Конспекты уроков развития слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушением слуха с кохлеарным имплантом (4 класс)
Автор: Шиленко Галина Константиновна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (16) февраль 2018 г.
Дата публикации: 07.02.2018
Статья просмотрена: 3807 раз
Библиографическое описание:
Шиленко, Г. К. Конспекты уроков развития слухового восприятия и формирования произношения у детей с нарушением слуха с кохлеарным имплантом (4 класс) / Г. К. Шиленко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 78-80. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3113/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлены два конспекта по уроку развития слухового восприятия и формирования правильного произношения с детьми с кохлеарным имплантом.
Конспект урока РСВ и ФП по теме: «Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха (КИ) в 4 классе по тексту «Соня болеет» (конспект 1).
Цели урока:
I. Обучающие цели:
- Учить воспринимать на слух слова, фразы, словосочетания.
- Совершенствовать навыки общения на слухо-зрительной основе.
- Развивать диалогическую речь, используя речевой материал урока.
II. Развивающие цели:
- Развивать слуховое внимание, зрительную, слуховую память, мышление.
III. Коррекционные цели:
- Формировать навыки правильного произношения звуков Ш — Ж в словах, предложениях, и осуществлять контроль в самостоятельной речи.
IV. Воспитательные цели:
- Воспитывать бережное отношение к природе, к здоровью.
Ход урока.
- Оргмомент. — Поздоровайся. — Здравствуйте! — Ты хорошо слышишь? — Я слышу хорошо. Я расскажу о себе. Я Лепёхина Анастасия. Мне 10 лет. Я учусь в 4 классе.
- — Спроси, что будем делать на уроке? Будем слушать и говорить звуки, слоги, слова, предложения, отвечать на вопросы, работать над текстом «Соня болеет».
- Диалог «Золотая осень».
— Какое время года наступило? — Наступила осень.
— Тебе нравится золотая осень? — Мне нравится золотая осень.
— Почему осень называется золотой? — Потому что листья на деревья жёлтые, оранжевые, \ бордовые.
- Работа над голосом. Дифференциация звуков И — Ы.
И __ ИИИ Ы__ЫЫЫ
И — Ы И — Ы ИЫ ИЫ Ы –И Ы — И
И — Ы И — Ы ИЫ Ы — И Ы — И
И — Ы И — Ы Ы — И Ы — И
- Дифференциация звуков Ш — Ж.
Шуметь, шипеть, шуршать, шагать, мешать.
Жужжать, жевать, дежурить, держать, дрожать.
Скороговорка Я Жук, Я Жук! Я тут живу, и всё жужжу.жужжу.
- Работа над текстом «Соня болеет».
1) Составление текста «Соня болеет» по картинкам.
2) Пересказ текста.
ТЕКСТ «СОНЯ БОЛЕЕТ».
Дядя Андрей: На улице зима. Петя, Зина, и Соня играют в больницу.
Соня болеет. Петя — доктор. а Зина — мама.
Соня: Мама у меня болит голова.
Зина: Измерь температуру.
Петя: Стук, стук!
Зина: А, это доктор!
Петя: Добрый день!
Зина и Соня: Добрый день, доктор!
Петя: Кто болеет?
Зина: Моя дочка Соня болеет.
Петя: У тебя температура?
Соня: Да, я не могу играть.
Петя: Ты должна принимать лекарство. Вот оно.
Соня: Какое вкусное лекарство!
- Фрагмент драматизации текста «Соня болеет».
- Итог урока.
Конспект урока РСВ и ФП по теме: «Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха (КИ) в 4 классе по теме «У врача» (конспект 2).
- Оргмомент.
— Поздоровайся. — Здравствуйте. — Ты хорошо слышишь? — Я слышу хорошо.
— Сегодня на уроке будем слушать и говорить звуки, слова, предложения, отвечать, на вопросы, играть.
- Диалог на тему «Здоровье».
— Ты будешь отвечать на вопросы: — Я буду отвечать на вопросы.
— У тебя болит голова? — Нет, у меня не болит голова.
