Методы распознавания речи, современные речевые технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №39 (277) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 28.09.2019

Статья просмотрена: 5056 раз

Библиографическое описание:

Казачкин, А. Е. Методы распознавания речи, современные речевые технологии / А. Е. Казачкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62675/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье мы проведем обзор развития систем распознавания речи, рассмотрим основные принципы их построения, а также актуальные области применения и перспективы развития систем распознавания речи.

В настоящее время существуют многочисленные технические средства, способные распознавать произносимые речевые сообщения: компьютеры, автомобили, телефоны и др.

Что же такое распознавание речи? На первый взгляд, все кажется очень просто: человек произносит слово (фразу) — техническая система реагирует на него: либо выполняет команду, содержащуюся в слове (фразе), либо набирает диктуемый текст.

Современные системы распознавания речи дают возможность пользователям диктовать слова (фразы) в обычной разговорной манере. Однако процесс непрерывного распознавания речи, дающий до 95 % качества распознавания при оптимальных условиях, все-таки дает на 100 знаков 4–5 ошибок. Около 200 ошибок на странице формата A4 — слишком много для профессиональной работы.

Как правило, система распознавания речи состоит из двух моделей: акустической и лингвистической.

Компьютер записывает звук речи в виде цифрового сигнала и делит его на аудиофрагменты длительностью несколько миллисекунд. Акустическая модель отвечает за преобразование речевого сигнала в набор признаков, в которых отображена информация о содержании речевого сообщения. Программа выполняет сложный анализ речи, сравнивая аудиофрагменты с записанными в память речевыми образцами.

Лингвистическая модель анализирует информацию, получаемую от акустической модели, и формирует окончательный результат распознавания. На основе вероятностного расчета компьютер определяет, что именно мог произнести пользователь. В основе модели лежит понятие фонемы — наименьшей акустической единицы языка. В процессе обучения, компьютер распознает наиболее важные признаки произношения пользователем фонем и записывает полученные данные в виде профиля пользователя. Для таких систем важно, чтобы в дальнейшем во время диктовки пользователь, по возможности,

Возможности современных технологий

Увеличение вычислительных мощностей мобильных устройств позволило создать для них программы с функцией распознавания речи. Среди таких программ стоит отметить приложение Microsoft Voice Command, Siri, голосовой переводчик Google Translate, Алиса и т. д. Эти приложения способны распознавать фразы, произнесенные пользователем, и выполнять команду, либо переводить их на другие языки.

Интеллектуальные речевые системы, позволяющие автоматически синтезировать и распознавать речевой сигнал, являются следующей ступенью развития интерактивных голосовых систем (IVR). Использование интерактивных телефонных приложений в настоящее время не веяние моды, а необходимость. Снижение нагрузки на операторов контакт-центров, и как следствие: сокращение расходов на оплату труда и повышение производительности систем обслуживания — вот только некоторые преимущества, доказывающие целесообразность использования подобных продуктов.

Таким образом, в приложениях все чаще стали использоваться системы автоматического распознавания и синтеза речи. При этом системы распознавания являются независимыми от дикторов, то есть распознают голос любого человека.

Проблемы развития систем распознавания речи

Рассмотрим некоторые аспекты, препятствующие глобальному решению проблемы качественного распознавания речи.

1. Темп речи пользователей варьируется в широких пределах, часто в несколько раз. При этом различные звуки речи растягиваются или сжимаются не пропорционально. Например, гласные изменяются значительно сильнее, чем полугласные и особенно смычные согласные. Для так называемых щелевых звуков есть свои закономерности. (Полугласные — это звуки, при генерации которых необходимо участие голосовых связок, как и для гласных звуков, но сами они в обиходе считаются согласными). Образование щелевых звуков связано с шипением и прочими эффектами турбулентности в органах артикуляции. Это свойство называется временной нестационарностью образцов речевого сигнала.

2. Произнося одно и то же слово или фразу в разное время, под влиянием различных факторов (настроения, состояния здоровья и др.), мы генерируем заметно не совпадающие спектрально-временные распределения энергии. Это справедливо даже для дважды подряд произнесенного слова. Намного сильнее этот эффект проявляется при сравнении спектрограмм одной и той же фразы, произнесенной разными людьми. Обычно этот эффект называют спектральной нестационарностью образцов речевого сигнала.

3. Изменение темпа речи и четкости произношения является причиной коартикуляционной нестационарности, означающей изменение взаимовлияния соседних звуков от образца к образцу.

