Речь и слух являются наиважнейшими компонентами передачи и получения информации. Если же один из этих компонентов нарушается, то эта деятельность затрудняется.
Для развития речи ребенка самое главное решающее значение имеет полноценный слух. Ребенок с первых дней своей жизни слышит речь взрослых, подражает ей и самостоятельно учится говорить. Самым важным в процессе развития речи ребенка является грамматический строй речи родного языка. Красивая и грамматически правильно оформленная речь — это результат всестороннего и гармоничного развития ребенка. Чем лучше ребенок усвоит все закономерности правильного построения фразы, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем шире будут его возможности в дальнейшем развитии и познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие, а значит и происходит полноценная подготовка ребенка к обучению.
В наши дни многие дети страдают теми или иными расстройствами слуха. Дети же с тяжелыми нарушениями слуха лишены возможности овладеть речью без специального аппарата и обучения. Своевременно выявленное нарушение слуха у детей и раннее начало оказание медицинской и педагогической помощи способствует не только качественному формированию устной речи, но и всестороннему гармоничному развитию ребенка в целом. Современное развитие техники, медицины и других наук позволили разработать новый метод помощи детям с нарушениями слуха — метод многоканальной кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация — это программа мероприятий, направленных на полноценную социальную адаптацию ребенка или взрослого с сенсоневральной тугоухостью IV ст. и глухотой [2].
Кохлеарный имплант является разновидностью слухового протеза. Его применяют в тех случаях, когда обычные слуховые аппараты не справляются или же присутствует большая потеря слуха. Кохлеарный имплант дает возможность воспринимать высокочастотные звуки с помощью электрической стимуляции слухового нерва. Не смотря на риск послеоперационных осложнений, трудоемкость послеоперационной реабилитации и чрезвычайную дороговизну, данный вид слухового протезирования пользуется большой популярностью [1, 3].
Как считают ведущие ученые Российского научно-пракатического центра аудиологии (Т. Г. Гвелесиани, С. Я. Косяков, Т. А. Таварткиладзе): в настоящее время, кохлеарное протезирование является единственным наиболее эффективным способом реабилитации детей с нарушением слуха [2].
После проведения кохлеарной имплантации пациенты нуждаются в послеоперационной речевой реабилитации, потому что сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после настройки слухового импланта ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию связной речи [3].
Коррекционная работа с детьми, имеющими кохлеарный имплант, предполагает развитие слухового восприятия, формирование речевого слуха. Постепенно появляется возможность нормализовать общее и речевое развитие ребенка.
В процессе слухоречевой реабилитации у детей с кохлеарным имплантом сохраняются такие особенности речи как, аграмматизмы, ограниченность словарного запаса и нарушение звукопроизношения. Особо слабой оказывается грамматическая сторона речи.
Поэтому проблема формирования грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха является одной из немаловажных проблем, находящихся на стыке сурдопедагогики и логопедии. Особенности овладения грамматическим строем речи, а так же одним из главных его составляющих, таким как предложно-падежных конструкций, у детей имеющих нарушения слуха проявляется в замедленном темпе усвоения, это обусловлено нарушением слуха разной степени и периодом потери слуха.
Как отмечают Р. М. Боскис, О. В. Зонтова, И. В. Королева, нарушение грамматического строя речи у детей с нарушенным слухом могут сохраняться вплоть до средних и старших классов. Как правило, это обусловлено нарушением слуха разной степени, а также возможными специфическими отклонениями в их психическом развитии. Таким образом, проблема усвоения грамматического строя речи у слабослышащих детей, является одной из достаточно актуальной и менее изученной.
В рамках предпринятого нами исследования, проводилось выявление особенностей сформированности грамматического строя речи у младших школьников после кохлеарной имплантации и у детей с нормальным слухом на базах МБОУ «СОШ № 31» Алтайского края г. Барнаул и МБОУ «Гимназия № 3» Республики Алтай г. Горно-Алтайска. В эксперименте приняли участие две группы детей младшего школьного возраста: нормально слышащие дети и дети после кохлеарной имплантации. Данное исследование было направленно на выявление особенностей и уровня сформированности грамматического строя речи. С этой целью была использована и адаптирована методика по обследованию грамматической стороны речи Г. В. Чиркиной.
