В статье рассматриваются реабилитационные мероприятия детей перенесших кохлеарную имплантацию, её эффективность и динамика.
Ключевые слова: кохлеарная имплантация, реабилитация, сенсоневральная тугоухость, нарушение слуха, слухоречевое развитие.
The article discusses the rehabilitation measures of children undergoing cochlear implantation. Its effectiveness and dynamics.
Key words: cochlear implantation, rehabilitation, sensorineural hearing loss, hearing impairment, hearing and speech development.
Послеоперационная реабилитация является важнейшей составляющей всех мероприятий после кохлеарной имплантации. Без данных мероприятий нет возможности достижения удовлетворительного результата в развитии естественных слухоречевого поведения. Одним из главных хороших результатов кохлеарной имплантации является восприятие звуков. Благодаря импланту развивается слуховое восприятие, речь, память, внимание, моторика, дети начинают понимать различные отдельные слова. На сегодняшний день кохлеарная имплантация является одним из самых эффективных методов помощи детям для входа в жизнь, наполненный звуками.
Актуальность. Помощь в реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и глухоты является сложнейшей проблемой из-за отсутствия эффективных методов лечения и низкой эффективности использования слуховых аппаратов у большого числа больных. В настоящее время в качестве одного из наиболее перспективных направлений реабилитации людей с нарушениями слуха и, прежде всего, детей с большими потерями слуха и их интеграции в среду слышащих можно рассматривать кохлеарную имплантацию. Кохлеарная имплантация — это операция, в процессе которой во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающих восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, усиливающего акустические сигналы, кохлеарный имплантат преобразует их в электрические импульсы, стимулирующие слуховой нерв. Использование кохлеарного имплантата основано на том, что при сенсоневральной тугоухости зачастую поражены рецепторы улитки (волосковые клетки), в то время как волокна слухового. Кохлеарная имплантация получила широкое распространение за рубежом, где к настоящему времени проимплантировано более 25 тысяч пациентов. Можно выделить следующие характерные тенденции: увеличение количества операций кохлеарной имплантации, а следовательно, количества детей с нарушением слуха, компенсированным кохлеарным имплантом.
Основная цель кохлеарной имплантации, как известно, состоит в максимальной социализации ребенка с нарушением слуха и его интеграции в общество. Реабилитация пациентов с кохлеарными имплантатами — это работа целой команды специалистов, включающей аудиолога, сурдопедагога, логопеда, специального педагога, психолога [1 -3].Эффективность имплантации определяется многими факторами, в частности возрастом, в котором наступила тотальная потеря слуха, ее длительностью, способностью к обучению, интеллектуальными возможностями ребенка. Эти факторы могут воздействовать как раздельно, так и в сочетании друг с другом [2–4]. Успешность социальной адаптации ребенка после КИ будет зависеть от генеза и степени тяжести отрицательного воздействия сенсорной депривации на психическое развитие ребенка, своевременности и комплексности восстановительного процесса.
Цель исследования. Изучить восприятие звуковых сигналов (речевых и неречевых, обработку и понимание новых слуховых ощущений для развития речи.
Материалы иметоды исследования. Втечении 2018–2019 годов провели операции по кохлеарной имплантации 9 детям в возрасте от 2 до 14 лет с диагнозами: нейросенсорная тугоухость 4 степени; глухота.
Мальчик- 4, девочек-5. До операции для определения показаний к операции провели комплексные диагностический обследования детей, такие как:
– отологический осмотр
– аудиологическое исследование
– общее медицинское обследование с целью оценки соматического статуса
– компьютерная томография височных костей (заключение о проходимости бара банной лестницы улитки);
– сурдопедагогическое и психологическое обследование для определения общего и речевого уровня развития ребенка, для выявления умений и навыков слухового восприятия речи и неречевых звучаний, эффективности использования слуховых аппаратов
После операции кохлеарной имплантации проводится слухоречевая реабилитация. Для исследования использовалось педагогическое обследование слухового восприятия: обнаружение, узнавание, различение и опознавание звуков окружающей среды — слуховое восприятие речи, распознавание слов, закрытого выбора и отрытого выбора, восприятие текстов на слух. С этими детьми целенаправленно занимаются сурдопедагоги. Они также обучают родителей развивать слух, понимание речи и собственной речи при общении. Это является основой для естественного развития слуха. Измерялись показатели слухового восприятия речи у тринадцати детей перенесших кохлеарную имплантацию
Результаты исследования. До кохлеарной имплантации, несмотря на ношение самых мощных слуховых аппаратов, речевое восприятие у этих детей было довольно слабым. После КИ в течение времени реабилитации оно улучшилось. Улучшение восприятие речи у больных, прошедших операцию КИ в более раннем возрасте. Главным направлением последующей работы для этих детей было развитие восприятие звуковых сигналов с помощью импланта. Занятия по реабилитации после КИ включали в себя следующие ступени развития у детей способности к восприятию звуковой информации:
– обнаружение (наличие, отсутствие) звуковых сигналов;
– обнаружение различий между акустическими сигналами;
– отличие голоса человека от других бытовых звуков;
– опознавание бытовых сигналов;
– определение различных характеристик звуков;
– различие и опознавание отдельных звуков речи;
– опознавание изолированных слов, предложений;
– понимание слитной речи;
– понимание речи и распознавание бытовых звуковых сигналов в условиях помех.
