Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №38 (276) сентябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.09.2019

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Андреев, К. А. Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования подзаконного нормотворческого процесса / К. А. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62507/ (дата обращения: 15.11.2024).



Правовая основа принятия подзаконных правовых актов не является идеальной. В настоящее время имеются отдельные пробелы, снижающие эффективность нормотворческой деятельности. Одним из них является отсутствие определений форм подзаконных актов, в статье предлагается авторское решение этой проблемы.

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, пробелы, подзаконный правовой акт, предмет правового регулирования.

Подзаконные нормативные правовые акты выполняют важную роль в системе нормативного правового регулирования. Их предназначение состоит в осуществлении необходимой конкретизации наиболее общих норм законов. Несмотря на то, что закон является основным источником права, его реализация будет заблокирована, если отсутствуют необходимые подзаконные правовые акты. Связь законов и подзаконных актов выступает системной основой всего механизма правового регулирования. Вместе с тем, не смотря на столь значимое место подзаконных актов в правовой системе России, нормотворческий процесс их подготовки регламентирован недостаточно полным образом. В сложившейся правовой основе подготовки подзаконных нормативных правовых актов имеются отдельные пробелы, восполнение которых может повысить эффективность нормотворчества.

Важной характеристикой подзаконного акта является предмет правового регулирования, он определяет основное содержание акта и его форму. Так, Д. В. Долотова справедливо отмечает, что многообразие форм правовых актов объясняется различием в их юридической силе и предмете правового регулирования [4; с. 53].

Следует согласиться с Ю. П. Боровиковой, которая пишет, что множественность актов затрудняет выбор их формы для решения определенных вопросов. Зачастую трудно разобраться чем «порядок» отличается от «инструкции» или «положения» [3; с. 121].

Г. В. Романова пишет, что предмет регулирования или объект правового воздействия является одним из требований к структуре подзаконного правового акта. Практика свидетельствует о немалых трудностях в выборе предмета подзаконного правового акта. Его темой нередко становятся вопросы, не относящиеся к данному предмету регулирования, а также вопросы, выходящие за пределы компетенции издающего органа [5; с. 9,11].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» [1] (далее — Постановление Правительства РФ № 1009), федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты только в форме: постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

К сожалению, в постановлении Правительства РФ № 1009 не раскрывается предмет регулирования указанных подзаконных актов. Представляется, что каждый нормативный правовой акт должен иметь четкое место в системе правового регулирования, выполняя характерную и свойственную лишь для него роль. Функциональная неопределенность подзаконных правовых актов приводит к бессистемному использованию существующих форм. В результате ведомственная нормотворческая практика носит противоречивый характер. Зачастую одни и те же виды общественных отношений могут регулироваться разными формами подзаконных актов. Кроме того, встречаются случаи издания нормативных правовых актов в не предусмотренных формах. К примеру, подзаконные акты, могут быть изданы в форме порядка, руководства, наставления, регламента и так далее.

Считаем, что Постановление Правительства РФ № 1009 должно содержать легальные дефиниции основных форм подзаконных актов. Эти дефиниции должны раскрывать специфику содержания и предмета регулирования подзаконных актов. Выскажем ряд предложений, касающихся предмета правового регулирования основных форм подзаконных актов.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что из существующего перечня подзаконных актов следует исключить две формы — постановление и распоряжение. На наш взгляд, такая форма как постановление характеризует нормотворческий статус высшего исполнительного органа государственной власти — Правительства РФ. Издание постановлений видится нам исключительной прерогативой Правительства РФ. Более того, не удивительно, что нормотворческая практика федеральных министерств и служб практически не знает примеров использования данной формы подзаконного акта.

Юридические функции распоряжения как разновидности правового акта в большей степени связаны с организационными, оперативно-исполнительными вопросами, нежели чем установлением общих правил поведения. Иными словами, распоряжение является не нормативным правовым, а организационно-управленческим актом.

Функциональная роль положения должна заключаться исключительно в статусном регулировании. Иными словами, положение — это подзаконный нормативный правовой акт, устанавливающий основы правового статуса органов власти, их территориальных подразделений, а также структурных единиц (секторов, отделов, управлений и так далее).

Несколько проблематичным видится разграничение предмета регулирования таких актов, как инструкции и правила. В юридической литературе он раскрывается довольно однообразно. Приведем соответствующие примеры.

По мнению Ю. Г. Арзамасова инструкции содержат нормы, устанавливающие кем, как, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности в министерстве или ведомстве [2; с. 216]. Под правилами ученый понимает — форму нормативного правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности. [2; с. 219]. Как видно из определений и инструкции, и правила содержат определенные процедурные нормы, определяющие порядок и последовательность деятельности должностных лиц государственного органа. Полагаем, что разграничить инструкции и правила можно следующим образом.

Инструкции должны выступать основной формой подзаконного регулирования деятельности органа власти. Инструкции — это подзаконный акт, который определяет правила и последовательность действий, необходимых для реализации отдельной государственной функции и властного полномочия, закрепленных в нормативных правовых актах, определяющих статус органа власти.

В отличии от инструкции, правила предназначены для более «локального» регулирования. Если инструкции необходимы для регулирования порядка реализации какой-либо одной государственной функции, то правила, будут полезны для регулирования более частных и мелких вопросов порядка выполнения или оформления какого-либо действия либо операции в рамках реализации соответствующей государственной функции. Таким образом, функциональная роль правил видится нами в качестве субсидиарного акта по отношению к инструкции. Правила принимаются в том случае, если в силу объема не целесообразно включать порядок выполнения какого-либо действия в инструкцию. Итак, правила — это подзаконный акт, выполняющий субсидиарную роль по отношению к инструкциям и содержащий нормы, определяющие порядок совершения и оформления отдельных операций, действий и стадий, совершаемых при реализации государственно-значимых функций и полномочий.