Комплексное исследование проводилось индивидуально и состояло из 6 этапов, которые включали в себя ряд последовательных экспериментальных заданий. Исследование проходило в три этапа, кратко опишем каждый из них:
- На первом этапе нами проводился подбор, изучение и анализ специальных литературных источников по логопедии, педагогике и сурдопедагогике, проанализировав которые получилось изучить наиболее характерные особенности речевого развития у детей после кохлеарной имплантации.
- На втором этапе проводилось исследование грамматического строя речи с помощью адаптированной методики Г. В. Чиркиной, целью которого являлось выявление особенности грамматического строя речи у детей с кохлеарным имплантом.
Проанализировав полученные в ходе исследования данные, мы составили гистограмму, в которой выстроили соотношение уровней сформированности грамматического строя речи у нормально слышащих детей и детей имеющих кохлеарный имплант.
Данные результаты представлены в гистограмме на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности грамматического строя речи
- На третьем этапе был проведен анализ полученных данных в соответствии с объективными показателями.
Исходя из полученных данных мы выяснили, что большинство детей с нормальным слухом имеют высокий и выше среднего уровни сформированности грамматического строя речи. Большинство детей с кохлеарной имплантацией имеют выше среднего и средний уровни сформированности грамматического строя языка, и лишь один испытуемый имеет низкий уровень.
При проведении индивидуального обследования каждый из испытуемых детей показал хороший результат, низкий уровень речевого развития одного из испытуемых детей обусловлен тем, что он, вероятнее всего, имеет малую речевую практику, а так же индивидуальные психологические и физиологические особенности, отсутствие слухового опыта до имплантирования, что является немаловажным фактором при формировании грамматического строя речи. При выполнении заданий детям с кохлеарным имплантом требовалось более медленное и громкое произнесение инструкции к заданию, иногда инструкции дублировались, чтобы ребенок мог услышать и понять, что от него требуется. Дети после кохлеарной имплантации, не смотря на достаточно длительный период реабилитации, все равно имеют особенности в речи: аграмматизмы, нарушение звукопроизношения. Это является объяснением, почему некоторые дети показали низкий результат.
В процессе выполнения заданий эксперимента, в поведении детей были замечены: беспокойство, неусидчивость, рассеянность внимания, трудности слухового внимания и памяти, застенчивость и стеснение, дети с кохлеарным имплантом начинали быстро утомляться и отвлекаться от заданий, но эти особенности поведения не помешали детям показать хорошие результаты.
Проанализировав полученные данные, которые были показаны испытуемыми при проведении представленной адаптированной методики Г. В. Чиркиной по обследованию грамматического строя речи, которая состояла из 6 этапов, включавшие в себя ряд последовательных экспериментальных заданий, мы пришли к выводу о том, что уровень сформированности грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста после кохлеарной имплантации не слишком отличается от уровня речи детей с нормальным слухом. Тем не менее, мы выявили ряд особенностей, которые характерны для речи детей с кохлеарным имплантом. Речь таких детей аграмматична, присутствуют нарушения в звукопроизношении и грамматической стороне речи. Причиной этому является то, что дети после кохлеарного имплантирования проходят достаточно долгий процесс реабилитации, и учатся слышать себя и говорящих с ним людей. Для таких детей важен способ подачи информации, для более лучшего ее усвоения говорящий должен находится и говорить со стороны кохлеарного импланта медленно, произнося слова громче и четче, чем в процессе обычной разговорной речи.
Таким образом, в ходе проведенного эксперимента были получены данные о том, что развитие грамматического строя у детей после кохлеарной имплантации характеризуется качественным своеобразием, связанным со временем потери слуха и временем установки кохлеарного импланта, наличием слухового и речевого опыта до имплантации, и последующими особенностями слухоречевого развития из чего можно сделать вывод, что большинство детей после кохлеарной имплантации имеют достаточный уровень развития всех компонентов грамматической стороны речи.
Литература:
- Альтман, Я. А. Руководство по аудиологии. / Я. А. Альтман, А. Л. Левин, Г. А. Таварткиладзе. — М.: ДМК Пресс, 2003. — 360 с.
- Зонтова, О. В. Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации: Методические рекомендации. / О. В. Зонтова. –– СПб.: Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена, 2007
- Королева, И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. / И. В. Королева. — КАРО. СПб., 2009.