Концепция развития дополнительного образования детей предусматривает организацию, которая могла бы обеспечить включенность человека в общественные и экономические процессы. Необходимо выстроить такую систему управления, которая бы отвечала современным требованиям и принимала своевременные решения, как в области содержания и технологий, так и могла разрабатывать эффективные управленческие модели.
Основная нагрузка в реализации реальных социальных запросов в области дополнительного образования ложится на муниципалитет. Таким образом, эффективное использование потенциала муниципальных властей во многом определяет качество и динамику развития дополнительного образования.
Исследования по различным аспектам дополнительного образования проводились В. В. Беловой, В. А. Березиной, А. К. Брудновой, В. А. Горской, Е. Б. Евладовой, А. Я. Журкиной, М. Б. Коваль, В. Я. Коровиной, В. С. Кузиной, О. Е. Лебедевой, Т. И. Петраковой, И. И. Фришман и др.
В работах И. М. Бадаян, К. В. Волхонской, В. П. Головановой, И. В. Коркишко, А. Н. Лунева, Н. Я. Стрельцовой, В. И. Чарнолусского рассмотрен муниципальный уровень управления образованием.
Представим характеристику понятий «дополнительное образование» и «муниципальная система образования».
В п.1. ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование определяется как вид образования, которое «направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [5, с. 85].
А. Н. Лунёв рассматривает муниципальную систему образования как устойчивое и планомерное взаимодействие всех образовательных учреждений, которые территориально находятся в одном муниципалитете; систему, обеспечивающую продуктивную организацию образовательных услуг и способствующая сохранению и развитию посредством самоорганизации [3].
На территории муниципальных образований может располагаться большое количество образовательных учреждений дополнительного образования различного типа (дворец, центр, дом, клуб, станция, школа, студия, лагерь) и форм собственности (государственные, федеральные муниципальные и негосударственные).
Муниципальное управление дополнительным образованием подразумевает под собой планирование, организацию, руководство и контроль, «определяет функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие» [1].
А. Н. Лунёв выделяет следующие задачи муниципальных органов в плане управления дополнительным образованием:
− обеспечение жителей муниципалитета возможностью выбора учреждения дополнительного образования;
− организация летнего досуга и отдыха детей;
− координация деятельности учреждений дополнительного образования, независимо от форм собственности и административного подчинения;
− мониторинг и анализ результатов деятельности учреждений по удовлетворению кадровых потребностей муниципального округа;
− создание банков педагогических, управленческих, экономических инноваций в системе дополнительного образования [3].
Основными функциями муниципального управления учреждениями дополнительного образования являются следующие:
- Контроль условий аренды зданий, помещений и иного имущества учреждения дополнительного образования.
- Координация деятельности немуниципальных учреждений дополнительного образования.
- Планирование, организация, регулирование и контроль деятельности учреждений дополнительного образования.
- Помощь в научно — методическом обеспечении муниципального учреждения дополнительного образования.
- Информационное обеспечение учреждений дополнительного образования.
- Контроль исполнения законодательства об образовании, соблюдения образовательных стандартов и нормативов.
- Анализ состояния и прогнозирования развития сети учреждений дополнительного образования [5].
Ю. Н. Царев определяет следующие направления управленческой деятельности муниципалитета в учреждениях дополнительного образования: непосредственное управление функционированием и развитием системы дополнительного образования и координационное управление функционированием и развитием системы профессионального дополнительного образования [6].
Основные стратегии развития муниципального управления учреждениями дополнительного образования А. Н. Лунёв и Н. Б. Пугачева видят в следующем:
− создание на территории муниципального округа единого образовательного пространства, представляющего собой совокупность учреждений дополнительного, среднего и профессионального образования;
− развитие механизмов государственно — общественного управления, направленных на продуктивный диалог учреждений дополнительного образования с органами муниципальной власти, потребителями образовательных услуг и производством целесообразного образовательного пространства;
− «создание инновационных организационно — управленческих механизмов межкорпоративного взаимодействия учреждений дополнительного образования, направленных на обеспечение их оптимального функционирования и развития с целью получения качественно новых результатов образования, повышения конкурентоспособности и позиционирования» [3].
Структура муниципального управления учреждениями дополнительного образования должна быть оптимальной и многозадачной, отвечающей интересам населения муниципального округа. Своевременное внедрение новых технологий управления в исполнительных органах местного управления способны привести к оптимизации управленческого процесса и эффективно решать задачи по предоставлению дополнительного образования, стоящие перед учреждениями.
Литература:
- Волхонская К. В. Муниципальная система образования как объект управления: характеристика, структура // Молодой ученый. — 2018. — № 24. — С. 124–126. — URL https://moluch.ru/archive/210/51398/ (дата обращения: 24.08.2019).
- Коркишко И. В. Теоретические аспекты управления муниципальной системой образования: понятие муниципальной системы образования и ее структура // Актуальные воспросы экономических наук и современного менеджмента: сб. ст. по матер. XIII — XIV междунар. науч. — практ. конф. № 8–9 (10). — Новосибирск: СибАК, 2018. — с. 42–54. — URL: https://sibac.info/files/2018_09_05_economy/8–9 %2810 %29.pdf (дата обращения: 24.08.2019).
- Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. 3. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. — 2014. — № 02. — URL: http://e-научно-методический электронный журнал koncePtru/2014/l406ahtm (дата обращения: 24.08.2019).
- Максименко Т. А. Технологии управления дополнительным образованием детей в муниципальной образовательной системе (на материале города Салехарда) [Электронный ресурс] / Т. А. Максименко — Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/tekhnologiya-upravleniya-dopolnitelnym-obrazovaniem-detei-v-munitsipalnoi-obrazovatelnoi-sis/read (дата обращения: 23.06.2019)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 — ФЗ. — М.: Омега — Л., 2014.
- Царев Ю. Н. Муниципальная система образования в России: правовые основы организации и деятельности / Ю. Н. Царев. — М.: РИОР, 2013. — 224 с.