— Как ты себя чувствуешь? — Я чувствую себя хорошо.
- Работа над голосом.
— Будешь говорить кратко и протяжно звуки Э — И — Буду говорить звуки Э-И.
А О У И Э Ы
И__ ИИИ Э__ЭЭЭ
Э — И Э — И ЭИ ЭИ ЭИ__ЭИ__
Э__И Э__И ЭИ ЭИ__ЭИ__
И Э
- Дифференциация звуков Ш — Ж в словах,
— Слушай и говори слова со звуками Ш –Ж. — Буду слушать и говорить звуки
Ш — Ж в словах.
шар — жар шаль — жаль уши — ужи шить — жить Луша — лужа
- Массаж «Пчёлка».
Я — Жужа пчёлка,
Я сижу на ёлке,
Я сижу на языке,
На щеке и на руке.
Лоб и ушки нам нужны,
Потому что мы дружны.
Нам со звуками не лень,
Играть целый день:
Жа — жа, шо — шо,
Мы играем хорошо!
Игра-драматизация «У врача».
Оборудование; шапочка врача, микстура, спрей, капли.
Будем играть. Игра называется «У врача».
— Здравствуйте!
— Добрый день, доктор!
— Что у тебя болит?
— У меня насморк, болит голова и горло.
— Нужно измерить температуру.
— Дайте, пожалуйста, градусник. — Вот градусник.
— Какая высокая температура! +38.
— Ой! Нужно принимать лекарство.
— Да. Нужно принимать лекарство.
- Для горла — СПРЕЙ.
— Для горла — СПРЕЙ.
- Ромашка, шалфей для полоскания горла.
- От насморка — капли в нос.
- Чай с лимоном.
— А чай с малиной можно?
- Чай с малиной от температуры.
Малина ароматная, с чаем приятная.
- Витамины.
- Дыхательная зарядка «Дыши»
Дыши вправо 8 раз, дыши влево 8 раз.
Чистое дыхание — в здоровье пребывание.
— Как ты себя чувствуешь? — Хорошо.
— Горло и нос в порядке, спасибо дыхательной зарядке.
— Благодарю доктора сейчас, что полечил он нас.
- ИТОГ УРОКА. — Тебе понравился урок? — Да, мне понравился урок.
Литература:
- Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация. С Пб.: КАРО, 2009.
- Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И. Г. Багрова и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).
Похожие статьи
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Экспериментальное исследование сформированности неречевых предпосылок навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены и соотнесены результаты анализа экспериментального исследования неречевых предпосылок к обучению чтению у дошкольников с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи.
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...
Похожие статьи
Коррекция дислексии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье представлены практические задания для коррекции нарушений чтения и письма у младших школьников, осваивающих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Также материал может быть и...
Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
В статье представлены результаты экспериментального изучения формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. А так же доказывается необходимость разработки и внедрении в общую систе...
Комплексная работа с детьми со сложной структурой дефекта
В статье представлено описание комплексной работы и даны методические рекомендации воспитателя и логопеда по развитию произвольной моторики у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Экспериментальное исследование сформированности неречевых предпосылок навыка чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлены и соотнесены результаты анализа экспериментального исследования неречевых предпосылок к обучению чтению у дошкольников с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи.
Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования
В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.
Развитие коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с ОНР общим нарушением речи III уровня в процессе музыкальной деятельности
В статье раскрыты возможности развития коммуникативных навыков детей 5–7 лет с ОНР 3 уровня в процессе музыкальной деятельности. Подробно описаны этапы разучивания распевок и озвучивания стихотворений музыкой, а также трудности, с которыми сталкивают...
Математика в сказках (Конспект НОД для детей 5-6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование элементарных математических представлений и сенсорное развитие»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет элементарных математических понятий для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений
Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания. Система иг...
Дидактические игры на основе конструктора «Йохокуб» как средство коррекции и развития речи у детей с ОВЗ
Статья посвящена возможностям использования технологии «Йохокуб» в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Предложена авторская дидактическая игра на основе конструктора Е. Н. Чуйковой для развития коммуникат...