосредственный // Вестник СурГУ. Медицина. — 2011. — № № 3 (9).
- Кроткова, О. А. Психофизическая проблема и асимметрия полушарий мозга / О. А. Кроткова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2014. — № 3.
- Васильчикова, В. В. Специфика протекания стрессовых реакций у людей с различной латеральной организацией мозга / В. В. Васильчикова, Ю. С. Думиникэ. — Текст: непосредственный // Армия и общество. — 2009. — № 2.
- Грабиненко, Е. В. Особенности функциональной асимметрии мозга и коэффициента латерализации спортсменов в зависимости от специализации / Е. В. Грабиненко, В. В. Журба. — Текст: непосредственный // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2017. — № 3(6)
- Взаимосвязи психометрических и вегетативных показателей в процессе выполнения учебной нагрузки / А. П. Астащенко, О. В. Комиссарова, Е. В. Дорохов [и др.]. — Текст: непосредственный // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2020. — № № 80.