Использование методики Strength Deployment Inventory (SDI) в разрешении конфликтных ситуаций в коллективе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 625 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Е. А. Использование методики Strength Deployment Inventory (SDI) в разрешении конфликтных ситуаций в коллективе / Е. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62969/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению использования методики SDI в качестве инструмента разрешения конфликтов в коллективе. В статье приведены результаты эмпирического исследования, на основе которого сделаны выводы о целесообразности использования данной методики в урегулировании организационных конфликтов.

Ключевые слова: конфликт, управление конфликтом, эмоциональная компетентность, мотивация, Strength Deployment Inventory, SDI.

This article is devoted to the consideration of SDI methodology as a tool for resolving conflicts in a team. The article presents the results of empirical research, which allowed to make conclusions about the feasibility of using these techniques in resolving organizational conflicts.

Keywords: conflict, conflict management, emotional competence, motivation, Strength Deployment Inventory (SDI).

В современном мире в условиях экономической модернизации и повышения в обществе уровня социальной напряженности формирование новых технологий управления конфликтами в организации становится объективной необходимостью.

Несмотря на то, что конфликты в организациях считаются естественным и даже необходимым явлением, большинство работников ожидаемо предпочитают работать в положительном социально-психологическом климате, с дружественной и благоприятной атмосферой. Считается, что значительное влияние на удовлетворенность трудом сотрудников компании оказывает отсутствие деструктивных конфликтов в организации. [1]

Целью исследования является обоснование оправданности использования методики Strength Deployment Inventory (SDI) в урегулировании организационных конфликтов.

Объект исследования — способы разрешения конфликтов в организации.

Предмет исследования — конфликтные ситуации в организации.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

– провести эмпирическое исследование причин возникновения конфликтных ситуаций на примере российского подразделения международной компании PricewaterhouseCoopers;

– обосновать применимость методики SDI в урегулировании организационных конфликтов.

Для решения поставленных задач использовался метод сбора, анализа и систематизации информации, а также метод анкетирования.

В исследовании приняли участие 53 сотрудника российского подразделения компании PricewaterhouseCoopers (PwC), из них 34 женщины и 19 мужчин. Уровни должностей респондентов: специалист (Associate), старший специалист (Senior Associate), менеджер (Manager) и старший менеджер (Senior Manager). Возраст респондентов: от 23 до 35 лет.

В ходе исследования было выявлено, что по частоте появления 83 % конфликтов в PwC относятся к внутригрупповым, а оставшиеся 17 % — к межгрупповым (рисунок 1).

Рис. 1. Наиболее часто встречающиеся типы конфликтов в PwC

Результаты анкетирования, направленного на выявление основных типов внутригрупповых конфликтов в организации, приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Основные типы внутригрупповых конфликтных ситуаций в PwC

По результатам исследования можно видеть, что наибольший удельный вес имеют конфликты между руководителем и подчиненным — на это указали 59 % ответивших. На втором месте конфликты между членами группы — 26 % ответов. Следующий тип конфликтов — функционально-ролевые, на что указали ответы 15 % респондентов.

На следующем этапе анкетирования были выявлены основные причины внутригрупповых конфликтов в организации (результаты представлены на рисунке 3).

Рис. 3. Источники и причины возникновения конфликтов в организации

Можно сделать вывод, что самой частой причиной возникновения конфликтных ситуаций являются неудовлетворительные коммуникации — на это указали ответы 49 % респондентов. Неполная или неточная информация, отсутствие необходимой информации — это частая проблема. Несовершенные каналы коммуникации зачастую выступают не только в качестве причины конфликта, но и как деструктивное следствие конфликта [2].

На втором месте — личностные особенности членов группы (их отметили 24 % респондентов), и далее 19 % у стиля руководства и 8 % у ролевых неопределенностей.

Для профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в организации предлагается использовать методику SDI (Strength Deployment Inventory). Это одна из уникальных методик для развития самоосознания и эмоционального интеллекта, основанная на теории построения отношений Э. Х. Портера. Методика разработана компанией Personal Strengths Publishing, Inc.

SDI с помощью набора эффективных инструментов дает возможность понять мотивы и ценности, стоящие за поведением человека, и на основе этого понимания управлять конфликтом.

Эта методика рассматривает мотивы — именно они управляют поведением людей и способами их взаимодействия с другими. В SDI выделено три основных положения [3]:

– поведение человека основано на намерении добиться личной значимости;

– поведение человека изменяется в условиях конфликта;

– личные фильтры влияют на наше восприятие себя и других людей.

С помощью распознавания мотивационных ценностей (личных и других людей) увеличиваются способности эффективного взаимодействия и решения конфликтов.