4. Проблема кластеризации слитной речи: в непрерывном речевом потоке трудно распознать речевые единицы из-за неточного определения границ.

Это лишь часть причин, препятствующих полной реализации систем распознавания речи.

Области применения систем распознавания речи

Основными областями применения систем распознавания речи я выделил:

1. Автоматизированный пользовательский интерфейс. На сегодняшний день для многих людей общение с компьютером все еще вызывает затруднения. Системы распознавания речи позволяют преодолевать эти трудности. Преимущество систем распознавания голоса состоит в том, что они намного быстрее любых других типов интерфейсов. Голосовая программа электронной почты позволяет включать компьютер, диктовать и отправлять сообщения, не прикасаясь к мыши и клавиатуре. Также люди с физическими недостатками получат более эффективный способ взаимодействия с компьютером.

Наиболее очевидное использование системы распознавания слитной речи заключается в создании систем автоматического стенографирования, которые могут заменять секретарей при диктовке голосом текстов писем, заметок в ежедневник, докладов. В таком случае происходит не только экономия за счет сокращения работы стенографиста, но и повышение степени конфиденциальности информации.

2. Управление мобильными устройствами. Известно, насколько неудобно и опасно использование мобильных телефонов с обычным (тактильным) способом набора номера за рулем. Поэтому в последнее время популярностью пользуются мобильные телефоны с голосовым набором. Достаточно произнести имя абонента, и соединение произойдет автоматически. Аудиосистемы контроля и управления уже применяются в автомобилях некоторых производителей. Владелец автомобиля голосом подает команды управления температурным режимом, радио, навигационной системой, которые воспринимают голос и выполняют команды (DIVO и VoiceCommander).

3. Информационные услуги. Технология распознавания голоса быстро изменила рынок телефонных услуг. Системы, распознающие разговорную речь, работают в информационных телефонных центрах. Эти системы позволяют автоматизировать диалог с клиентом, в результате чего отпадает необходимость в огромном количестве операторов, принимающих телефонные звонки, и избавляя клиентов от длительного ожидания освободившегося оператора на линии.

4. Интерфейсы разграничения доступа. За последнее десятилетие области применения таких систем значительно расширились и продолжают расширяться. Они применяются, в частности, для контроля ограниченного доступа к объекту с помощью распознавания лица и речи человека, выполнения финансовых операций при помощи речи и сенсорных экранов банкоматов.

В заключении данной статьи, хотел бы сказать Ограничения применения систем распознавания речи в рамках наиболее традиционных приложений позволяют сделать вывод о необходимости поиска потенциально новых решений в области распознавания речи. В ближайшее десятилетие задача распознавания и понимания естественной речи вне зависимости от языка и диктора будет занимать центральное место в речевых технологиях.

В настоящее время в ХНУРЭ разрабатывается новый метод автоматического распознавания речевых сигналов в реальном масштабе времени, основанный на бионическом принципе анализа сигналов.

Литература:

  1. Мясников Л. Л. Звуки речи и их объективное распознавание // Вестник ЛГУ. 1946. — № 3.
  2. Dudley H., Riesz R., Watkins S. “A Synthetic Speaker” // Journal ofthe Franklin Institute. 1939, 227. — P. 739–764.
  3. Davies, K.H., Biddulph, R. andBalashek, S. (1952) Automatic Speech Recognition of Spoken Digits, J. Acoust. Soc. Am. 24(6). — P. 637–642. 4. Вокодерная телефония. Методы и проблемы. /Под ред. А. А. Пирогова. — M: Связь, 1974. 5. Клэтт Д. Х. Основные результаты работ по проекту ARPA //Методы автоматического распознавания речи. М. — 1983. — Т. 1. 6. Рабинер Л. Скрытые марковские модели и их применение в избранных приложениях при распознавании речи: Обзор. ТИИЭР. — 1989, т. 77, № 2. — С. 86–120. 7. Винцюк Т. К. Анализ, распознавание и интерпретация речевых сигналов. — Киев: Наук. думка, 1987. — 262 с. 8. Секунов Н. Обработка звука на PC. — СПб.: БХВ-Петербург. — С. 2001–1248.

Основные термины (генерируются автоматически): система распознавания речи, речевой сигнал, DIVO, IVR, автоматическое распознавание, акустическая модель, компьютер, приложение, система, слитная речь.


Задать вопрос