Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (210) июнь 2018 г.

Дата публикации: 18.06.2018

Статья просмотрена: 2971 раз

Библиографическое описание:

Синельникова, Д. Д. Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации / Д. Д. Синельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 24 (210). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/210/51522/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с нарушением слуха, слуховое развитие, речевое развитие

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей, имеющие поражения слухового аппарата, возникла потребность в ранней диагностике и коррекции нарушений в развитии, так как наиболее эффективны коррекционные действия в раннем возрасте из-за того, что в этот период взросления формируются важные нервные процессы и после функционируют всю жизни. Построение правильной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекция нарушений развития, социальная адаптация является главными задачами, которые стоят перед педагогами.

По мнению Р. М. Боскис, слух является одним из наиболее важных условий нормального развития, обучения и воспитания детей. Нарушения слуха оказывают неоспоримое влияние на высшие психические функции (память, внимание, речь, мышление), дети с нарушенным слухом не способны самостоятельно использовать остаточный слух для накопления словарного запаса для овладения речью.

Для эффективной реабилитации людей с нарушением слуха в последние годы стали использовать кохлеарную имплантацию, многие педагоги и врачи писали свои исследования, посвященные этой теме (И. В. Королева, Э. И. Миронова, А. И. Сатаева и другие) [1].

Кохлеарный имплант (кохлеарная имплантация) — это уникальное высокотехнологичное электронное устройство, специально разработанное для детей и взрослых с выраженной тугоухостью или полной потерей слуха, и обеспечивающее расширенное звуковосприятие, возможность понимания речи, в тех случаях, когда использование обычных слуховых аппаратов малоэффективно или полностью неэффективно.

Цель кохлеарной имплантации глухого ребенка является в том что, если операция прошла в раннем возрасте, то он научиться слышать и понимать обращенную речь, использовать речь для общения с окружающими людьми и для познания мира вокруг себя и благодаря ей он будет развиваться как все его здоровые сверстники.

После установки имплантата ребенок начинает слышать звуки, которые для него не несут смысла и сливаются в один шумовой поток, при проведении коррекционно-развивающей работы он учиться связывать звучание отдельных звуков с предметами или явлениями окружающие его. С пониманием речи, дела обстоят иначе, понять обращенную речь ребенок с кохлеарной имплантацией не может, так как значение и смысл сказанных слов, о правилах их изменения и соединении их в одно предложение информации слишком мало.

Во время коррекционных занятий ребенок с кохлеарной имплантацией быстро учиться повторять по подражанию отдельные звуки речи, слова и некоторые словосочетания, проводя систематическую коррекционно-развивающую работу с педагогами и родителями слуховые возможности развиваться намного быстрее.

Для развития навыков правильно слышать и понимать обращенную речь требуется длительная коррекционная работа, для преодолений нарушений в развитии ребенка с кохлеарной имплантацией, привлекаться психологи, дефектологи, сурдопедагоги, логопеды и родители.

И. В. Королева выделила и описала несколько этапов реабилитации слухового и речевого развития детей после кохлеарной имплантации [2, с. 98]:

  1. Начальный этап. В этот этап входит процесс формирования слухового и речевого восприятия с помощью имплантата, ребенок учиться привыкать слушать, дифференцировать и реагировать на звуки вокруг себя. Реакции на звуки появляться в бытовых и учебных ситуациях, главной задачей в этот период является привлечь внимание ребенка к процессу слушания, активизировать у детей спонтанную голосовую активность и произнесение звуков и слов по подражанию. В этой работе главная роль у родителей, они должны постоянно привлекать внимание ребенка к звукам окружающим звукам и поддерживать его интерес.
  2. Слуховое и речевое развитие. В этот период у ребенка развивается непроизвольное и произвольное внимание, он начинает понимать различие между звуками и запоминает их, у него появляется интерес к тому, что его окружает, и он спрашивает родителей, что означает тот или иной звук. Слухоречевая коррекционная работа происходит в рамках развития у ребенка речеязыковой системы, то есть накопление пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи и он активно пытается использовать речь для общения с окружающими людьми. Важной задачей в этом этапе является развитие слухового контроля собственной речи и формирование слухо-моторных координаций.
  3. Языковое развитие и развитие системы родного языка. Ребенок слышит, пользуется и получает на коррекционных занятиях информацию о родном языке. Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия грамматической стороны речи, ребенку нужно объяснить правила словообразования и словоизменения в зависимости от рода, числа, падежа и пр. Во время работы нужно обращать внимания ребенка на правильность построения слова, на окончание и помогать произносить тихие элементы речевого потока.
  4. Заключительный этап. В этот период происходит формирование сложной связной речи и понимание сложных текстов. Нужно у ребенка к кохлеарной имплантацией увеличить количество слов в словарном запасе и знания об окружающем мире, развить грамматические представления, научить их улавливать логику и поиск причинно-следственной связи в текстах. Дети с кохлеарной имплантацией в этот период накапливают словарный запас, получают знания об окружающем мире и развивается грамматическая система родного языка.