В заключении отметим роль нормативных приказов. На наш взгляд, нормативные приказы — это подзаконные акты, направленные на регулирование внутриорганизационных вопросов деятельности органов власти (утверждают перечень, формы документов либо содержат рекомендательные нормы и т. д.); а также используются для внесения изменений в существующие формы нормативных правовых актов.

Учитывая значение и объем подзаконного нормотворчества в современной России представляется крайне важным уделять пристальное внимание правовой основе нормативного регулирования принятия подзаконных актов. Правовое регулирование должно носить целостный, системный и непротиворечивый характер. Считаем необходимым, внести изменения в Постановление Правительства № 1009 и закрепить дефиниции основных форм подзаконных актов, раскрывающих предмет их регулирования.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (в ред от 02.02.2019) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895; 2019. № 6. Ст. 533.
  2. Арзамасов Ю. Г. Ведомственный нормотворческий процесс в Российской Федерации / Ю. Г. Арзамасов: дис. … д-ра юрид. наук. — М. 2004. — 364 с.
  3. Боровикова Ю. П. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации / Ю. П. Боровикова: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2004. — 195 с.
  4. Долотова Д. В. Техника и технология правовых актов (на примере актов, издаваемых в уголовно-исполнительной системе) / Д. В. Долотова: автореф. дис. … канд. юрид. наук. — Владимир., 2012. — 182 с.
  5. Романова Г. В. Подзаконные правовые акты и их реализация / Г. В. Романова: дис. … канд. юрид. наук. — Казань, 2006. — 234 с.
Основные термины (генерируются автоматически): акт, правовое регулирование, инструкция, подзаконный акт, Постановление Правительства РФ, предмет регулирования, подзаконный правовой акт, правило, исполнительная власть, какое-либо действие.


Ключевые слова

нормотворческая деятельность, пробелы, подзаконный правовой акт, предмет правового регулирования

Похожие статьи

К вопросу о законодательном закреплении правил юридической техники

В данной статье проводится анализ необходимости закрепления норм юридической техники в единый нормативно-правовой акт федерального уровня. В частности, исследуются предыдущие попытки разработки соответствующего проекта закона, а также действующие нор...

Правовые проблемы ликвидации юридических лиц

В статье анализируются проблемы ликвидации юридических лиц в рамках современного гражданского законодательства. Автор делает акцент на необходимости систематизации актуального законодательства в части урегулирования процедуры ликвидации юридических л...

Правовая природа корпоративных прав

В статье рассматривается важность изучения правовой обеспеченности корпоративных прав, их отличие в законодательном и практическом смысле от прав иных видов права, особенности рассмотрения правовых споров, недостатки современной системы законодательн...

О некоторых аспектах принципа справедливости в законодательстве и правоприменении

Данная статья раскрывает понятие «справедливости», которое весьма актуально и имеет большое значение для формирования государственно-правовой сферы. Также данная статья включает в себя способы закрепления справедливости в нормативно-правовых актах, а...

Проблемы организации деятельности корпораций в аспекте механизма правового регулирования

В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования корпораций в аспекте действующего законодательства Российской Федерации. Выявленная проблематика указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулиро...

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

Претензионный порядок в законодательстве Российской Федерации: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются проблемы нормативного регулирования досудебного претензионного порядка урегулирования споров, а также высказываются предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, с целью устранения выявленных проб...

Об особенностях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством

В статье обозначается проблема приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы правотворческой деятельности.

Нравственное содержание деятельности адвоката по уголовным делам

В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвраще...

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

Похожие статьи

К вопросу о законодательном закреплении правил юридической техники

В данной статье проводится анализ необходимости закрепления норм юридической техники в единый нормативно-правовой акт федерального уровня. В частности, исследуются предыдущие попытки разработки соответствующего проекта закона, а также действующие нор...

Правовые проблемы ликвидации юридических лиц

В статье анализируются проблемы ликвидации юридических лиц в рамках современного гражданского законодательства. Автор делает акцент на необходимости систематизации актуального законодательства в части урегулирования процедуры ликвидации юридических л...

Правовая природа корпоративных прав

В статье рассматривается важность изучения правовой обеспеченности корпоративных прав, их отличие в законодательном и практическом смысле от прав иных видов права, особенности рассмотрения правовых споров, недостатки современной системы законодательн...

О некоторых аспектах принципа справедливости в законодательстве и правоприменении

Данная статья раскрывает понятие «справедливости», которое весьма актуально и имеет большое значение для формирования государственно-правовой сферы. Также данная статья включает в себя способы закрепления справедливости в нормативно-правовых актах, а...

Проблемы организации деятельности корпораций в аспекте механизма правового регулирования

В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования корпораций в аспекте действующего законодательства Российской Федерации. Выявленная проблематика указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулиро...

Проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.

Претензионный порядок в законодательстве Российской Федерации: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются проблемы нормативного регулирования досудебного претензионного порядка урегулирования споров, а также высказываются предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, с целью устранения выявленных проб...

Об особенностях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством

В статье обозначается проблема приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. Рассматриваются общетеоретические и практико-прикладные вопросы правотворческой деятельности.

Нравственное содержание деятельности адвоката по уголовным делам

В данной статье автором рассмотрены отдельные положения норм уголовно-процессуального права, а также кодекса адвокатской этики, направленные на регулирование деятельности адвоката в целях обеспечения квалифицированной юридической помощи и предотвраще...

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

Задать вопрос