В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с применением информационно-коммуникационных технологий в различных сферах. Внимание акцентируется на опыте зарубежных стран, прогрессирующих во внедрении и развитии медиации в ее традиционном и современном понимании.
Ключевые слова: медиация, медиация в образовании, медиатор, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-медиация.
Современное образование требует от педагогов и учеников компетентности в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, новые технологии расширяют границы познания, что положительно сказывается на мыслительном процессе и уровне владения информацией в той или иной сфере. Во-вторых, образовательные учреждения любого статуса готовят современных специалистов, которые должны максимально владеть знаниями и навыками новой эпохи. В статье рассмотрены методы онлайн-медиации в широком смысле и впоследствии спроецированы на применение в образовательной системе.
В данном случае управление информацией осуществляется как медиаторами, так и программными обеспечениями. Информационно-коммуникационные технологии в разрешении конфликтов именуются четвертой стороной. Четвертая сторона в ходе урегулирования споров дает ряд возможностей и воспринимается наравне с третьей — медиатором. В процессе реализации процедур автоматизации переговоров четвертая сторона занимает нейтральное место и может играть роль третьей стороны для нахождения способов разрешения противоречий [1].
Единого терминологического стандарта по разрешению споров в интернет-пространстве на данный момент не существует. Это связано со сравнительно недавним использованием современных технологий в урегулировании конфликтов. В России данный метод только делает первые шаги.
Чаще всего онлайн-медиация именуется как: интернет-разрешение споров, электронное разрешение споров, электронно-альтернативное регулирование споров и онлайново-альтернативное регулирование споров. В английском языке самым популярным термином является «онлайн урегулирование (разрешение) споров» (ОРС) — применение интернет-технологий при урегулировании споров с соблюдением основных принципов надлежащей процедуры [2, с. 175, 180].
Платформы ОРС в качестве четвертой стороны дают возможность предоставлять информацию в удобной форме, отправлять автоматические ответы, перефразировать претензионные письма (блокируя слова-конфликтогены), контролировать загруженности медиаторов, ранжировать приоритеты в конфликте [3].
Первыми методы онлайн-медиации стали использовать США в 1996 году. Тогда ОРС применялись в урегулировании споров по поводу распределения доменных имен. Наглядным примером является Политика разрешения споров в области доменных имён, которые используют владельцы торговых марок в борьбе с киберсквоттингом.
В Европе онлайн-процедура разрешения споров началась с Европейской Процедуры урегулирования малых претензий в 2009 году. Процедура применяется для разрешения трансграничных споров. Урегулирование осуществляется в письменной форме при использовании информационно-коммуникационных технологий (электронная почта, видеоконференций и т. д.) [4].
Широко используются методы онлайн-медиации в коммерческой среде или юридической в виде онлайн-сервисов, платформ. Например, в системе электронных аукционов международной торговой площадки eBAY ОРС используется в качестве инструмента для профилактики возникновения споров. В потребительской среде механизмы ОРС используются с целью доступности правосудия [5].
В судебной медиации в Великобритании пользуется популярностью система для урегулирования споров по возмещению вреда жизни, здоровью, имуществу вследствие дорожно-транспортных происшествий — RTA PI Claims Portal [6]. Система позволяет в досудебном порядке обменяться претензиями обеим сторонам и разрешить конфликтную ситуацию. Портал действует как онлайн-медиатор, предлагая нейтральную форму для проведения переговоров и достижения соглашения.
Алгоритмизированный процесс технологий или разрешение споров на основе технологий основывается на программном обеспечении и коммуникационных каналах, которые выступают в качестве медиатора [7].
Еще одним методом внесудебной медиации с применением современных технологий является номинет, обеспечивающий онлайн-медиацию между владельцами доменных имен и правообладателями торговых марок. Процедура называется «неформальной медиацией», где в течение трех дней номинет рассматривает отзыв на претензию заявителя. Медиация происходит, если ответчик не направляет свой ответ [8].
В США используют интересную практику по расширению сферы восстановительных практик с помощью комнаты виртуального мира. Это касается платформ социальных сетей, которые стали центром киберзапугивания для молодежи. Предлагается виртуализировать практики реституционного правосудия в качестве средства более эффективного вовлечения молодежи в онлайн-агрессию, а также предоставить дополнительный инструмент для практикующих реституционного правосудия, учитывая ограничения по времени и ресурсам, в которых они работают. Онлайн-решение направлено на посредничество и разрешение конфликтов между пользователями, а также на расширение возможностей участия молодежи с преимуществами подключения и устойчивости платформ социальных сетей [9].
