В Федерации независимых профсоюзов России считают, что Правительство Российской Федерации совместно с социальными партнерами должно формировать комплекс правовых, экономических и организационных мер для улучшения качества жизни работающих граждан, а также обеспечить компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения.
Ключевые слова: оплата труда, заработная плата, тарифная ставка, выплаты, профсоюзы.
В ходе проведенного мониторинга правоприменительной практики в сфере оплаты труда было установлено, что в федеральном законодательстве отсутствуют должные механизмы реализации международного правового принципа равного вознаграждения за труд равной ценности без какого бы то ни было различия [3], подкрепленного корреспондирующей обязанностью работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности [4]. Отсутствие единых унифицированных правил по определению пределов дифференциации оплаты труда является основой для дискриминации работников.
Несмотря на высказанную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию относительно сущностного значения минимального размера оплаты труда (МРОТ) как нижней границы минимального вознаграждения, которое должно быть обеспечено неквалифицированному работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда [2], продолжает существовать порочная правоприменительная практика, допускающая определение «не менее МРОТ» совокупности всех выплат: вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.
При таком подходе нельзя обеспечить обоснованную дифференциацию оплаты труда в отношении субъектов, находящихся в объективно разном положении.
Регулирующая роль МРОТ в сфере оплаты труда состоит в установлении в системах оплаты труда размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, выше которого должен оплачиваться уже труд квалифицированных категорий работников. Ту же роль и сущностное значение имеет и размер минимальной заработной платы (РМЗП), устанавливаемый в региональных соглашениях о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации.
Совершенно очевидно, что общая государственная конституционная гарантия о праве каждого на вознаграждение за труд в размере не ниже МРОТ должна в полной мере распространяться и на работников бюджетной сферы. Вместо этого наблюдается отсутствие использования величины МРОТ в качестве стартовой позиции в тарифных системах бюджетных организаций, а также отсутствие должной дифференциации в уровнях оплаты труда работников разного уровня подготовки и квалификации, осуществляющих свою деятельность в разных условиях сложности, вредности, опасности и иных условиях, отклоняющихся от нормальных.
Установление в разных субъектах Российской Федерации разных размеров тарифных ставок (окладов) для работников бюджетной сферы одной профессиональной категории, выполняющих одинаковую трудовую функцию, также не соответствует международному правовому принципу равного вознаграждения за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и не способствует решению важнейшей государственной задачи — формированию единого правового пространства на территории Российской Федерации.
ФНПР полагает, что решением этой проблемы, а также в целом проблемы обеспечения достойной заработной платы могло бы стать:
во-первых, установление базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Наличие базовых норм оплаты труда обеспечит для всех категорий работников единый подход к нарастанию оплаты труда по мере усиления сложности работ и квалификации работников, а также обусловит соизмеримость сложности работ, выполняемых различными по своему функциональному назначению категориями работников;
во-вторых, реализация в Трудовом кодексе Российской Федерации позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников. Индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору;
в-третьих, внесение изменений в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации [5] в части изменения очередности списания денежных средств и установления приоритетной очередности для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по сравнению с требованиями других кредиторов, которая в настоящее время не соответствует международным правовым нормам, которые в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. При этом в соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Федеральным законом от 01.05.2012 № 39-ФЗ была частично ратифицирована Конвенция МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» (1992 г.). Российская Федерация приняла на себя обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии. Конвенция МОТ № 173 вступила в силу для Российской Федерации 20.08.2013 года.
Пунктом 1 статьи 8 Конвенции № 173 установлено, что требованиям трудящихся предоставляется более высокий приоритет по сравнению с большинством других привилегированных требований, и, в частности, с требованиями государства и системы социального обеспечения.
Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» (1949 г.), которая полностью интегрирована в российское законодательство также признает трудящихся привилегированными кредиторами в отношении их заработной платы (статья 11). Согласно части 2 статьи 11 Конвенции МОТ № 95 заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, будет выплачена полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать их долю.
Профсоюзы считают, что обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан и снижение уровня бедности в Российской Федерации также возможно путем установления прогрессивного налогообложения на доходы высокооплачиваемых категорий граждан. Реализация в действующем законодательстве указанной инициативы будет способствовать социальной справедливости путем выравнивания доходов граждан и уменьшения разрыва между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми категориями работающих граждан, улучшению финансового положения граждан с небольшим доходом путем уменьшения налоговой нагрузки и, соответственно, увеличения налоговой нагрузки для граждан со «сверхдоходами».
Также в связи с проведенной пенсионной реформой, связанной с увеличением пенсионного возраста и прогнозируемым в связи с этим ростом безработицы среди работников предпенсионного возраста, ФНПР считает необходимым рассмотреть вопрос о создании внебюджетного Фонда страхования от безработицы, в который будут направляться страховые взносы с целью установления страхового пособия по безработице. Величина тарифа страхового взноса должна устанавливаться отдельно от действующих тарифов страховых взносов в Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд России на иные виды социальных рисков и определяться на основе согласованной позиции общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей. Размер страхового пособия по безработице должен возмещать не менее 50 % утраченного заработка, но не выше предельно установленной заработной платы для начисления страховых взносов и не ниже МРОТ.
Литература:
- Экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Липсиц И. В., — 8-е изд., стер. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 607 с.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12. 2017 г. № 38-П, от 11.04.2019 г. № 17-П.
- Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах».
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019).
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2019).