Медиация в современной школе: как провести беседу с участниками конфликта? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 07.01.2019

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Калиткина, Е. В. Медиация в современной школе: как провести беседу с участниками конфликта? / Е. В. Калиткина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 153-154. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55352/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматриваются стадии примирительных процедур в конфликте.

Ключевые слова: конфликт, медиация, медиатор.

Современная школа — открытая динамическая площадка, сложная многоуровневая система, взаимосвязанная сотней невидимых связей. Каждый участник образовательного процесса каждый день вступает в различные коммуникации, по-разному выстраивая данные взаимоотношения. Результатом таким отношений могут быть и конфликты.

Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. [1]. Мы сами ежедневно становимся и свидетелями, и участниками конфликтов: огрызания прохожих, ссоры в транспорте, в очереди в магазинах, не уступают на дорогах и водители. Наши дети постепенно привыкают к тому, что потасовка — единственный выход из сложившейся ситуации, а в жизни, у людей, как и животных, все решает закон выживания.

Разрешать конфликты, выяснять отношения не кулаками, не оскорблениями, а мирным способом, путем переговоров — вот истинное искусство! Но, к сожалению, не каждый взрослый владеет данными умениями. Для того, чтоб обучать детей разрешению конфликтов, в России в школах организуются службы примирения. С 1 января 2011 года в российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» (№ 193 — ФЗ).

Медиация — переговоры, с участием третьей нейтральной стороны, которая заинтересована лишь в том, чтоб спор решился максимально эффективно для конфликтующих сторон. Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами; понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Специалист службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины своего поступка. [3].

Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре ключевых принципа ее реализации:

1) Первый принцип — нейтральность (независимость) медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Он не заинтересован в каком-то конкретном решении, не принимает ни чью из сторон конфликта. Более того, он не принимает решения за стороны, он лишь стимулирует участников беседы к поиску оптимальных вариантов разрешения конфликтной ситуации. Задача медиатора — грамотно организовать пространство для эффективных переговоров.

2) Второй принцип– добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса медиации в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит только с согласия сторон.

Стоит отметить, что чаще всего к медиатору (третье стороне) обращается одна из сторон конфликта, задача медиатора — помочь выявить мотивы второй стороны и прийти к взаимному компромиссу.

3) Третий принцип — конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны, в свою очередь, могут распоряжаться полученной в процессе медиации информацией так, как они пожелают.

4) Четвертый принцип медиации — равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждой стороне равное количество времени и внимания.

Если соблюдать все принципы и чётко следовать логике в ходе медиации, то можно достичь договоренности, устраивающую каждую из сторон.

Процедура восстановительной медиации имеет определенную структуру, состоит из последовательных этапов, каждый из которых связан с остальными определенной цепочкой.

Этап 1 — начало процесса, проведение предварительной беседы с каждым участником конфликта по отдельности, создание благоприятной атмосферы в разговоре, оценка эмоциональной составляющей в данном конфликте, выяснение сути претензий.

Этап 2 — проведение повторной беседы с каждым их участников конфликта отдельно, с целью сбора и анализа информации, необходимой для медиатора, выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон, подготовка ко встрече конфликтующих сторон.

Этап 3 — проведение совместной беседы с участниками конфликта, налаживание взаимодействия между конфликтующими сторонами, установление атмосферы взаимопонимания, выслушивание точек зрения каждой из сторон, обдумывание вариантов решения проблемы.

Кокус — беседа с каждой стороной поочередно в индивидуальном порядке. Цель кокуса — подготовить участников конфликта к дальнейшим конструктивным переговорам.

Этап 4 — завершение процесса, проведение примирительной финальной встречи, заключение примирительного (мирового) соглашения (письменного или устного). Данное соглашение — еще одна возможность подвести итоги беседы и закрепить взаимные договоренности.

В школе заключение письменного примирительного договора может быть осуществлено для предоставления результатов встречи на педсовете, или на совете профилактики, где он может служить основанием для смягчения последствий обидчика [4; с.48].

В медиации все участники конфликта могут услышать другую сторону, чтоб понять, какие мотивы и претензии имеются. По продолжительности, медиация, в отличии от других примирительных процедур, может занимать гораздо больше времени, т. к. сторонам нужно гораздо больше времени для рассмотрения целого спектра вопросов и выработки единого решения.

