В статье рассматриваются проблемы нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации на современном этапе развития. Отмечается, что в современных условиях для реализации прав и свобод граждан меняются подходы к нормотворчеству.
Ключевые слова: нормотворчество, нормотворческая юридическая техника, нормативный правовой акт, нормативно-правовое регулирование.
Обеспечение правового порядка в обществе является главной целью Правительства Российской Федерации, поскольку именно это обеспечивает стабильность социума. Это не только задача, но и основа государственной власти, фундамент общественного прогресса в различных сферах. Следовательно, признаком государства как политической организации выступает нормативно-правовое регулирование. Благодаря этому власть осуществляет свои идеи, планы, проекты, программы (социальные, экономические, экологические) и т. п. С помощью норм права государство оказывает влияние на различные сферы общественной жизни.
Основными обязанностями Правительства РФ являются обновление законодательства, издание новых нормативных правовых актов, устранение (отмена) устаревших юридических норм, восполнение пробелов в праве.
Профессор А. Г. Братко считает, что «нормативный акт может быть неистинным, он может устареть, наконец, он может быть ошибочным. Гарантией, ограждающей общество от таких опасностей, может быть только демократически организованный правотворческий процесс, обеспечивающий принятие нормативных актов, соответствующих концепции правового государства» [3, с.186].
В условиях модернизации современного российского общества реализация прав и свобод человека и гражданина возлагается на органы исполнительной ветви власти, осуществляющие это посредством издания нормативно-правовых актов.
Проблемой российского правового регулирования является то, что крайне редко законы работают, так сказать, «напрямую», а именно без конкретизации и детализации с помощью подзаконных актов Правительства и федеральных министерств. Нормативный правовой акт проходит, как обычно, три чтения в Государственной Думе, потом должен быть одобрен Верхней палатой Федерального Собрания, далее подписан Президентом РФ, и только потом обнародован.
Мониторинги, проводимые различными организациями, выявляют нестабильность правовой системы, объясняя данную проблему сложностями в экономике и политике на современном этапе развития общества. А начавшееся реформирования законов и подзаконных актов затянувшимся процессом. В качестве подтверждающих фактов можно выделить то, что, к примеру, нормативные документы страдают пробельностью [1, с.14]. Также действуют нормативные правовые акты, не соблюдающие современные нормы морали и общественных отношений.
Актуальной проблемой являются дублирующие друг друга нормативные правовые акты, не соответствующие правилам нормотворческой юридической техники. Профессор Ю. А. Тихомиров говорит о том, что «недооценка законодательной техники или ее игнорирование порождает массу законодательных ошибок» [2, с.11]. Также А. Б. Лисюткин в своей статье пишет, что «важным свойством правовой ошибки является ее противоправность», в связи с чем правовая ошибка связана с коллизиями в праве [4, с.26].
Также приоритетной проблемой нормотворческой деятельности Правительства РФ является преодоление бессистемности в разработке законодательства, несогласованности между различными законодательными актами, частое изменение действующих законов, нечеткость формулировок норм законодательных актов.
Профессор Ю. Г. Арзамасов серьезной проблемой считает использование в осуществлении нормативно-правового регулирования принципа «двойных стандартов». Это сказывается на качестве и неэффективности нормативно-правовых актах, что впоследствии приводит к неясностям, пробелам, коллизиям. Важной проблемой системы является и правовая нестабильность, т. к. в отдельные нормативные правовые акты внесено много различных изменений и дополнений, разобраться в которых очень сложно даже опытному юристу. Решение данной проблемы зависит от систематизации нормативных актов: консолидации и кодификации с помощью нормотворческой юридической техники [5, с. 9].
Важной проблемой является отсутствие четкой иерархия действующих нормативных правовых актов, которую представляется возможным решить таким образом: нормативный правовой акт обязан соблюдать конституционные права человека и гражданина, закрепленные международными правовыми актами.
Несомненно, федеральные законы, будучи нормативными правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу, должны, в первую очередь, основываться на положениях, записанных в Конституции и федеральных конституционных законах.
В связи с чем решение названных проблем носит комплексный характер, потому что зависит как от внедрения новых технологий в нормотворческий процесс (целесообразно проведение оценивающего правового мониторинга, общественное обсуждение нормативных правовых актов), так и от модернизации правовых технологий, правил, норм с помощью нормотворческой юридической техники.
Принятие Правительством РФ качественных нормативных правовых актов должно эффективно воздействовать на общественные отношения, а это, в свою очередь, зависит от «технологии» подготовки проектов. Все это позволяет в должной мере гарантировать качество правовых актов, избегать поспешных, непродуманных правовых решений.
Литература:
- Арзамасов Ю. Г., Арзамасов В. Ю. Проблема гарантий законности ведомственных нормативных правовых актов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2017. № 4 с. 8–21
- Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., Книжный мир, 2004. 720 с.
- Братко А. Г. Правоохранительная система (вопросы теории) / под ред.: Э. А. Чиркина. М.: Юридическая литература, 1991. 208 с.
- Лисюткин А. Б. Юридическая техника и правовые ошибки // Государство и право. 2001. № 11. С. 24–31
- Нормография: теория и технология нормотворчества: учеб. для бак. и магистр. / под ред. Ю. Г. Арзамасова. М.: Юрайт, 2017. 460 с.