Распространенными методами онлайн-медиации, помимо создания интернет-платформ и сервисов, являются конференц-связь, видео-конференц-связь, скайп, электронная почта, чаты. В любом случае новые технологии позволяют сторонам конфликта и медиатору урегулировать спора независимо от местонахождения.
Информационно-коммуникационные технологии в работе медиатора применительно к образованию моделируют и анализируют конфликтные ситуации; разрабатывают опросы, анкеты, тесты; автоматизируют обработку полученных результатов при помощи информационных средств; внедряют мультимедийные средства для визуализации контента; предоставляют ресурсы для оперативного получения информации; расширяют информационные границы посредством электронных ресурсов и библиотек [10].
На портале сервисов образования предложено множество шаблонов, на основе которых можно создать веб-сервисы для урегулирования конфликтов [11]. Использование онлайн-анкетирования позволяет медиатору своевременно оценить негативные стороны в образовательном отношении, проанализировать социально-психологический климат в школе, предотвратить зарождающийся конфликт. Примеры онлайн-редакторов для создания тестов и опросов: Simpoll [12] и Online Test Pad [13]. В качестве памятки по возникшей или ожидаемой проблеме используются офисные программы по созданию буклетов, например, Microsoft Publisher [14].
Для медиатора важно диагностировать конфликт и проанализировать его причины, а ИКТ позволяют проводить исследования в интерактивном режиме, упрощая и ускоряя процесс подготовки. В данном случае используются сервисы, позволяющие быстро подготовить вопросы анкеты и получить результаты опроса в виде отчета с обобщенными данными.
Ранее говорилось о создании веб-сайтов для урегулирования конфликтов в различных сферах деятельности, но и для системы образования данный метод будет эффективен. Например, веб-сайт может стать онлайн-платформой для Школьной службы медиации, где будут размещаться актуальная информация, анкеты, которые дают оценку действительности и подбирают медиатора. Одним из бесплатных сервисов для создания подобной платформы может быть Wix [15].
Границы между медиацией и онлайн-медиацией размыты, так как и в том, и в другом случае используются идентичные модели и тактики урегулирования споров, за исключением внедрения информационно-коммуникационных технологий в качестве четвертой стороны или третьей (в случае с автоматизированной обработкой данных). При этом современные технологии только усиливают альтернативный способ разрешения споров и информированность родителей, учеников.
Популярностью модели онлайн-медиации пользуются в коммерческой среде, в юриспруденции, поэтому анализ урегулирования споров посредством ИКТ основывался на различных сферах деятельности. Исследование показало, что большинство моделей онлайн-медиации из разных аспектов могут использоваться и используются в образовательной среде, в большей степени за рубежом. Однако детализированный механизм проведения онлайн-медиации зависит от ее целей и сферы проведения.
Литература:
- Авдеев, М. Онлайн медиация востребована в России / emediator. — 2016. URL: https://emediator.ru/index.php/investigations/1074-online-mediation-in-russia.
- García Alvaro, J. A. Online Dispute Resolution: Uncharted Territory // Vindobona Journal of International Commercial Law and Arbitration. — 2003. — С. 175, 180.
- Авдеев, М. Четвертая сторона в конфликте — онлайн технология разрешения споров / emediator. — 2017. URL: https://emediator.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=556:4-aya-storona-v-spore-tekhnologiya&catid=9:education-news.
- Онлайн-урегулирование споров // International commercial arbitration court. — 2014. URL: http://www.worldarbitration.center/ru/on-line/.
- Micklitz, H. W. The Future of Consumer Law — Plea for a Movable System // Journal of European Consumer and Market Law 5. — 2013.
- Авдыев, М. А. Сервисы разрешения споров онлайн: избранные кейсы // Современные технологии управления. — № 8 (56). — 2015. URL: http://sovman.ru.
- Trent and Rule «Moving Arbitration Online» // New York Law Journal. — 2013.
- DRS Procedure r.7. — 2014. URL: http://www.nominet.org.uk/disputes/when-use-drs/policy-and-procedure/drs-procedure.
- Macbeth, J., Elsaesser, С. Online school conflicts: expanding the scope of restorative practices with a virtual peace room // Contemporary Justice Review. — 2019. URL: https://doi.org/10.1080/10282580.2019.1672047.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная моногр. / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 2004. — 392 с.
- Web сервисы для образования. URL: https://sites.google. com/site/badanovweb2.
- Удобный конструктор опросов и форм обратной связи // simpoll. URL: http://simpoll.ru/.
- Конструктор тестов и опросов // onlinetestpad. URL: https://onlinetestpad.com/ru.
- Воронина, О. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности медиатора образовательного учреждения // Гуманитарные исследования. — № 3 (20). — 2018.
- WIX // Официальный портал для создания сайтов ru.wix. URL: https://ru.wix.com.