Сущность экономического терроризма, в отличие от терроризма в привычном понимании (взрывы, «пояс шахида», захват заложников, и пр.) заключается в разрушительном воздействии не на жизни и здоровье человека, не на разрушение объектов инфраструктуры и зданий, а в негативном воздействии на экономические системы государства, отдельных компаний, предприятий, фирм, а также частных лиц. Экономический терроризм воздействует на экономические связи, затрагивает бизнес-интересы, а также может повлиять на инвестиционный климат страны в целом. В особенности разрушительное действие экономического терроризма заметно при воздействии на экономическую и финансовую стабильность государств, так как делает непривлекательной инвестиционную политику страны, наносит существенный вред развитию малого и среднего бизнеса [8].
Специфика современного экономического терроризма заключается в его значительном сопровождении в интернет-пространстве посредством внедрения в социальные сети, создание специализированных сайты (эротические, порнографические, и пр.), программ и сетевых игр, в особенности азартных, таких как перенесенный в онлайн-пространство «однорукий бандит», «клубничка», и др. Провайдеры и модераторы таких сайтов создают все условия для их успешного продвижения в любой социальной среде.
Также экономический терроризм может воздействовать на общество (как отдельного государства, так и на все мировое сообщество) с целью его дестабилизации, расшатывать экономический базис государства путем запугивания бизнес-элит, социально активных групп предпринимателей для достижения конкретных экономических или политических целей или принятия выгодных решений. Также по мнению В. В. Лизунова, экономический терроризм ориентирован и на вполне «прагматические» цели — получение денег или иных материальных благ [7].
Кроме того, в последнее время помимо «традиционных» преступных видов деятельности, террористами стало все больше использоваться хищение персональных данных физических лиц для получения финансовых средств с помощью мошеннического использования кредитных карт, страховому (например, с использованием инсценировки ДТП), а также кредитному мошенничеству. Немаловажным является и тот факт, что посредством средств, полученных при помощи экономического терроризма, финансируются ведущие мировые террористические организации, которые проводят террористические акты с угрозой жизни множества людей. «Электронные платежные системы и криптовалюты все шире применяются террористами для перемещения денежных средств, получаемых от некоторых государств и организаций, поддерживающих всемирную террористическую сеть», заявил директор ФСБ А. Бортников [6].
Цифровые валюты привлекли террористов и преступников, так как они предусматривают анонимность транзакций и пользователей, скорость сделок, низкую волатильность и надежность. Растущее использование террористами онлайновых платежных систем также вызывает значительное внимание.
Как во всем мире, так и в России в последнее время экономический терроризм зачастую пользуется мошенническими схемами для отъема денежных средств.
Современные финансовые виды мошенничества многообразны:
- Интернет-мошенничество.
- Мошенничество с использованием банковских карт.
- Финансовые пирамиды.
- Мошенничество на рынке недвижимости («двойные продажи», продажи людям квартир в незаконно построенных домах и т. д.).
В России масштаб проблемы мошеннических звонков клиентам банков с подменой номера кредитной организации стремительно расширяется. По данным ЦБ, за лето 2019г. мошенникам удалось подменить как минимум 198 банковских номеров.
Статьей 159.3 УК РФ ответственность предусмотрена за мошенничество с использованием электронных средств платежа. В данной редакции норма действует после изменений, внесенных ФЗ от 23 апреля 2018 г. N 111-ФЗ. До этого состав был сформулирован как «мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации» [4].
В последнее время ведется активная борьба как с терроризмом в целом, так и с экономическим терроризмом, и по оценке экспертов, в этой сфере Россия находится в общемировом тренде — учтены самые современные финансовые инструменты, которыми могут воспользоваться злоумышленники. В 2018 г. В. В. Путин утвердил концепцию развития системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, а также финансированию терроризма. Контроль за ходом её реализации будет осуществляться в рамках ежегодного доклада директора Росфинмониторинга главе государства. Новые меры — очередной этап борьбы не только с внутренним, но и с международным экстремизмом [6].
Основные цели концепции — снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, обеспечение законности и прозрачности деятельности некоммерческих организаций (НКО), предупреждение нецелевого расходования бюджетных средств и обеспечение повышения эффективности их использования, повышение уровня прозрачности экономики, а также соблюдение законодательства и укрепление роли РФ в международной системе противодействия финансированию терроризма [1].
Также российские спецслужбы готовы к борьбе с незаконными операциями с использованием электронных денежных средств, так как мошенники постоянно разрабатывают новые модели. «Криптовалюта — изначально была создана для отмывания денег, заработанных на торговле наркотиками. Она также используется для отмыва коррупционных денег, поэтому её так активно раскручивают западные финансовые системы», — пояснил Начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России генерал-майор полиции Андрей Курносенко [6].
Отметим, что в июне 2019 Госдума в третьем чтении приняла законопроект «О цифровых финансовых активах», к которым относятся криптовалюта и токен. Кроме того, СМИ сообщали, что в рамках исполнения антиотмывочного законодательства в России может появиться реестр криптоинвесторов. Также премьер-министр Д. А. Медведев сообщил о разработке законопроектов, вводящих термины «цифровые деньги» и «цифровые права».
Литература:
- Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Президентом РФ 30 мая 2018 г.);
- ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (последняя редакция);
- ФЗ от 25.07.1998 N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в действующей редакции). URL: http://www.pravo.gov.ru;
- ФЗ от 23 апреля 2018 г. N 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»;
- Проект ФЗ № 424632–7 «О внесении изменений в Ч.1,2 и статью 1124 Ч.3 Гражданского кодекса РФ»;
- В России утверждена концепция развития системы противодействия финансированию терроризма / Статья / RT на русском / https://news.rambler.ru/other/40006817.
- Забузов О. Н. Террор и терроризм — общее и отличное // Аналитика. 2018.
- Лизунов В. В. Проблемы и виды современного терроризма // Национальные приоритеты России. 2017. N 1 (4).