В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющие поражения слухового аппарата, возникла потребность в ранней диагностике и коррекции нарушений в развитии, так как наиболее эффективны коррекционные действия в раннем возрасте из-за того, что в этот период взросления формируются важные нервные процессы и после функционируют всю жизни. Построение правильной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекция нарушений развития, социальная адаптация является главными задачами, которые стоят перед педагогами.
По мнению Р. М. Боскис, слух является одним из наиболее важных условий нормального развития, обучения и воспитания детей. Нарушения слуха оказывают неоспоримое влияние на высшие психические функции (память, внимание, речь, мышление), дети с нарушенным слухом не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса для овладения речью.
Для эффективной реабилитации людей с нарушением слуха в последние годы стали использовать кохлеарную имплантацию, многие педагоги и врачи писали свои исследования, посвященные этой теме (И. В. Королева, Э. И. Миронова, А. И. Сатаева и другие) [1].
Кохлеарный имплант (кохлеарная имплантация) — это уникальное высокотехнологичное электронное устройство, специально разработанное для детей и взрослых с выраженной тугоухостью или полной потерей слуха, и обеспечивающее расширенное звуковосприятие, возможность понимания речи, в тех случаях, когда использование обычных слуховых аппаратов малоэффективно или полностью неэффективно.
Цель кохлеарной имплантации глухого ребенка является в том что, если операция прошла в раннем возрасте, то он научиться слышать и понимать обращенную речь, использовать речь для общения с окружающими людьми и для познания мира вокруг себя и благодаря ей он будет развиваться как все его здоровые сверстники.
После установки имплантата ребенок начинает слышать звуки, которые для него не несут смысла и сливаются в один шумовой поток, при проведении коррекционно-развивающей работы он учиться связывать звучание отдельных звуков с предметами или явлениями окружающие его. С пониманием речи, дела обстоят иначе, понять обращенную речь ребенок с кохлеарной имплантацией не может, так как значение и смысл сказанных слов, о правилах их изменения и соединении их в одно предложение информации слишком мало.
Во время коррекционных занятий ребенок с кохлеарной имплантацией быстро учиться повторять по подражанию отдельные звуки речи, слова и некоторые словосочетания, проводя систематическую коррекционно-развивающую работу с педагогами и родителями слуховые возможности развиваться намного быстрее.
Для развития навыков правильно слышать и понимать обращенную речь требуется длительная коррекционная работа, для преодолений нарушений в развитии ребенка с кохлеарной имплантацией, привлекаться психологи, дефектологи, сурдопедагоги, логопеды и родители.
И. В. Королева выделила и описала несколько этапов реабилитации слухового и речевого развития детей после кохлеарной имплантации [2, с. 98]:
- Начальный этап. В этот этап входит процесс формирования слухового и речевого восприятия с помощью имплантата, ребенок учиться привыкать слушать, дифференцировать и реагировать на звуки вокруг себя. Реакции на звуки появляться в бытовых и учебных ситуациях, главной задачей в этот период является привлечь внимание ребенка к процессу слушания, активизировать у детей спонтанную голосовую активность и произнесение звуков и слов по подражанию. В этой работе главная роль у родителей, они должны постоянно привлекать внимание ребенка к звукам окружающим звукам и поддерживать его интерес.
- Слуховое и речевое развитие. В этот период у ребенка развивается непроизвольное и произвольное внимание, он начинает понимать различие между звуками и запоминает их, у него появляется интерес к тому, что его окружает, и он спрашивает родителей, что означает тот или иной звук. Слухоречевая коррекционная работа происходит в рамках развития у ребенка речеязыковой системы, то есть накопление пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи и он активно пытается использовать речь для общения с окружающими людьми. Важной задачей в этом этапе является развитие слухового контроля собственной речи и формирование слухо-моторных координаций.
- Языковое развитие и развитие системы родного языка. Ребенок слышит, пользуется и получает на коррекционных занятиях информацию о родном языке. Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия грамматической стороны речи, ребенку нужно объяснить правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа и пр. Во время работы нужно обращать внимания ребенка на правильность построения слова, на окончание и помогать произносить тихие элементы речевого потока.
- Заключительный этап. В этот период происходит формирование сложной связной речи и понимание сложных текстов. Нужно у ребенка к кохлеарной имплантацией увеличить количество слов в словарном запасе и знания об окружающем мире, развить грамматические представления, научить их улавливать логику и поиск причинно-следственной связи в текстах. Дети с кохлеарной имплантацией в этот период накапливают словарный запас, получают знания об окружающем мире и развивается грамматическая система родного языка.
Особое значение в реабилитации детей после кохлеарной имплантации уделяется семейному окружению, родители должны наладить эмоционально-сенсорный контакт с ребенком. Близкие в своей работе должны помочь ребенку привыкнуть к тому, что он слышит окружающие звуки и стимулировать у него желание общаться. В семье для развития у ребенка речи, активизации его словаря и помощи в изучении его родного языка, в домашних условиях нужно проводить в постоянном монологи и общении, для создания подходящей речевой зоны.
Таким образом, кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации детей с нарушением слуха на современном этапе. Для создания эффективного развития ребенка с кохлеарной имплантацией, должна проводиться правильная коррекционно-развивающая работа, чтобы формировать адекватное слухоречевое поведение, развивать речевые навыки, языковые способности и требуется систематическое участие специалистов и родителей в реабилитации.
Литература:
- Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И. В. Королева. — СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006а. 102 с.
- Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т. Н. Ушаковой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 90–113.