Типология мотиваций, предложенная в SDI:

– альтруистически-поддерживающая мотивация — забота о защите, росте и благополучии других;

– настойчивая-устремленная мотивация — забота о выполнении задания; организации людей, времени, денег и других ресурсов для достижения желаемых результатов;

– аналитически-независимая мотивация — забота о том, чтобы выполнение задания было тщательно продуманно, что поддерживается необходимый установленный порядок;

– гибкая-гармоничная мотивация — заинтересованность в гибком отношении, благополучии всей группы, многообразии и вовлеченности, сохранении целостности всей группы;

– настойчивая поддерживающая мотивация — забота о защите, росте и благополучии других путем обучения, поддержки, ведущих к выполнению задания, а также проявления лидерских способностей при достижении целей;

– рассудительно-соревновательная мотивация — заинтересован в рассудительном подходе, справедливости, лидерстве, порядке и честной конкуренции;

– предусмотрительно-поддерживающая мотивация — забота об утверждении и развитии самодостаточности и самостоятельности для себя и других людей; заинтересован в продуманной и справедливой поддержке других людей.

Первые четыре типа являются основными. Оставшиеся три типа являются промежуточными.

Люди с разными типами мотиваций не всегда понимают друг друга из-за разницы в мотивах, отсюда возникают и недовольство коммуникациями, и неприятие личностных особенностей.

Сотрудники с разными типами мотивации будут при коммуникации использовать те слова и аргументы, которые удовлетворили бы их самих. На практике это часто приходит к возникновению конфликтных ситуаций, т. к. к каждому типу нужен свой подход. Используя SDI и руководствуясь особенностями взаимодействия с конкретным типом мотивации личности, можно повысить эффективность взаимодействия и значительно снизить количество возникающих в организации конфликтов.

В SDI подход заключается в том, чтобы помочь людям понять, как их мотивы управляют их поведением, как эти мотивы и поведение меняются в различных ситуациях и как лучше понять мотивы и поведение других. Это подход, который формирует эффективные команды и создает крепкие отношения.

На основании исследования можно сделать вывод, что применение SDI в разрешении организационных конфликтов является обоснованным.

Литература:

  1. Александрова Н. А. Удовлетворенность трудом как фактор снижения кадровых рисков//Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. — Екатеринбург: Изд-во: Уральский государственный университет им. М. Горького, 2010. — С. 206–209.
  2. Александрова Н. А., Галюк А. Д., Шестопалова О. Н. Социология. — Екатеринбург: УрГУПС, 2016. — 134 с.
  3. TotalSDI: Strengths-Based Assessments [сайт]. URL: https://totalsdi.com/
Основные термины (генерируются автоматически): SDI, конфликт, выполнение задания, поведение человека, забота, методика, мотив, ситуация, тип.


Похожие статьи

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных навыков учащихся

В статье авторы совместно исследуют процесс преподавания через подход Lesson Study, с целью развития мыслительных навыков и повышения уровня успеваемости учащихся. Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации. Излагаемый опыт...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Использование ИКТ в технологической подготовке для школы и вуза

В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения программного обеспечения для психологического тестирования в процессе профильного самоопределения школьника, профессиональной ориентации студента, выявления профессиональной пригодности ра...

Похожие статьи

Использование подхода Lesson Study для развития мыслительных навыков учащихся

В статье авторы совместно исследуют процесс преподавания через подход Lesson Study, с целью развития мыслительных навыков и повышения уровня успеваемости учащихся. Авторы описывают эффективность подходов Lesson Study и дифференциации. Излагаемый опыт...

Эффективность иммерсионной билингвальной модели при обучении детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос эффективности раннего билингвизма, анализируются точки зрения ученых по поводу влияния двуязычия в дошкольном возрасте на когнитивные способности ребенка. Приведен анализ учебно-методического комплекса, максимально при...

Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов

Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Использование когнитивных стратегий на уроках информатики

В статье представлен материал исследовательской практики по использованию когнитивных стратегий на уроках информатики. Исследование выполнено в рамках проекта «Action research», на базе средней школы № 7. Согласно цели исследования конкретизировано п...

Формирование межкультурной компетенции с помощью тренинг-программ

В статье рассматриваются тренинг-программы как способ организации процесса формирования межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выявление лингводидактического потенциала тренинг программ, выделение параметро...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Использование ИКТ в технологической подготовке для школы и вуза

В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения программного обеспечения для психологического тестирования в процессе профильного самоопределения школьника, профессиональной ориентации студента, выявления профессиональной пригодности ра...

Задать вопрос