Таблица 1
Слуховое поведение глухого ребенка со слуховым аппаратом ипосле кохлеарной имплантации.
Слуховой аппарат, срок использования 1 год |
Кохлеарный имплант, срок использования 3 месяца |
Реакций на бытовые звуки не было. Требовалось настроить ребенка на слушание. |
Четкая реакция на бытовые звуки. Реакция мгновенная, даже если чем-то занят |
Выраженного интереса к звукам игрушек не наблюдалось. |
Интересую игрушки со звуковыми сигналами. |
Не было ответной реакции на звук |
Поворачивает голову когда слышит негромкие звуки. Услышав звук может замереть. Ищет источник звука |
Обращал внимание на лай, но не боялся |
Услышав лай, пугается |
Постоянно поднимал голову и смотрел на губы говорящего при осмотре картинок |
Не отрывает взгляд от картинок, чтобы видеть лицо говорящего |
Появились интонированные голосовые вокализации |
Стал значительно больше и активнее произносить интонированные звуки и слоги |
Никогда не пытался произнести звук, беря незнакомую вещь. |
Пытается извлечь звук, когда берет незнакомый предмет |
Таблица 2
Оценка речевых навыков пациентов
|
Поведение |
Результаты |
||||||||
Д.14 лет |
М. 3 года |
Д.7 лет |
М.5 лет |
Д. 5 лет |
М. 5 лет |
М. 3 года |
Д. 3,5 года |
Д. 4 года |
||
1 |
Ответ на окружающие знаки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2 |
Ответ на музыкальный инструмент |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3 |
Идентификация одного окружающего звука |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 |
Ответ на голос |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 |
Ответ, по крайней мере, на 2 из 5 звуков |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 |
Распознавание 2 из 5 звуков Линга |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 |
Распознавание всех 5 звуков Линга |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
8 |
Идентификация собственного имени |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Заключение. Таким образом, наши наблюдения за девятью детьми показали, что с такими диагнозами (нейросенсорная тугоухость 4 степени, а также глухотой) положительных результатов можно достичь только благодаря кохлеарной имплантации. КИ является эффективным средством помощи для детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Кохлеарная имплантация с помощью современных имплантов обеспечивает хорошее восприятие устной речи, тем самым полноценную реабилитацию оглохших больных. Результаты речевой реабилитации зависят от возраста, в котором произведена операция, а также индивидуальных особенностей пациента. Для создания эффективного развития ребенка с кохлеарной имплантацией, должна проводиться правильная коррекционно-развивающая работа, чтобы формировать адекватное слухоречевое поведение, развивать речевые навыки, языковые способности и требуется систематическое участие специалистов и родителей в реабилитации.
Литература:
- Тарасова Н. В. Комплексное сопровождение детей после кохлеарной имплантации в Центре оториноларингологии: автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 2010.
- Тарасова Н. В. Интеграция пациентов после кохлеарной имплантации / Н. В. Тарасова, О. С. Орлова, А. Н. Белоконь // Логопедия сегодня. — 2008. — № 4(22).— С. 47–53
- Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха) [Текст] / И. В. Королева. — СПб.: КАРО 2012. — 752 с.
- Королёва И. В. Отбор кандидатов на кохлеарную имплантацию: Диагностическое обследование и оценка перспективности использования кохлеарного импланта. СПб.: СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2008. 99 с.
- Зонтова О. В. Реабилитация после кохлеарной имплантации. — Санкт-Петербург. — 2008. — С. 58.
- Королёва И. В. Диагностика и реабилитация слуховой функции у детей раннего возраста. — Санкт-Петербург. — 2008. — 36 с.
- Королёва И. В. Реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантатами. — Санкт-Петербург. — 2008. –20 с.
- https://cyberleninka.ru/article/n/mediko-pedagogicheskaya-reabilitatsiya-detey-posle-kohlearnoy-implantatsii