Особое значение в реабилитации детей после кохлеарной имплантации уделяется семейному окружению, родители должны наладить эмоционально-сенсорный контакт с ребенком. Близкие в своей работе должны помочь ребенку привыкнуть к тому, что он слышит окружающие звуки и стимулировать у него желание общаться. В семье для развития у ребенка речи, активизации его словаря и помощи в изучении его родного языка, в домашних условиях нужно проводить в постоянном монологи и общении, для создания подходящей речевой зоны.

Таким образом, кохлеарная имплантация является важнейшим средством социализации детей с нарушением слуха на современном этапе. Для создания эффективного развития ребенка с кохлеарной имплантацией, должна проводиться правильная коррекционно-развивающая работа, чтобы формировать адекватное слухоречевое поведение, развивать речевые навыки, языковые способности и требуется систематическое участие специалистов и родителей в реабилитации.

Литература:

  1. Королева И. В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами / И. В. Королева. — СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2006а. 102 с.
  2. Речь ребенка: Проблемы и решения / Под ред. Т. Н. Ушаковой. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. С. 90–113.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, имплантация, нарушение слуха, родной язык, внимание ребенка, звук, обращенная речь, ранний возраст, речевое развитие, словарный запас.


Похожие статьи

Медицинские и педагогические аспекты реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются реабилитационные мероприятия детей перенесших кохлеарную имплантацию, её эффективность и динамика.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Актуальность исследования нейросенсорной тугоухости в Казахстане

Потеря слуха — серьезная проблема, особенно для детей в возрасте от 0 до 5 лет, поскольку это критический период для развития коммуникативных способностей. Кохлеарная имплантация часто необходима при нейросенсорной тугоухости, вызванной повреждением ...

Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Использование логоритмических средств в реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются современные технологии реабилитации детей с нарушением слуха. Роль логопедической ритмики в развитии слухового восприятия и речи при слуховой депривации определяет ее высокий дидактический потенциал в реабилитации детей с нар...

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности (лепки)

В данной статье рассматриваются способы развития мелкой моторики посредствам лепки у детей с ОВЗ.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Похожие статьи

Медицинские и педагогические аспекты реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются реабилитационные мероприятия детей перенесших кохлеарную имплантацию, её эффективность и динамика.

Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с моторной алалией

В статье освещается проблема коррекционно-логопедической работы у старших дошкольников с моторной алалией.

Актуальность исследования нейросенсорной тугоухости в Казахстане

Потеря слуха — серьезная проблема, особенно для детей в возрасте от 0 до 5 лет, поскольку это критический период для развития коммуникативных способностей. Кохлеарная имплантация часто необходима при нейросенсорной тугоухости, вызванной повреждением ...

Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Использование логоритмических средств в реабилитации детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматриваются современные технологии реабилитации детей с нарушением слуха. Роль логопедической ритмики в развитии слухового восприятия и речи при слуховой депривации определяет ее высокий дидактический потенциал в реабилитации детей с нар...

Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией

Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.

Система коррекции нарушений речи у детей с задержкой психического развития

В статье рассматриваются речевые возможности детей с ЗПР, а также приемы коррекционной помощи.

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности (лепки)

В данной статье рассматриваются способы развития мелкой моторики посредствам лепки у детей с ОВЗ.

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Задать вопрос