Использование медиации в школе позволяет взрослым разрешать свои конфликты и конфликты детей более конструктивно, а детям учиться, выступая медиаторами в разрешении своих собственных конфликтов и конфликтах своих сверстников. Данная практика воспитывает чувство ответственности за принятие собственных решений. Участие в медиациях школьников, таким образом, делает их более самостоятельными и приспособленными к окружающей действительности, где качество договоренности начинает цениться все выше; школьники начинают ценить и уважать, прислушиваться к мнениям своего окружения.

Литература:

  1. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд. — М.: Эксмо, 2009.
  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)». От 27 июля 2010 г. № 193 — ФЗ.
  3. Донских И. Г. Убедить. Призвать. Добиться своего / И. Г. Донских. — Спб.: Речь, 2011.
  4. Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов. 5–9 кл.: практические занятия, тренинговые задания. / О. А. Уварова. — Волгоград: Учитель. — 123с.
Основные термины (генерируются автоматически): сторона, участник конфликта, конфликт, медиатор, процесс медиации, задача медиатора, процедура медиации, согласие сторон, сторона конфликта, ходя медиации.


Ключевые слова

конфликт, медиация, медиатор

Похожие статьи

Медиация как технология урегулирования конфликта

В данной научно-исследовательской работе авторами рассмотрено применение медиации как эффективного способа разрешения конфликтов. Рассмотрена роль и функции медиатора в процессе переговоров между субъектами конфликта. Автором проанализирован процесс ...

Примирение в арбитражном процессе: современное состояние

В статье автор характеризует современное состояние института примирения применительно к арбитражному процессу.

Медиация в корпоративных конфликтах

В статье рассмотрены преимущества медиации в разрешении корпоративных споров.

Медиация в гражданском процессе

В данной статье анализируется роль и значение медиации как одной из примирительных процедур в гражданском процессе.

Роль примирительных процедур в арбитражном процессе

В статье рассмотрены основные вопросы применения примирительных процедур в арбитражном процессе. Освещаются отдельные вопросы о статусе медиативного соглашения.

Трансактный анализ как инструмент разрешения межличностных конфликтов

В статье автор рассматривает различные определения понятия «межличностный конфликт», его особенности, различные способы урегулирования конфликтов, а также применение трансактного анализа для предотвращения и разрешения конфликтов.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Отличия медиации от других видов примирительных процедур

В статье рассмотрены отличия медиации от других видов примирительных процедур.

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Функциональное пространство конфликтов стадии предварительного расследования

В статье автор анализирует основные и дополнительные функции конфликта, который возникает на стадии предварительного следствия, чтобы показать продуктивность, как профилактики, так и разрешения подобного рода конфликтов в целях эффективного расследов...

Похожие статьи

Медиация как технология урегулирования конфликта

В данной научно-исследовательской работе авторами рассмотрено применение медиации как эффективного способа разрешения конфликтов. Рассмотрена роль и функции медиатора в процессе переговоров между субъектами конфликта. Автором проанализирован процесс ...

Примирение в арбитражном процессе: современное состояние

В статье автор характеризует современное состояние института примирения применительно к арбитражному процессу.

Медиация в корпоративных конфликтах

В статье рассмотрены преимущества медиации в разрешении корпоративных споров.

Медиация в гражданском процессе

В данной статье анализируется роль и значение медиации как одной из примирительных процедур в гражданском процессе.

Роль примирительных процедур в арбитражном процессе

В статье рассмотрены основные вопросы применения примирительных процедур в арбитражном процессе. Освещаются отдельные вопросы о статусе медиативного соглашения.

Трансактный анализ как инструмент разрешения межличностных конфликтов

В статье автор рассматривает различные определения понятия «межличностный конфликт», его особенности, различные способы урегулирования конфликтов, а также применение трансактного анализа для предотвращения и разрешения конфликтов.

Конфликт в системе «педагог — педагог»

В статье раскрывается понятие «конфликт», дается перечисление причин, влияющих на возникновение межличностных конфликтов у педагогов ОУ, перечисляются методы управления конфликтами, делается вывод и даются рекомендации.

Отличия медиации от других видов примирительных процедур

В статье рассмотрены отличия медиации от других видов примирительных процедур.

Медиация как технология социальной работы

В статье рассматриваются возможности применения медиации как технологии при разрешении конфликтов в социальной работе. Автор излагает свое видение данной процедуры в рамках классификации технологий социальной работы.

Функциональное пространство конфликтов стадии предварительного расследования

В статье автор анализирует основные и дополнительные функции конфликта, который возникает на стадии предварительного следствия, чтобы показать продуктивность, как профилактики, так и разрешения подобного рода конфликтов в целях эффективного расследов...

Задать вопрос